Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Строительство храмов (видео), Строительство храмов (новости), Строительство храмов (фото), Юго-Западное викариатство (новости)

Предстоятель Русской Церкви освятил храм преподобной Евфросинии в Котловке и возглавил хиротонию архимандрита Фомы (Демчука) во епископа Гдовского

 

 

 

2 июля 2017 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, Патриаршего подворья в Котловке г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме, за которой Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил хиротонию архимандрита Фомы (Демчука) во епископа Гдовского, викария Псковской епархии.

При освящении храма и за Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Троице-Сергиевой лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря, управляющий Юго-Западным московским викариатством; епископ Великолукский и Невельский Сергий; епископ Бронницкий Парамон, наместник Донского ставропигиального монастыря; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Успенского Псково-Печерского монастыря; архимандрит Вассиан (Змеев), представитель Патриарха Московского и всея Руси в Белорусском экзархате; игумен Петр (Еремеев), наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря; протоиерей Николай Карасев, благочинный Андреевского округа г. Москвы, настоятель храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках; иеромонах Клавдиан (Сафонов), настоятель храма преподобной Евфросинии Московской в Котловке; духовенство г. Москвы.

На богослужении присутствовали: заместитель министра финансов РФ А.Ю. Иванов; заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Н.П. Овсиенко; заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства П.П. Бирюков; руководитель Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы В.В. Черников; префект Юго-Западного административного округа г. Москвы О.А. Волков; глава управы района Котловка В.Ю. Промыслов; председатель правления Благотворительного общественного фонда имени великой княгини Евдокии Московской Л.С. Акелина; ректор Московского финансово-юридического университета А.Г. Забелин.

Среди молившихся были: настоятельница московского Зачатьевского ставропигиального монастыря, заместитель председателя Синодального отдела по делам монастырей игумения Иулиания (Каледа); игумении ряда женских монастырей; делегация духовенства и мирян Псковской митрополии; члены молодежного клуба «Евдокия» при храме преподобной Евфросинии Московской; студенты Московского финансово-юридического университета.

Богослужебные песнопения исполнил хор храма преподобной Евфросинии Московской в Котловке (регент И.А. Милкина).

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. Верующие, которых не вместил храм, следили за трансляцией на большом экране, установленном у западных врат церкви.

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Андрея Матвеева, клирика храма Живоначальной Троицы в Карачарове, в сан иерея.

Проповедь перед причастием произнес священник Сергий Вязьмин, клирик храма преподобной Евфросинии Московской в Котловке.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал Преосвященного Фому, епископа Гдовского, викария Псковской епархии, на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Фома!

Избранием и искусом боголюбезнейших архиереев ― членов Священного Синода Русской Православной Церкви, силой, действием и наитием Святого Утешителя Духа, возведен ты ныне в сан епископа. Во время совершения Таинства хиротонии по молитвам Церкви на тебе почила Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая. И вот теперь ты предстоишь пред Всемогущим Господом и нами, ожидая Патриаршего наставления и вручения архиерейского жезла.

До сего дня и часа ты шел путем, предначертанным тебе свыше: был воспитан в вере и благочестии, получил богословские знания, обрел опыт пастырского служения и административной работы. Но все эти важные этапы твоей биографии были лишь подготовкой к самому главному делу всей твоей последующей жизни ― к епископским трудам на ниве Христовой.

Чего же ожидает от тебя Церковь? Что и как надлежит тебе делать, дабы оправдать оказанное Священноначалием высокое доверие?

Синодальным постановлением тебе определено быть викарием Псковской епархии и трудиться под руководством митрополита Евсевия.

Запомни: должным образом осуществлять свое призвание ― значит постоянно отвечать на Божий призыв, ибо этим призывом ты и привлечен был ныне к алтарю Господню возложением на тебя рук архиерейских во время хиротонии. И этот призыв ныне обращен к тебе. Посему внемли моему наставлению и постарайся неукоснительно исполнять все то, о чем я тебе сейчас скажу.

Первое и важнейшее дело ― это благоговейное служение, молитвенное предстояние Богу и принесение Ему Бескровной Жертвы Благодарения ― Святой Евхаристии.С горячей верой и непоколебимой надеждой всегда обращайся к Вседержителю, и опытно познаешь, сколь щедр и милостив Господь (Пс. 102:8), и увидишь в жизни своей эту щедрость Божественную и милость, которые дают и силы, и разум, и ведение для надлежащего исполнения возложенного на тебя ответственного послушания.

