"Сорок сороков"

«Святые зорко следят за своим потомством». Светлой памяти Светланы Игоревны Шемякиной посвящается

Светлана Игоревна Шемякина

20 декабря 2019 года исполняется год со дня преставления правнучатой племянницы праведного Иоанна Кронштадтского Светланы Игоревны Шемякиной. Светлана Игоревна была близка Богородице-Рождественскому ставропигиальному женскому монастырю г. Москвы. Предлагаем Вашему вниманию статью настоятельницы нашего монастыря игумении Викторины (Перминовой) о приснопамятной рабе Божией Фотинии.

Вспоминая о дорогом и близком для нашей обители человеке, нашей прихожанке — правнучатой племяннице святого праведного Иоанна Кронштадтского Светлане Игоревне Шемякиной, не могла не вспомнить и эти слова преподобного Варсонофия Оптинского1. Действительно, угодники Божии всегда рядом со своими потомками и помогают им, а потомки святых приносят нам свет и тепло молитв своих сродников.

Светлана Игоревна отошла ко Господу 20 декабря 2018 г., после для памяти святителя Николая Чудотворца, с которым нередко сравнивали праведного Иоанна Кронштадского. Ее отпевали 23 декабря в ближайшем к ее дому храме Воскресения Словущего на Арбате (подворье Иерусалимской Православной Церкви), и наши сестры ездили с ней прощаться.

Со Светланой Игоревной мы общались и созванивались вплоть до последних дней ее земной жизни. Она очень любила нашу Богородице-Рождественскую обитель, которую стала посещать практически с момента открытия. Мы рассказали ей о том, что святой праведный Иоанн Кронштадтский служил в Казанском храме нашего монастыря, что он был духовным наставником управлявшей монастырем с 1902 по 1922 гг. игумении Ювеналии (Ловенецкой), а также ее духовной дочери преподобноисповедницы Фамари (Мараджановой)2. И вот Господь привел под кров нашей обители правнучатую племянницу отца Иоанна. И как после этого не сказать, что святые заботятся о всех нас!

Кандидат экономических наук, профессор, преподаватель одного из ведущих высших учебных заведений, заместитель заведующего кафедрой Российской и Мировой истории Государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ), супруга человека, близкого к правительственным кругам советского времени и работавшего с А.Н. Косыгиным, Светлана Игоревна Шемякина никогда не гордилась ни знаниями, ни ученой степенью, ни своим положением. Она была на редкость скромной и смиренной, искренне верующей, настоящей христианкой. Пыталась найти хоть что-нибудь о ней — некролог, воспоминания, фотографии, статьи об ее обширной деятельности — и нашла совсем немногое. Слава Богу, остались ее книги и статьи в соавторстве с другими родными отца Иоанна Сергиева и матушки Елизаветы Константиновны Сергиевой, в девичестве Несвицкой. И наверное, это лучшая память о ней. Но все же считаю своим долгом сказать хоть несколько слов об этом светлом человеке.

Чем нам особенно запомнилась Светлана Игоревна? Вот вижу ее на монастырской службе. Невысокого роста, кроткая, тихая, благоговейно молящаяся, незаметная среди других богомольцев, смущающаяся, когда ей предлагают место среди почетных гостей. А вот, после праздничной трапезы в монастыре, она ожидает Святейшего Патриарха или митрополита Истринского Арсения, чтобы записаться на прием или решить вопрос, связанный с увековечением памяти отца Иоанна Кронштадтского, организацией православной конференции или просто с нуждами какого-либо храма или обители, чтущих святого праведного Иоанна. Всегда радостная, улыбающаяся, не унывающая, поддерживающая других. Человек огромной доброты, такта, выдержки, внутренней силы, не показывавшая, когда ей было тяжело или больно. А ведь она похоронила любимых родителей, мужа, сына…

Монастырь встречает принесенную святыню — рясу праведного Иоанна Кронштадтского. 2008 г. Фото из архива монастыря

…30 июля — 1 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий благословил пребывание в нашем монастыре великой святыни — главы святого великомученика и целителя Пантелеимона. Светлана Игоревна оставалась с нами в обители, чтобы помочь в эти дни принимать нескончаемый поток богомольцев. Со свойственным ей энтузиазмом и радостью она была готова исполнять любое послушание. Учитывая ее возраст и положение, мы просили ее не утруждать себя. Тогда она встала продавать и раздавать свечи, святое масло и воду. Выполняла она свое послушание с такой любовью и самоотверженностью, что дома ее «потеряли». (Мощи находились в обители три дня, поток людей шел круглосуточно.) В то время только-только появились мобильные телефоны. Светлане Игоревне позвонил муж и спросил, где она. И дальше состоялся такой диалог: «Я в Богородице-Рождественском монастыре» — «В монастыре? И что же ты там делаешь?» — «Свечки продаю». — «Свечки продаешь???» К сожалению, невозможно передать на бумаге доброжелательную интонацию разговора, мягкую, добрую иронию человека очень высокого круга, обращавшемуся к своей жене-профессору. Нередко и он приходил к нам вместе с супругой помолиться.

