Монастыри (новости)

Подведены итоги конкурса «Московская реставрация — 2017»

7 декабря 2017 года в столице наградили лауреатов «Московской реставрации — 2017». Это конкурс Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия. Он проходит уже в седьмой раз. Церемония награждения состоялась в здании Театра имени Моссовета.

«Когда эта премия только начиналась, были сомнения, будут ли достойные претенденты на нее. Сегодня таких опасений нет. Десятки желающих с реально хорошими, мирового уровня проектами реставрации подают заявки на этот конкурс», — сказал Сергей Собянин.

По его словам, сегодня воссоздают историческую среду всего города. Мэр Москвы напомнил, что в этом году закончилась реконструкция Бульварного и Садового кольца, Тверской улицы, Старой, Новой, Славянской площадей, Тверской Заставы. «Сотни исторических зданий своими вновь отремонтированными, отреставрированными, подсвеченными фасадами вернулись к горожанам», — отметил он.

В этом году также завершилась реставрация памятника Александру Пушкину, на площадь возле Белорусского вокзала вернули памятник Максиму Горькому, открылся парк «Зарядье», куда вписались уникальные памятники старины. «Появилась новая точка, с которой прекрасно видны Кремль и Красная площадь. Десятки тысяч москвичей и туристов приходят туда для того, чтобы полюбоваться в первую очередь объектами истории», — подчеркнул мэр Москвы. Масштабные работы ведутся и на ВДНХ — там проходит историческая и научная реставрация 40 объектов. В ближайшие два-три года эти работы закончат.

Кроме того, Сергей Собянин добавил, что на МЦК отреставрировали целый ряд уникальных объектов, которые строились в начале прошлого века знаменитыми архитекторами. Он также поблагодарил реставраторов, инженеров, проектировщиков и всех остальных, кто причастен к этим работам в Москве.

Цель конкурса «Московская реставрация» — развить традиции московской школы реставрации, привлечь интерес к памятникам истории и культуры. Основные номинации:

  • за лучший проект реставрации и/или лучший проект приспособления к современному использованию;
  • за высокое качество ремонтно-реставрационных работ;
  • за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ;
  • за научно-исследовательскую работу и/или научно-методическое руководство.

Награды вручают по разделам:

  • объекты гражданской архитектуры;
  • городские усадьбы;
  • объекты культового зодчества;
  • объекты промышленной архитектуры;
  • объекты монументального искусства;
  • объекты археологического наследия;
  • молодой реставратор (впервые с этого года);
  • специальные премии.

С 2011 года лауреатами конкурса стали 199 человек и организаций, в 2017-м — свыше 50 специалистов и организаций, которые участвовали в реставрации 20 объектов культурного наследия. Всего было подано 100 заявок.

Лауреаты конкурса «Московская реставрация — 2017» (по разделу «Объекты культового зодчества»)

Ансамбль Донского монастыря, XVI-XIX века, — церковь Михаила Архангела, 1806-1809 годы, усыпальница Голицыных, (Донская площадь, дом 1/3, строение 20):

— за лучший проект реставрации — Галина Степаненко;

— за высокое качество ремонтно-реставрационных работ — Донской ставропигиальный мужской монастырь.

Ансамбль Рождественского монастыря, начало XVI века, XVII-XVIII века и начало XIX века, — колокольня, 1835 год, архитектор Николай Козловский (улица Рождественка, дом 20/8, строение 16):

— за лучшую организацию и высокое качество ремонтно-реставрационных работ — НП «Единая служба заказчика Московской Патриархии».

Церковь Рождества Христова, 1689-1692 годы, конец XVIII-XIX века, в Варварине, 1693 год (поселение Краснопахорское, деревня Варварино):

— за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ — православный приход храма Рождества Христова в Варварине.

***

Храм Архангела Михаила был построен в 1806-1809 гг. как храм-усыпальница семейства Голицыных на средства Анны Голицыной, урожденной баронессы Строгановой.

Он возведен в классических формах московского ампира. Апсида восточного фасада по высоте и ширине равна храму, что порождает ассоциации с мавзолеями-ротондами, которые во множестве возводили в родовых усадьбах в конце XVIII в. Главный вход в храм был отмечен торжественным портиком.

Внутреннее убранство храма не сохранилось. С 1930-х гг. в нем находились скульптурные надгробия из храмов обители, других монастырей и храмов, а также из подмосковных усадеб. Долгие годы в соборе располагался отдел мемориальной пластики и скульптуры Государственного научно-исследовательского музея архитектуры.

Официальный сайт мэра Москвы