Если бы Церковь была только человеческой организацией, если бы Она лишь объединяла единомышленников, подобно тому, как объединяют людей различные сообщества, то о ней уже давно говорили бы в прошедшем времени.

Но Церковь будет пребывать во вся дни до скончания века (Мф. 28:20), ибо Ее Создатель и Глава ― Христос. По слову Спасителя, Она непобедима и врата ада Ее не одолеют (Мф. 16:18). Не потому, что мы такие сильные ― мы слабые и немощные, быть может, гораздо слабее тех, кто организован в иные человеческие сообщества. Но в нас и через нас, через Церковь Божию, действует Святой Дух. Он восполняет нашу слабость, Он действует там, где нам не хватает сил и разумения, Он защищает Церковь, когда могущественнейшие силы, во много крат превосходящие силу и влияние Церкви, пытаются Ее разрушить. Минувшее столетие со всей очевидностью подтверждает, что п равда Господня пребывает вовеки (Пс. 110:3) и слово Его ― истина.

Сегодня, когда многое изменилось в жизни нашей страны и общества, когда Церковь получила возможность беспрепятственно совершать свою спасительную миссию, кто как не мы должны иметь неустанное попечение о духовно-нравственном состоянии народа, о просвещении и воспитании людей, особенно молодежи? Кто как не мы призваны ясно и убедительно свидетельствовать современникам о Боге и Спасителе нашем ― Христе Распятом и Воскресшем? Кто как не мы ответственны за настоящее и будущее нашей Церкви?

Как епископ и первый помощник Псковского архипастыря, ты всегда должен помнить, что поле твоей деятельности ― это не только храмы и монастыри, не только приходы и группы единомышленников, но весь народ. Вместе с митрополитом Евсевием вы должны прилагать усилия к тому, чтобы число спасаемых Церковью возрастало, чтобы через участие в Таинствах освящались и преображались души человеческие, чтобы евангельские идеалы были определяющими и в словах, и в делах людей.

А для того чтобы это было так, тебе надлежит самому являть пример ревностного служения: неустанно проповедовать Евангелие Христово, наставлять и увещевать с долготерпением, проявлять деятельную заботу не только о пастырях и пастве, но и о тех, кто еще находится вне спасительной ограды Церкви. Да не оскудеет в сердце твоем любовь. Отзываясь на нужды и чаяния людей, всегда находи возможность утешить и поддержать их в испытаниях, дать правильный совет и наставить на путь истинный, помочь ободряющим словом и добрым делом. Ты нужен там, где грех и неверие; ты нужен там, где одиночество и нищета; ты нужен там, где боль и страдания; ты нужен там, где иссякла надежда и угасла любовь, ― все это важнейшие составляющие епископского делания. И если архиерей уклоняется от того, чтобы быть в солидарности со страдающими людьми, он теряет силу своего призвания.

Сегодня ты принял высокий иерархический сан, обещав верно служить Господу. Служи Ему до последнего своего вздоха, неси людям живое евангельского слово, молись вместе с ними усердно, плачь вместе с ними и радуйся вместе с ними, и тогда народ никогда не отвернется ни от Церкви Божией, ни от тебя ― духовного наставника и заботливого архипастыря.

Нелегок и тесен путь, ведущий в Царство Небесное, но только он спасителен, а посему и жизненно важен. Ободряя нас, святитель Филарет Московский говорит: «И трудности Господь посылает для нашего блага, хотя мы часто не усматриваем, какое благо и каким образом они принесут»(Письмо матери. 22 октября 1882 г.). Но проходит время, и многое становится ясным.

Верь, твердо верь, что Пастыреначальник Христос в ответ на твои усилия не оставит тебя без помощи, будет споспешествовать тебе во всяком деле, совершаемом тобой во славу Его имени, на пользу Церкви и во спасение вверенных твоему попечению людей. И да пребудет с тобой благодать Святого Духа, та же самая, которую в день Пятидесятницы Всемогущий Господь в видении огненных язык, с небесе низпослал на святыя своя ученики и апостолы(отпуст службы праздника Пятидесятницы).

