"Сорок сороков"

Кафедра социальной работы ПСТГУ разработает обучающие курсы по оказанию ситуационной помощи маломобильным людям

Кафедра социальной работы ПСТГУ получила гранд Фонда «Православная инициатива» на разработку курса повышения квалификации по оказанию ситуационной помощи маломобильным людям. Заведующая кафедрой социальной работы Татьяна Валерьевна Зальцман рассказала о предстоящей реализации проекта.

— Татьяна Валерьевна, вас можно поздравить с получением гранта. Почему вы решили попробовать свои силы именно в этом направлении?

— В настоящее время есть большая потребность в самых разнообразных проектах в области доступной среды. Об этом неоднократно говорили и Святейший Патриарх Кирилл, и специалисты Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Это современный тренд, который обусловлен необходимостью предоставления своевременной помощи не только людям с инвалидностью, но и тем, кто по той или иной причине в этом нуждается, — путешественникам с чемоданами, женщинам на каблуках или с детскими колясками и т.д. Сейчас я сама осваиваю самокат и стала замечать намного больше деталей, чем в то время, когда ходила пешком.

Помощь может быть разной.

Чаще всего говорят об обустройстве зданий и территорий в соответствии с потребностями маломобильных групп населения, о так называемой архитектурной доступности и об инклюзивном дизайне. Уже сейчас мы видим, что адаптируются транспортная инфраструктура, банки, школы, поликлиники и больницы, государственные учреждения. Храмы тоже должны соответствовать современным требованиям. Это требует значительных вложений. Самые большие проблемы возникают с перестройкой старых зданий, особенно памятников архитектуры, а вот современные здания, в том числе и храмы, изначально проектируются в соответствии с действующими нормативами. Например, подъезд дома делают на одном уровне с дорогой, поэтому здесь не нужны ступени и пандусы, а отсутствие порожков позволяет человеку с коляской без труда въехать и выехать.

Если же возможности перестроить и достроить необходимые элементы нельзя, тогда мы говорим о ситуационной помощи: помогать преодолевать существующие барьеры будут люди. И здесь важно хотя бы своевременно предупредить о барьерах: неизвестность — большое препятствие для маломобильного человека.

Самое главное не количество потраченных денег, а достижение цели: сделать так, чтобы любой человек смог стать полноправным участником жизни общества, участником богослужения и приходской жизни. Ситуационная помощь — это наша живая реакция, это подстроенная под конкретного человека программа мероприятий. Здесь можно ориентироваться на коллег из других профессиональных сфер: на многих транспортных объектах, например в аэропортах, не только среда адаптирована, но и всех сотрудников учат своевременно оказывать помощь маломобильным гражданам.

Специалист должен уметь изучить храм, прихрамовую территорию и территорию на пути до ближайших остановок общественного транспорта, а затем разработать комплекс необходимых мер: продумать способы транспортировки из дома и обратно, найти варианты адаптации инфраструктуры, подобрать и правильно расположить церковную утварь, отработать варианты оказания помощи и подобрать для этого команду. Все это входит в компетенцию приходского социального работника. А мы в рамках нашего проекта научим и покажем, как это правильно сделать.

— Будет ли полезен опыт, полученный при реализации данного проекта, в учебном процессе?

— Несомненно. В программу курса «Теория социальной работы», который я читаю в ПСТГУ, включена отдельная тема, которая называется «Социальное пространство». Мы изучаем физическое пространство и роль, которую оно играет в жизни людей: как зависит наше самочувствие и настроение от окружающей обстановки; как предметы, которые находятся рядом, влияют на нас; какого размера должны быть окна и где они должны располагаться; к чему приводит отсутствие личных вещей, например, у жителей стационарных учреждений; как создать ощущение безопасности у детей в больнице. В том числе мы изучаем и особенности организации доступной среды для маломобильных людей. Подготовленные в рамках проекта лекции, задания, тесты, хрестоматии и наглядные пособия обязательно будут использоваться и для обучения студентов бакалавриата. Мы сделаем шаг к тому, чтобы, как и в других вузах (архитектурных и транспортных), ввести новую дисциплину по организации доступной среды.

— Есть ли у студентов возможность получить практический опыт работы в рамках проекта?

— Конечно! Невозможно заниматься социальной работой только в теории и только в аудитории. Именно на практике, когда сталкиваешься с другим человеком, начинаешь понимать, что испытывает человек, которому необходима помощь. Хочу сразу отметить, что наша современная молодежь очень активная, отзывчивая и неравнодушная. Мы организуем процесс обучения так, чтобы студенты с первого курса были вовлечены в реальные проекты, что позволит не только закреплять полученные знания, но и получить опыт организации социальной деятельности и профессиональной коммуникации.

Студенты будут вовлечены в подготовку видеороликов, тем самым актуализируют знания, полученные в рамках дисциплин «Организация деятельности студента в образовательном пространстве» и «Теория социальной работы». Они смогут пообщаться с людьми, которые испытывают трудности с передвижением, и научатся им помогать, увидят социальные учреждения, познакомятся с архитекторами и проектировщиками доступной среды. Это бесценный опыт, который они смогут использовать и в дальнейшем.

— Много ли людей вовлечено в реализацию проекта?

— В команду проекта входят преподаватели, студенты и выпускники кафедры социальной работы ПСТГУ, представители Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и Фонда «Город без барьеров», представители общественных организаций инвалидов.

— Какое наследие после себя оставит этот проект, какие результаты вы планируете получить?

— Во-первых, в рамках проекта будет разработан и апробирован курс повышения квалификации на 76 часов по оказанию ситуационной помощи, значительная часть которого будет реализована с использованием дистанционных технологий. Во-вторых, будут подготовлены обучающие видео- и фотоматериалы, которые можно будет использовать, в том числе и при подготовке будущих методических материалов. В-третьих, полезные знания и навыки по работе с людьми с инвалидностью получат 60 человек. Слушатели разработают собственные проекты, в частности, будет размещена актуальная информация о доступной среде и ситуационной помощи на сайтах епархий, благочиний и храмов.

— Что бы вы хотели сказать абитуриентам, рассматривающим возможность обучения по направлению «социальная работа»?

— Социальная работа — это очень востребованная на сегодняшний день профессия, предлагается много вакансий, а количество предложений на рынке труда будет расти и дальше. Наших студентов в ближайшие 4 года ждет насыщенная жизнь: разнообразные занятия, путешествия в другие города и страны, научные конференции, встречи с удивительными людьми — руководителями, сотрудниками благотворительных организаций и органов власти. На собеседовании с работодателем выпускникам не будет «мучительно больно за бесцельно прожитые годы»: они смогут не только показать свой диплом, но и представить портфолио из реальных проектов, в которых принимали участие во время учебы не только как исполнители, но и как организаторы.

Те, кто хочет стать слушателями курсов повышения квалификации «Оказание ситуационной помощи маломобильным людям», могут направлять свои заявки по адресу: tzaltsman@pstgu.ru. Задать вопросы можно по телефону 8 (901) 541-02-21. Сроки обучения: октябрь-декабрь 2019 года. Обучение бесплатное. По окончании обучения выдается удостоверение о повышении квалификации.

Пресс-служба ПСТГУ