6 июля 2021 года помощник председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата по строительству храмов иерей Александр Привалов провел ряд совещаний по проектированию, строительству и реставрации храмов в Москве.
На совещании, посвященном проектированию храмового комплекса с храмом праведного Симеона Верхотурского в Марьине (Новочеркасский бульв., вл. 6-8) обсуждались вопросы финансирования проектных и строительных работ, оформления документации, а также вопросы, связанные с подготовкой к началу строительства. Это объект Программы строительства православных храмов в г. Москве. Настоятель прихода иерей Александр Герего попросил о помощи ФХУ при выборе подрядной организации и технического заказчика.
По проекту объемно-планировочная композиция храма образована двумя блоками, различными по функциональному наполнению, но составляющими единое здание: это основной пятикупольный храм и приходской дом, развернутый относительно основного храма под углом 45º и образующий уютный двор перед южным фасадом здания. Живописность асимметричного композиционного решения подчеркивает колокольня, расположенная в юго-западной части постройки. Дополнительную динамику объемно-пространственному решению придает открытая лестница, ведущая от главной паперти на второй этаж приходского дома.
Затем состоялось совещание по вопросам реставрации храма великомученицы Ирины в Покровском (ул. Фридриха Энгельса, д. 38). Проектная документация по реставрации храма передана в госэкспертизу. Получены замечания. Проектировщики должны их исправить в самое ближайшее время.
Каменный храм великомученицы Ирины был возведен в конце XVIII века, пережил несколько войн и революций, не раз перестраивался. В 1934 году в храме разместился клуб «Ворошиловских стрелков» Бауманского района. Купол и колокольня уже были снесены. После Великой Отечественной войны здание переоборудовали в цеха расположившегося здесь Московского электромеханического завода № 1. Позже завод переехал на новое место в Колодезный переулок, за Стромынку, а в храме устроили продовольственный склад со столовой.
Только в 1992 году храм был возвращен Церкви. За прошедшие годы проведена огромная работа по реконструкции разрушенных частей здания, частично очищены от поздних наслоений элементы древней росписи, восстановлены купол и колокольня. В храме шесть приделов: наверху — Живоначальной Троицы, великомученицы Ирины, великомученицы Екатерины и три придела в расчищенной подклети храма — равноапостольного князя Владимира, равноапостольной княгини Ольги, новомучеников и исповедников Церкви Русской.
На совещании по строительству храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в Зюзине (пересечение ул. Каховка и ул. Азовская) решался вопрос о сдаче этого объекта в эксплуатацию. На сегодняшний день купол с крестом установлены, выполнена отделка фасадов, все окна смонтированы, ведутся кровельные работы на колокольне. Подрядчики приступили к устройству индивидуального теплового пункта, закупили оборудование для водомерного узла. До конца года планируется установить шатер на колокольню, завершить внешнюю отделку крылец, в цоколе смонтировать систему отопления.
На совещании по проектированию храмового комплекса с храмом праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы в Черемушках речь шла о подготовительном этапе к строительству этого церковного объекта. До конца лета проектная документация стадии «П» должна выйти из экспертизы. Предстоит разработать проектную документацию стадии «РД» (рабочая документация), найти средства на первый этап, решить вопрос с оформлением временного храма.
Образно-художественное решение храмового комплекса с храмом праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы в Черемушках основано на понимании общих истоков для различных архитектурных школ и направлений православной архитектуры, лежащих в раннехристианском зодчестве до разделения Восточной и Западной Церквей. Стройные одноглавые храмы с высокими главами, общие как для домонгольской архитектуры Смоленска и Чернигова, так и для зодчества Сербии и Македонии, восходят к своеобразно трактованным византийским прообразам. Немаловажно и влияние романской архитектуры Западных Церквей, имеющих вместе с Восточными корни в позднеантичном Риме, выработавшем разнообразные композиционные решения в рамках сводчато-арочной тектонической системы. При пластически разработанном объеме здания его декоративные элементы просты в строительстве и ограничены по номенклатуре. Цветовыми акцентами на фасадах являются мозаичные иконы, расположенные на значимых в смысловом отношении участках стен. В качестве основного архетипа приняты метрические ряды арок, варьирующиеся по габаритам и смысловому наполнению: от аркатурных поясков, чередующихся с пилястрами, до крупных двухъярусных оконных проемов, в нижних частях являющихся трехчастными.