Теперь же, приняв из моих рук епископский жезл, вознеси его над народом Божиим и преподай благословение всем, зде предстоящим и молящимся. Аминь».

По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение.

От лица духовенства и прихожан храма иеромонах Клавдиан (Сафонов) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону святых благоверных князей Димитрия Донского и Евфросинии Московской.

Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Четвертое воскресенье после Пятидесятницы посвящается замечательному Евангельскому повествованию о том, как Господь исцелил слугу сотника — римского офицера, который, конечно, был язычником (Мф. 8:5-13). По всей вероятности, сотник пожалел своего слугу и обратился к Спасителю с просьбой об исцелении. Господь был готов пойти в дом сотника, но язычник неожиданным образом проявил удивительную силу веры в Господа и Спасителя, зная, что Он способен исцелить его слугу. Сотник сказал: «Не надо идти, — скажи только слово. Ведь и я имею в своем подчинении людей и говорю воину "иди", — и идет. Слуге своему говорю "делай", — и делает». Пораженный верой язычника, Господь говорит: «И в Израиле, — то есть среди людей, верующих в Единого Бога, — не нашел Я такой веры». А затем произносит слова, имеющие значение не только для той эпохи, не только для того народа, но и для всех эпох, для всех народов. Он говорит, что в Царствии Небесном с Авраамом, Исааком и Иаковом возлягут те, кто придет от востока и от запада; а сыны Царствия, то есть те, кто был избран Богом для истинного Богопочитания, будут извергнуты во внешнюю мглу, где будет плач и скрежет зубов.

Конечно, в прямом смысле эти слова относились к фарисеям, законникам, которые потеряли искреннюю веру в Единого Бога, которые эту веру похоронили под множеством разного рода предписаний мелочного, бытового характера. Вот для того чтобы обнажить это глубочайшее заблуждение, Господь и говорит, что придут другие люди, с востока и запада, и возлягут вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом. А что же это за люди? Это, по мысли Спасителя, те, кто не потеряет подлинной веры в Бога, кто никогда не подменит ее мелочными предписаниями, внешним выражением своей религиозности, кто сохранит в сердце веру — горячую, сильную веру.

Возникает вопрос: а в чем должна проявляться эта вера, которая нас, людей от востока и запада, приведет в невечернее Царство Божественной славы, где Авраам, Исаак и Иаков пребывают с праведниками? В сегодняшнем апостольском чтении из Послания к Римлянам (Рим. 6:18-23) апостол Павел учит нас, что существует две свободы — свобода от греха и свобода от праведности. Свобода от греха — это способность человека вне зависимости от влияния окружающей среды, от навязываемых ему стереотипов мышления и образа действий сохранять силу противопоставлять себя греху. Это действительно величайшая свобода, потому что грех привлекателен и если кто отдается греху, то перестает быть свободным.

Ну, а что же такое свобода от праведности? А это та самая свобода, которую очень легко обрести. К этой свободе человека как бы подталкивает его инстинктивное начало: делай, что тебе хочется, никаких табу не существует, живи так, как хочешь, всякие ограничения условны, не слушай никого, раскрепощай свои инстинкты, живи свободно. Разве не этому сегодня учат такими или иными, как бы более интеллигентными, но несущими тот же смысл словами? И мы видим, что в мире происходит: даже законодательство потворствует свободе от праведности и все реже внешние обстоятельства способствуют тому, чтобы человек сохранял свободу от греха.

В завершение этой части своего повествования апостол Павел, обращаясь к римлянам, говорит, что в результате греха, в результате жизни, свободной от праведности, наступает смерть, а в результате жизни, свободной от греха, — жизнь вечная. Это не человеческие слова, — это Бог через апостола Павла говорит всему миру. Он не говорит с силой человеческой, — Он обращается к нам в Своей Божественной мудрости и каждый из нас волен принять эти слова серьезно или отмахнуться от них, стать свободным от греха или свободным от праведности. А результат будет именно тот, о котором говорит нам Бог: свобода от греха ― жизнь вечная, а свобода от праведности ― смерть.