Нам памятно и то, что Светлана Игоревна договорилась с одним из знакомых, и к нам в обитель в 2008 году была принесена для поклонения ряса святого праведного Иоанна Кронштадтского. Памятна та атмосфера любви и благоговения перед святыней, которая нас всех незримо объединяла.

Часто Светлана Игоревна звонила мне и делилась своими радостями и горестями. И я также звонила ей. Она принимала участие в жизни обители, а монастырь — в ее жизни. Конечно же, наше общение происходило по молитвам святого праведного Иоанна Кронштадтского, и все мы не могли этого не чувствовать. Когда Светлана Игоревна приезжала к нам, мы переживали духовный подъем, потому что она будто приносила с собой в обитель благословение самого святого Иоанна.

Ряса праведного Иоанна Кронштадтского. 2008 г. Фото из архива монастыря

Светлана Игоревна с большим почтением и любовью относилась к нашему духовнику протоиерею Борису Николаеву, и это почтение было взаимным. Нас глубоко трогало ее благоговение перед святыней. Она воспринимала территорию монастыря как святую землю. Как-то, во время проведения очередных работ в обители, мы ходили с ней по монастырю. Я рассказывала, сколько мы уже нашли и захоронили разбросанных и лежавших в небрежении в советские годы останков наших предшественников. На месте монастырского кладбища, перекопанного в советское время, в тридцатые годы построили школу, а до того на территории монастыря находился исправтруддом — место заключения. Поэтому все время присутствует ощущение, что монастырская земля целиком и полностью освящена мощами подвижников и новомучеников, и по этой земле мы ходим. Нужно было видеть, с каким благоговейным чувством слушала меня Светлана Игоревна, и как она восприняла эти слова. Такое чувство искусственно не сделать. И в своей книге Светлана Игоревна очень тепло написала про наш монастырь как про дорогую сердцу и близкую святому праведному Иоанну Кронштадтскому обитель. Конечно же, мы таких похвал не заслуживаем, но сам монастырь с его более чем шестисотлетней историей — место действительно святое.

…Светлана Игоревна Шемякина родилась 9 октября 1936 года в семье профессора Института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова Игоря Николаевича Шемякина, поработавшего в свое время и на дипломатическом поприще. Именно на дипломатической работе он встретил будущую супругу Милицу Александровну. В супружестве они имели двоих детей: Бояна и Светлану. Милица Александровна прожила долгую жизнь и умерла в 1996 году, в то время, когда Светлана Игоревна уже была нашей прихожанкой.

Игорь Николаевич — внучатый племянник и крестник святого праведного Иоанна Кронштадтского. Известна фотография, сделанная на даче в селе Мартышкино. На фото мы видим отца Иоанна, положившего руку на голову маленького мальчика. Этот мальчик — будущий профессор, которому придется поднимать народное хозяйство страны. У него будет своя научная школа, многочисленные ученики, из которых — более 40 кандидатов и докторов наук. Мы иногда недооцениваем влияние святых на жизнь и историю…

Как известно, брак отца Иоанна и его матушки Елизаветы Константиновны был только духовным, и своих детей у них не было. Случилось так, что в 1870 году к ним в Кронштадт приехала погостить родная сестра матушки Елизаветы Анна Константиновна. Она была замужем за учителем греческого языка Александро-Невского духовного училища, впоследствии священником, Григорием Цветковым. В то время Анна Константиновна была беременна. Неожиданно, 22 сентября, после праздника Рождества Пресвятой Богородицы, у Анны, находившейся в квартире отца Иоанна, начались роды. Новорожденную девочку нарекли Руфиной.

Праведный Иоанн Кронштадтский с крестником Игорем Шемякиным. Фото из архива родных св. Иоанна Кронштадтского

В 1872 году умер муж Анны Константиновны, оставив ее с двумя маленькими детьми без всяких средств к существованию. Отец Иоанн, видя беспомощное положение семьи родственников, предложил матушке Елизавете взять Руфину к ним и воспитать как дочь. «Господу Богу было угодно, чтобы моим истинным домом стала тихая, мирная квартирка под благословенным кровом незабвенного пастыря»3, — говорила Руфина Григорьевна.

Окруженная любовью и заботой дяди и тети, Руфина Григорьевна получила прекрасное воспитание и образование. Она очень любила своего святого наставника и, имея литературный талант, записывала проповеди отца Иоанна.

Однажды, гуляя по набережной Кронштадта, Елизавета Константиновна с Руфиной встретили Наталью Владимировну Шемякину (супругу управляющего Кронштадтской таможни) с сыном Николаем — морским офицером Балтийского флота. Так началось знакомство Руфины и Николая, из которого выросло большое и прочное чувство взаимной любви. Отец Иоанн благословил их на брак и напутствовал: «…друг для друга вы должны быть примером кротости и незлобия, воздержания, благодушия, честности и трудолюбия, покорности Божией воли, терпения и упования; помогайте друг другу, берегите друг друга, снисходите один другому, покрывая немощи друг друга любовью»4. От этого благословенного брака и родился внучатый племянник отца Иоанна Игорь, который был сильно привязан к Кронштадтскому пастырю и его матушке, рос под их любящим взором и называл их «дедушкой и бабушкой».

Живая и глубокая духовная связь не была утрачена с годами. В одном из писем Руфина Григорьевна писала сыну: «Я очень рада, что ты вчера попал в Иоанновский монастырь (имеется в виду Иоанновский монастырь на Карповке, где погребен святой праведный Иоанн Кронштадтский, и куда Игорь, по словам родных, мог заехать до отъезда в Москву — прим. сост.). Деда во всем добром поможет тебе. Если бы были живы тетя и дядя, они ни за что не отпустили бы тебя так далеко»5.

Профессор Игорь Николаевич Шемякин. Фото из архива Светланы Игоревны Шемякиной

Игорю Николаевичу приходилось и бывать за границей, и служить на Черноморском флоте, и заведовать кафедрами в московских вузах, и много ездить по стране, изучая проблемы экономики и экономической истории, организовывая научно-практические конференции. В государстве, которое было провозглашено атеистическим, он никогда не забывал о своем родстве со святым человеком. Глубоко порядочный человек, он неоднократно вступался за невинно осужденных, поэтому его жизнь подвергалась опасности. Ему предлагали уехать заграницу, где, как говорили, нашлось бы применение его разносторонним талантам, но он предпочел остаться на Родине. Бог хранил Игоря Николаевича за молитвы святого деда. Любовь к святому праведному Иоанну, к своим корням, к истории Отечества Игорь Николаевич пронес через всю жизнь и стремился передать детям.

Светлана Игоревна всей душой приняла то духовное наследие, которое передали ей близкие. Она посещала места, связанные с памятью святого праведного Иоанна Кронштадтского, заботилась о его мемориальном музее в Кронштадте (Посадская улица, дом 21, кв. 40).

Она очень любила Иоанновский и Пюхтицкий женские монастыри, которые созидал Кронштадтский пастырь, и где все свидетельствует о его заботе. Стремясь увековечить память отца Иоанна и принести пользу своими историческими и научными познаниями, Светлана Игоревна участвовала в различных православных форумах, говорила о духовных ценностях учащейся молодежи. Ее широкая и многополезная деятельность на благо Церкви и Отечества продолжалась до последних мгновений жизни.

Светлана Игоревна часто приезжала к нам в монастырь в гости так, как приезжают к родным и близким людям. И когда сестры обители бывали в городе по делам, некоторые из них навещали Светлану Игоревну. Это были и деловые встречи ради сохранения нашей общей исторической памяти, и передача поздравлений к праздникам. Оказываясь рядом с ней, мы неизменно попадали в удивительную атмосферу любви и радушия.

Почему Светлана Игоревна избрала наш монастырь и полюбила нас, все же было загадкой. Ведь мест, связанных с памятью святого праведного Иоанна, много, и думаю, что ей везде были рады. Просто у нее было доброе сердце, и она помогала тем, кто менее всего заслуживает внимания. И вот что написала она сама о нашем монастыре в книге «Святой праведный Иоанн Кронштадтский и супруга его матушка Елизавета Сергиева»: «Рождественский монастырь был носителем духа Христова, "духа Его любви, спасения, святыни, правды, кротости, незлобия, долготерпения"»6. Видимо, нас просто роднило стремление к этому духу, которым жил в прежние века наш монастырь, и который имел святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Вечная память и вечный покой приснопоминаемой рабе Божией Фотинии!

При написании статьи использованы материалы:

  • Святой праведный Иоанн Кронштадтский и супруга его матушка Елизавета Сергиева. Проповеди. Воспоминания современников и родственников. Сост. Шемякина С.И., Шпякина Г.Н. СПб: Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви, 2008. С.279-281, 284-285, 288-291, 303, 337-338, 502-505;
  • Шемякина С.И., Шпякина Г.Н. О незабвенной воспитаннице о. Иоанна Кронштадтского Руфине Григорьевне Шемякиной /статья, машинопись/;
  • электронный ресурс https://otets-gennadiy.livejournal.com/146546.html;
  • фото из архива монастыря.

1 Прписп. Никон (Беляев). Дневник последнего духовника Оптиной пустыни. СПб: «Сатис», 1994. С.126.

2 Епископ Арсений (Жадановский). Воспоминания. М.: Свято-Тихоновский Богословский институт, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, 1995. С. 106-115.

3 Святой праведный Иоанн Кронштадтский и супруга его матушка Елизавета Сергиева. Проповеди. Воспоминания современников и родственников. Сост. Шемякина С.И., Шпякина Г.Н. СПб: Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви, 2008. С. 288.

4 Там же. С. 290-291.

5 Там же. С. 337-338.

6 Там же. С. 502.

Игумения Викторина (Перминова)

материал из архива сайта

Богородице-Рождественский монастырь