"Сорок сороков"

Чем живет Православная Москва

20 декабря 2019 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось ежегодное итоговое Епархиальное собрание г. Москвы. Помимо традиционных для высокого собрания докладов и статистики за истекший год, Святейший поделился мыслями о насущных проблемах московского духовенства.

О посте

«На сегодняшний день мы не имеем общепринятых указаний о степени поста для людей, живущих в миру. А те указания, которые предписаны в наших богослужебных книгах, являются частью монастырского уклада жизни.

Очевидно, что современный человек, особенно если он не приучен к посту, неспособен соблюдать пост в полной мере. Одно дело — пост для монаха, другое дело — для человека, выполняющего тяжелую физическую работу. Должна быть вдумчивая пастырская работа с нашими прихожанами, индивидуальный подход, чтобы каждый из них участвовал в посте, особенно в Великом посте, — участвовал по мере своих сил, но участвовал непременно».

О чине над некрещеными младенцами

«Никакого "чина отпевания некрещеных младенцев" не существует. В прошлом году Священным Синодом было благословлено к употреблению "Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения". Это последование содержит в основном молитвы об утешении скорбящих родственников умершего младенца, а также две фразы, в которых мы просим о благой участи для младенца».

Об исповеди

«Первая и самая очевидная из возможных ошибок в пастырском руководстве — это неумение дорожить людьми. Каждый человек, покинувший евхаристическую общину, оставивший церковную жизнь, особенно если это происходит в результате пастырской ошибки, ошибки духовного руководства — это трагедия!

Исповедь должна служить исключительно делу примирения согрешившего человека с Богом, и недопустимо делать ее средством дознания или надзора, психотерапии, преодоления конфликтов и чего бы то ни было еще. Слушающий исповедь священник должен в этот момент отложить от себя все функции — наставника, руководителя, друга, собеседника — все, кроме одной: свидетеля человеческого покаяния».

О переводе богослужения на русский язык

«Сегодня многие прихожане, — быть может, даже больше, чем 20-25 лет назад, стремятся активно участвовать в богослужении, вникать в его смысл. Это не может не радовать.

В этом году я поручил комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения проработать проект составления сборника новой редакции назидательных текстов, читаемых во время богослужений. Пока эта работа еще ведется, но некоторые тексты можно найти в сети Интернет. Также полагаю возможным, чтобы там, где общины к этому готовы, апостольские и паремийные чтения, которые нередко наиболее сложны для понимания, звучали на русском языке. То же касается чтения Евангелия при совершении треб и при уставном прочтении всего текста Четвероевангелия на Страстной седмице, которое на практике нередко распределяется на весь Великий пост. При этом настоятелям следует прислушиваться к своим приходам: где-то введение упомянутых практик будет воспринято с благодарностью, а где-то может вызвать неприятие, обусловленное иной многолетней привычкой.

Важно помнить, что здесь главная цель священника не в том, чтобы реализовать нечто, что представляется ему теоретически правильным, но в том, чтобы помочь прихожанам приумножить в себе любовь к богослужению».

О статистике (приходской отчетности)

«Статистика должна облегчать, а не отягощать труд Патриарха, архиереев, священников и их помощников.

Недавно в одном из викариатств было распространено указание предоставлять информацию о деятельности воскресных школ ежемесячно, — такая частая отчетность представляется явно излишней. Показательно, что вот уже несколько лет в обществе обсуждается необходимость уменьшения административной нагрузки на школьных учителей. В итоге государством был в этом году подготовлен законопроект, направленный на уменьшение таковой нагрузки. Полагаю уместным присматриваться к положительным примерам из жизни светского общества и рекомендую епархиальным комиссиям города Москвы придерживаться подобного подхода в своем взаимодействии с приходами».

О богослужении в жизни общины

«Московские приходы очень разнообразны: одной будет жизнь прихода с богатой историей в центре столицы, иной — жизнь прихода с устоявшейся общиной в жилом районе, совершенно другой — прихода строящегося храма, община которого только формируется.

Однако в жизни всех приходов имеется общее и главное — это совершение богослужения, и в первую очередь — Божественной литургии. Внешняя активность прихода, будь то в социальной или молодежной сфере, важна. Но она приобретает смысл и значение лишь тогда, когда так или иначе связана с объединением прихожан вокруг Евхаристической Чаши.

Несомненно, богослужение — это главное в жизни прихода».

«Православная Москва»