Очень многие в течение жизни опытно познают силу этих слов. Чаще всего это происходит уже с возрастом, когда накапливается большой жизненный опыт, когда человек многое пережил, испытал, выстрадал, на собственном опыте понял, как велико и страшно в своей правде Божественное слово, как бессмысленно ему перечить в мыслях, словах и тем более поступках. Но люди, только начинающие жизнь, особенно те, у кого все складывается относительно благополучно, кто еще не соприкоснулся ни со скорбью, ни с болезнью, ни со страданием, часто не понимают смысл этих слов, особенно находясь под воздействием той информации, что сегодня обрушивается на человека. И задача Церкви ― обратиться и к тем, кто молод, и к тем, кто находится в зрелом возрасте, и к тем, кто подходит к закату жизни, и сказать, что Божественные слова непререкаемы и всегда исполняются.

И да поможет нам Господь уразуметь, что не только по внешним проявлениям своей религиозности мы должны уповать на милость Божию, ибо через них мы не возляжем с Авраамом, Исааком, Иаковом в Царствии Небесном, но что путь в Божественное Царство открывается перед каждым человеком тогда, когда он живет по Божией правде, когда он живет по Божественному закону и противится греху.

В разные эпохи люди жили именно так. Вот и сегодня, освящая храм святой благоверной преподобной княгини Евфросинии, в миру Евдокии, жены князя Дмитрия Донского, победившего монголо-татар на Куликовом поле, мы вспоминаем жизнь этой святой женщины, перед которой ведь тоже было много соблазнов. Она была на вершине власти, но она не наслаждалась этой властью, она жила по закону Божиему, она творила дела милосердия, она разделяла с мужем его жизнь, будучи верной супругой и доброй матерью. Замечательной правительнице земли нашей, замечательной русской женщине, принявшей монашеский постриг и ставшей святой, посвящен этот святой храм, ставший памятником и для ее мужа, благоверного князя Дмитрия Донского и для нее самой. Их молитвами да хранит Господь землю Русскую. Аминь».

В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх Кирилл передал икону Божией Матери «Утоли моя печали».

Затем состоялось вручение церковных наград. Во внимание к помощи в строительстве храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, Патриаршего подворья в Котловке г. Москвы, были награждены:

  • заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства П.П. Бирюков ― орденом преподобного Серафима Саровского II степени;
  • Е.Н. Фуер ― орденом преподобной Евфросинии Московской III степени;
  • председатель правления Благотворительного общественного фонда имени великой княгини Евдокии Московской Л.С. Акелина ― орденом преподобной Евфросинии Московской III степени;
  • руководитель Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы В.В. Черников ― Патриаршей грамотой;
  • ректор Московского финансово-юридического университета А.Г. Забелин ― медалью преподобного Сергия Радонежского;
  • начальник Управления электронных СМИ Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы Н.Е. Борисова ― медалью преподобной Евфросинии Московской;
  • генеральный директор ОАО «Центр развития космической деятельности» С.М. Бирюков ― Патриаршей грамотой.

По завершении богослужения Святейший Патриарх Кирилл побеседовал с Ваней Литвиновым и его мамой Юлий Станиславовной Литвиновой из г. Днепр (Украина). Ване 14 лет, у него онкологическое заболевание и в настоящее время он проходит лечение в Федеральном научном клиническом центре имени Дмитрия Рогачева в Москве. Давней мечтой Вани было встретиться со Святейшим Патриархом Кириллом.

Мальчик рассказал Его Святейшеству о том, что он пономарит в соборе святого Архистратига Михаила в г. Днепр и попросил помолиться о детях, которые проходят лечение в центре Рогачева.

Святейший Патриарх Кирилл благословил Ваню и его маму и на память о встрече передал им икону святителя Николая Чудотворца и книгу «Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии».

«Самое главное ― храни веру в сердце, молись. У тебя чудесная мама!» ― сказал Святейший Патриарх Кирилл, отметив, что регулярно посещает медицинские учреждения, в которых прилагаются все возможные усилия, чтобы помочь больным детям, и нередко объединение этих усилий ― врачебных и духовных, молитвенных, заставляют отступить болезнь.

***

Храм преподобной Евфросинии Московской в Котловке был построен в 2002-2012 гг. Место для храма было выбрано не случайно ― на территории современного района Котловка было имение великой княгини Московской Евдокии (в иночестве Евфросинии) под названием Котлы. В Котлах княгиня вместе с сыном Василием принимала митрополита Киприана, впоследствии причисленного к лику святых, и уговорила его остаться в Москве.

Верхний храм освящен в честь преподобной Евфросинии Московской, нижний ― в честь святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси