Епархиальный совет

Положение о ставленническом экзамене в Московской (городской) епархии Русской Православной Церкви

Положение о ставленническом экзамене (диакона или пресвитера) вводится в Московской епархии Русской Православной Церкви для определения готовности ставленников к хиротонии и подготовки их к самостоятельному служению, через определение степени знания ими церковной традиции, святоотеческого и литургического наследия, основ пастырского душепопечения, а также понимания особенностей миссии Церкви в современном мире.

Ставленнический экзамен:

1. В каждом викариатстве города Москвы назначается опытный священник, специально учиненный для того, чтобы определить степень подготовки ставленников, рекомендовать им необходимую литературу, оказать консультативную и пастырскую помощь, а затем представить архиерею заключение о готовности ставленника к рукоположению.

2. Прежде рассмотрения кандидатуры о рукоположении в священный сан ставленники приглашаются на беседу с викарием вместе со своими супругами.

3. Проверка готовности ставленника к рукоположению проводится в форме бесед, на которых обсуждаются вопросы литургической и пастырской деятельности священнослужителя, прежде всего, на основе предлагаемого ставленникам для подготовки списка литературы (см. ниже).

Беседы могут быть организованы различным образом, на усмотрение учиненного священника. Это может быть обсуждение тех или иных тем, беседа в форме вопросов и ответов, разбор конкретных случаев пастырской и литургической практики.

Организуются три собеседования:

1. Первое собеседование посвящается рассмотрению вопроса о духовной, а для кандидатов в пресвитеры ― и пастырской подготовке ставленника на основе знания им литературы из прилагаемого списка.

2. Второе собеседование посвящено практическим моментам священнослужения, определению степени знания ставленником своих богослужебных обязанностей.

3. На третьем собеседовании подводятся итоги качества знаний и выносится решение о возможности либо невозможности предложения ставленника к хиротонии.

Если ставленник уже на первой встрече показал должный уровень подготовки, экзаменатор может сразу предложить его для рукоположения.

В случае, если кандидат в священный сан не полностью либо неудовлетворительно подготовился к великому и ответственному шагу в своей жизни ― хиротонии, экзаменатор проводит с ним необходимую беседу, предлагает для выполнения конкретные задания, отвечает на возникшие вопросы, указывает на источники и литературу, которым необходимо уделить особое внимание при подготовке к рукоположению и дальнейшему служению, и назначает новую дату собеседования.

Список литературы для собеседования со ставленником во диакона и священника:

  • Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты.
  • Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться: Письма.
  • Архим. Киприан (Керн). Православное пастырское служение.
  • Прот. Алексий Остапов. Пастырская эстетика.
  • Архим. Иоанн (Крестьянкин). Рассуждение с советом. Сборник писем.
  • Учительное известие.

Ставленник в сан диакона должен быть подготовлен по следующим вопросам, касающимся богослужения:

  • Порядок входа в алтарь и выхода из него;
  • Входные молитвы (наизусть);
  • Порядок облачения и молитвы на облачение (наизусть);
  • Порядок каждения на вечерне, литии, утрени, Литургии;
  • Схема чинопоследования вечерни, утрени, всенощного бдения и Божественной литургии;
  • Все диалоги Божественной литургии (наизусть);
  • Последование хиротонии.

Ставленник должен хорошо читать по-церковнославянски и уметь найти в богослужебных книгах прокимен, Евангельское и Апостольское зачало.

Ставленник в сан священника должен быть подготовлен по следующим вопросам, касающимся богослужения:

  • Входные молитвы (наизусть);
  • Молитва на кадило (наизусть);
  • Молитвы на облачение (наизусть) и порядок облачения;
  • Разрешительная молитва на Исповеди (две молитвы наизусть);
  • Порядок каждения на вечерне, литии, утрени, Литургии;
  • Схема чинопоследования вечерни, утрени, всенощного бдения и Божественной литургии;
  • Все диалоги Божественной литургии (наизусть);
  • Молитва перед Святым Причастием (наизусть);
  • Последование хиротонии.

Викарный архиерей может, по своему усмотрению, расширять список рекомендуемой литературы и число вопросов.

Также в рамках подготовки к экзамену предлагается пригласить ставленника на богослужение (ставленника в сан священника ― пригласить к сослужению). При этом важно обратить внимание на поведение ставленника в алтаре, совершение им крестного знамения, поклонов, богослужебное чтение, пение, каждение, а также отношение ставленника к храму и богослужению в целом.

В случае успешной сдачи экзамена ставленнику выдается свидетельство, подписанное экзаменатором. Документ о готовности к хиротонии учитывается на заседаниях Совета викариатства и в числе прочих направляется на рассмотрение Святейшему Патриарху.

Подготовка кандидатов к рукоположению:

1. На заседаниях Советов викариатств, где рассматриваются вопросы о рукоположении в священный сан, должен присутствовать представитель городской Экзаменационной комиссии (один или два члена).

2. На заседании Совета викариатства, при рассмотрении вопроса о рукоположении в священный сан, обязательно должны присутствовать священник, рекомендовавший данного кандидата к рукоположению, и духовник кандидата.

3. Клирик (ректор, викарий, настоятель, священник, преподаватели духовных школ и православных университетов), который представляет к рукоположению ставленника, должен иметь попечение о рекомендованном, начинающем священнослужителе, особенно важно в первые два года служения не оставлять его без своего внимания. Необходимо 2-3 раза в год приглашать его к богослужению и проводить пастырские беседы о вопросах его церковного служения.

4. Прежде рассмотрения кандидатуры о рукоположении в священный сан для встречи с управляющим викарием приглашаются супруги кандидатов для духовной, подготовительной беседы.

Организация пастырской практики для вновь рукоположенных:

5. Каждый рукоположенный в священный сан проходит 40-дневную богослужебную практику в Храме Христа Спасителя или в Елоховском соборе, или в храме «Большое Вознесение» у Никитских ворот, или в храме святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе. Насельникам ставропигий проходить практику в своих обителях.

6. Каждый рукоположенный пресвитер в течение 50 дней закрепляется за конкретным духовником из списка, представленного управляющими викариатствами. Духовник составляет программу бесед и встреч с конкретным пресвитером, чтобы такие встречи проходили два раза в неделю и на них разбирались основные вопросы духовнической практики и пасторской жизни. Насельники ставропигий проходят данную практику у духовника своей обители.

7. После прохождения богослужебной практики священнослужитель проходит 10-дневную практику социального служения под руководством Преосвященного епископа Пантелеимона. Насельники ставропигий данную практику не проходят.

8. На каждого недавно рукоположенного священнослужителя после прохождения им практики составляются следующие характеристики: а. от настоятеля или ключаря храма, где клирик проходил богослужебную практику; b. от руководителя церковного социального учреждения, при котором клирик проходил практику социального служения; c. только для пресвитеров — от духовника, у которого клирик проходил пастырскую практику.

Характеристики направляются в канцелярию Московской Патриархии для внесения в личное дело, а копии — управляющему тем викариатством, где клирик будет нести служение.

Московская городская епархия