Под контролем Департамента культурного наследия города Москвы ведутся работы по реставрации храма Рождества Христова в Черневе, раположенного по адресу: Черневская улица, строение 1. Фасадам храма вернули первоначальный белый цвет.
«Небольшая церковь на Черневском кладбище является важным памятником архитектуры, хранящим память о нескольких веках развития этой территории. Некогда храм был самой высокой постройкой в усадьбе и возвышался над всей округой. Буквально на днях здесь закончился первый этап реставрации фасадов. Во время этих работ специалистам удалось выявить исторический цвет храма. Для этого они проанализировали все слои краски и определили, что фасады первоначально были белыми. Теперь жители вновь могут увидеть храм таким, каким он был много лет назад», — рассказал глава столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Во время работ реставраторы расчистили кирпичную кладку фасадов и белый камень, обработали участки, на которых есть биопоражения, привели в порядок цоколь, провели вычинку кирпича, а затем окрасили фасад.
В дальнейшем планируется отреставрировать купола, лестницы, окна и двери храма.
***
Первые сведения о церкви относятся к 1683 году. Тогда в селе Вышнее Чернево, которым владели братья Яков и Никита Таракановы, построили деревянную церковь. В 1718 году владелец села Чернево Алексей Иванович Тараканов построил небольшую усадебную каменную церковь во имя Рождества Христова.
В 1831 году новый владелец перестроил церковь. На месте деревянной колокольни появилась каменная, в стиле позднего классицизма, вероятно, тогда же была сделана небольшая трапезная. В советские годы церковь использовали под хозяйственные нужды, что привело к существенным утратам.
Согласно данным исследователей, церковь Рождества Христова относится к русским храмам раннего барокко — так называемым нарышкинским, которые возводили в конце ХVII — начале ХVIII века. Среди многообразия нарышкинских приемов для церкви на Черневской улице характерны небольшие физические размеры и очень скромный, по сравнению с большинством известных храмов этого стиля, характер внешнего убранства.