Фотоальбомы, Центральное викариатство (новости)

Митрополит Волоколамский Иларион: Суть религиозной жизни заключается в любви к Богу

16 января 2022 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики храма.

На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании Литургии владыка обратился к верующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, в Неделю пред Богоявлением, мы слышали предписанное уставом чтение из Евангелия от Марка, где рассказывается о том, как явился Иоанн Креститель, как проповедовал он в пустыне Иорданской, призывая всех людей: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 3:2).

Господь избрал Иоанна Предтечу, чтобы уготовать путь Своему Единородному Сыну, Который пришел на землю, воплотился и стал Человеком для того, чтобы каждому из людей даровать спасение и жизнь вечную.

Проповедь Иоанна Крестителя, которая дошла до нас в изложении четырех евангелистов, содержала то, что потом положит в основу Своей проповеди Господь Иисус Христос: со слов Иоанна Крестителя "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное", Сам Господь Иисус Христос начал Свою проповедь и Свое земное служение.

Но в проповеди Иоанна Крестителя мы слышим и о многом другом — о том, что потом также будет воспроизведено и развито в проповеди Господа Иисуса Христа. Так, отвечая на претензии иудеев, что они чада Авраамовы, Господь Иисус Христос говорит: "Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы" (Ин. 8:39). О том же проповедовал и Иоанн Креститель: "Не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму" (Мф. 3:9). Он предостерегал: "Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф. 3:10). Предтеча предупреждал о грядущем возмездии, об ответственности людей за их нежелание услышать глас Божий и последовать за Единородным Сыном Божиим, Который был обетованным Мессией и пришел в мир, чтобы указать каждому человеку путь ко спасению.

Проповедь Иоанна Крестителя предваряла проповедь Иисуса Христа. На тот момент, когда Господь Иисус Христос выходил на Свою проповедь, Он был никому не известен, а Иоанна Крестителя уже знала вся страна иудейская. Поэтому вполне естественно, что Господь Иисус Христос в Своей проповеди поначалу заимствовал даже буквально слова и выражения, которые Он слышал от Иоанна Крестителя.

Единомыслие этих двух людей — человека, который пришел уготовать путь Сыну Божию, и Самого Сына Божия — выражается в том, как и о чем они проповедовали. Почему Иоанн Креститель говорил то, о чем потом скажет Господь Иисус Христос? Потому что Сам Бог так вразумлял его. Как Бог открывал Свою волю пророкам и те слышали Его слово, и передавали это слово людям, точно так же и Иоанн Креститель — последний из пророков и первый из апостолов — передавал людям то, что слышал от Бога.

Призыв к покаянию, который звучал из уст святого Иоанна Предтечи, прежде всего, был призывом не только к тому, чтобы раскаяться в своих грехах, осознать свои ошибки, оплакать свои злодеяния, но и изменить образ жизни и образ мысли радикальным образом.

Иудеи того времени считали, что святость и благочестие заключается в том, чтобы исполнять различные предписания закона Моисеева. Чем больше этих предписаний знал человек и старался их воплотить в жизнь, тем больше ему казалось, что он приближается к святости.

Но сначала Иоанн Креститель, а затем и Сам Господь Иисус Христос своей проповедью показали, что суть религиозной жизни заключается не в том, чтобы исполнять бесконечное количество предписаний и запретов, а прежде всего в том, чтобы любить Бога, всю свою жизнь посвящать Богу, приносить покаяние, то есть вместо злых дел совершать добрые, исполнять свой долг. Всем людям, приходящим к нему, Иоанн Креститель говорил: никого не обижайте, всем делайте добро. И его простые наставления актуальны во все времена.

Исполнение воли Божией и суть религиозной жизни заключается в том, чтобы сердце человека было настроено на Господа. Тогда и вся его жизнь будет посвящена Богу, а все остальное приложится.

Сначала Иоанн Креститель проповедовал в пустыне, потом был арестован, посажен в темницу, затем был обезглавлен, о чем мы слышим из Евангелий. Господь наш Иисус Христос проповедовал то же самое, но сказал гораздо больше, чем успел сказать Иоанн Креститель. Но и Христос также был предан на смерть, осужден, распят на кресте, а потом воскрес, и Его воскресение положило начало новой жизни, новому бытию, жизни христианской Церкви, которая продолжается по сей день. И мы с вами наслаждаемся плодами той победы, которую одержал Господь Иисус Христос, — победы, которая была предсказана пророками и предвосхищена проповедью Ионна Крестителя.

В эти дни мы готовимся к празднику Богоявления. В этот праздник мы будем освящать воду в воспоминание Крещения Господня, когда Сам Господь Иисус Христос вместе с другими людьми сошел в воды Иорданские — не для того, чтобы очиститься от грехов, ибо грехов у Него не было, а для того, чтобы освятить естество вод, и чтобы люди, которые будут погружаться в эти воды, освященные Его Божественным и живоносным присутствием, получали прощение и очищение от грехов, благодать и силы к возрождению и новой жизни.

Будем готовиться к этому празднику и просить Господа, чтобы, придя к нам обновить естество вод, Он обновил и наше человеческое естество, помог бы нам проникнуть в самую суть религиозной жизни, усвоить для себя, осознать и воплотить в жизнь евангельские заповеди. И чтобы Сам Христос был нашим путеводителем на пути в Царствие Небесное. Аминь.

Всех вас поздравляю с праздником! Да хранит вас всех Господь!»

Служба коммуникации ОВЦС