Монастыри (новости), Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото)

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Покровском монастыре и возглавил хиротонию архимандрита Тарасия (Перова) во епископа Великоустюжского и Тотемского

 

 

 

2 мая 2017 года, в день памяти блаженной Матроны Московской, 65-ю годовщину преставления и 18-ю годовщину канонизации блаженной старицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы.

По прибытии в монастырь Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам блаженной Матроны, почивающим в храме Покрова Пресвятой Богородицы, а затем возглавил служение Божественной литургии в храме Воскресения Словущего.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Тарасия (Перова) во епископа Великоустюжского и Тотемского (Вологодская митрополия).

Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и вея Руси по г. Москве; митрополит Мурманский и Мончегорский Симон; митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий; митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим; архиепископ Петергофский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Щигровский и Мантуровский Паисий; епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии; клирики Вологодской митрополии; духовенство г. Москвы.

На богослужении присутствовали: заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Н.А. Сергунина; руководитель Департамента национальной политики и межрелигиозных связей г. Москвы В.И. Сучков; руководитель Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы В.В. Черников; глава управы Таганского района г. Москвы А.С. Мишаков; глава администрации Великоустюжского района Вологодской области А.В. Кузьмин.

Среди молившихся в храме были настоятельница Покровского ставропигиального монастыря игумения Феофания (Мискина), настоятельница московского подворья Пюхтицкого Успенского ставропигиального монастыря игумения Филарета (Смирнова), насельницы Покровской обители и воспитанницы монастырского приюта для девочек, члены делегации духовенства и мирян Вологодской митрополии.

Богослужебные песнопения исполнил хор Покровского монастыря под управлением Л.В. Амбросовой.

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

Затем были вознесены молитвы о «упокоении душ рабов Божиих, по злой человеческой воле во граде Одессе в огне сожженных». Сегодня исполнилась третья годовщина со дня трагедии в Одессе.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил клирика Николо-Угрешского ставропигиального монастыря, преподавателя Николо-Угрешской духовной семинарии диакона Сергия Шилова в сан иерея.

Проповедь перед причастием произнес священник Сергий Сивоконь, клирик храм Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове г. Москвы — подворья Покровского ставропигиального женского монастыря.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен у раки с мощами блаженной старицы Матроны в Покровском храме обители и возглавил крестный ход по территории обители.

Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Великоустюжского и Тотемского Тарасия на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Тарасий!

В светлые пасхальные дни, когда вся земля торжественно прославляет Христа, подающего жизнь и побеждающего смерть, в сем величественном храме чрез возложение на твою главу Евангелия и рук архипастырей по их соборным молитвам, как древле на апостолах, так ныне и на тебе почил Утешитель Дух Истины (Ин. 15:26), и Церковь Христова ныне обрела преемника самовидцев Господних.

Но прежде чем ступить тебе на сию благодатную и спасительную стезю, внемли моему отеческому напутствию.

Сегодня Господь на твои плечи возложил омофор как видимый символ заботы архипастыря о вверенных ему словесных овцах. Целью служения епископа является продолжение апостольской миссии по распространению евангельской вести о том, «что приблизилось Царство Небесное» (Мф. 10:7). Именно поэтому именуемся мы соработниками у Бога и возделывателями Божией нивы (1 Кор. 3:9). Мы призваны быть делателями неукоризненными, верно преподающими слово истины (2 Тим. 2:15), чтобы свидетельствовать о Свете, просвещающем всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1:7, 9). Таково слово святых апостолов.

Трудясь в сане пресвитера на Мурманской земле, ты стяжал ценный опыт пастырства и проповеди Евангелия в непростых условиях. По воле Небесного Владыки и согласно определению Священного Синода тебе предстоит и далее подвизаться в пределах Русского Севера: нести свет евангельского учения туда, где солнечного тепла порой совсем мало, своей пламенной верой согревать сердца людей и являть делом любовь ко Господу, ибо, по слову Спасителя, по тому узнают все, что мы Его ученики, если будем иметь любовь между собою (см. Ин. 13:35).

Как подъять на свои плечи столь тяжелый груз и исполнить порученное тебе? Сие невозможно без усердной молитвы, которой призываю тебя срастворять каждое твое действие. Посему как можно чаще совершай Святую Евхаристию. Причащаясь от единой Чаши с твоей паствой, ты будешь зримо являть церковное единство, составляя вместе с клиром и мирянами единое Тело Христово. Как указывает святитель Николай Сербский, «Божественная литургия — это стержень домостроительства Сына Божия, посланного Отцом и исполненного Духом Святым» (Свт. Николай Сербский. Миссионерское письма).

Помни, что ты инструмент в деснице Спасителя, поэтому всегда имей перед очами своего Пастыреначальника. Взывай к Нему павловыми устами: «Господи, что повелишь мне делать?» (Деян. 18:8-9).

Как домостроитель Таин Божиих (1 Кор. 4:1) развивай приходскую жизнь в епархии, заботься о том, «чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2:8). Для этого имей попечение о подготовке достойных помощников — пресвитеров и диаконов, которые должны стать твоими соработниками на ниве Христовой. Это особенно актуально, поскольку в пределах твоей епархии сохранилось много храмов, и в них надлежит возродить литургическую жизнь.

Старайся вести миссионерскую, просветительскую и катехизическую работу с теми, кто еще не обрел подлинного единства с Церковью и находится на пути ко Христу. Но особенно в мыслях своих и в сердце своем сохраняй тех, кто пока еще не связывает себя с верой со Христом, кто увлекается  влияниями греховными мира сего. Не следует отдавать их на съедение диаволу. Подавай личный пример сострадания, призывай людей к совершению дел милосердия и любви. Вразумляй бесчинных, утешай малодушных, поддерживай слабых, будь долготерпелив ко всем (1 Фес. 4:15).

Стремись поддерживать добрые отношения с представителями светской власти, ибо тебе предстоит взаимодействовать по целому ряду вопросов с административными учреждениями и общественными объединениями. От успешного решения данной задачи зависит осуществление важных проектов, направленных на сохранение духовных нравственных ценностей в жизни наших современников, на утверждение мира и гражданского согласия в обществе.

Главным оружием в служении епископа является слово. Твоя проповедь должна быть яркой, убедительной, ясной, доходчивой, помогающей современному человеку, слушающему тебя, раскрыть истину Святого Православия и принять ее умом и сердцем. Это станет возможным только в том случае, если ты сам будешь постоянно работать над собой, восходя по лествице добродетелей, и заботиться о совершенствовании своего внутреннего человека, проникать умом в слово Божие, в святоотеческое наследие. Ты должен постоянно размышлять о том, что происходит с тобой, с окружающими тебя людьми, с паствой твоей, с народом твоим, и соотносить свои наблюдения со словом Божиим, чтобы находить правильные слова, обращенные к людям.

Необходимо также особое внимание уделять подготовке к произнесению проповеди. Святитель Иоанн Златоуст предупреждает о том, что «кто владеет великой силой слова, даже и тот не бывает свободен от непрестанных трудов. Так как сила слова не дается природой, но приобретается образованием, то хотя бы кто довел ее до высшего совершенства, и тогда он может потерять ее, если постоянным усердием и упражнением не будет развивать этой силы» (свт. Иоанн Златоуст. 5-е слово о священстве).

Сугубые труды тебе необходимо направить не только на проповедь слова Божия с амвона, но и на работу с людьми, и в первую очередь с молодежью, тем более, что ты обладаешь важным для этого инструментарием — педагогическим образованием. В век вседозволенности и гедонизма враг рода человеческого с особым коварством уловляет юные души в свои сети. Но ты как последователь апостолов, украшенный благодатью Святого Духа, насыщай молодые умы и сердца вечно живыми словесами Евангелия. Пусть библейская мудрость станет для них прочным фундаментом, на котором будет созидаться здание их жизни.

Храни сие наставление в своем сердце, делай все от тебя зависящее, дабы сбылись на тебе слова Спасителя, которые ты будешь слышать на каждой Литургии — тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят твоя добрая дела и прославят Отца нашего Иже есть на Небесех (Мф. 5:16). Пусть эти слова будут словно некий колокол звучать в твоем разуме и в твоем сердце.

Прими сей жезл архипастырства, не помышляя о важности начальствующего, но памятуя, что силы наши недостаточны и мы нуждаемся в крепкой опоре, подаваемой от Бога, и благослови народ Христов, молившийся о ниспослании тебе даров Святого Утешителя Духа. Аминь».

По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

По окончании богослужения игумения Феофания (Мискина) от лица насельниц Покровского монастыря и благочестивых паломников приветствовала Святейшего Владыку и преподнесла Его Святейшеству икону святой Матроны, созданную сестрами обители в старинной технике шитья.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы! Досточтимая матушка игумения! Братья и сестры!

Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с 65-й годовщиной со дня блаженной кончины святой праведной Матроны Московской.

Для истории Церкви, для истории нашей страны 65 лет — это мгновение. Для человека — это средняя продолжительность жизни. Но, несмотря на то, что молодое поколение воспринимает 1952 год как далекое прошлое, он близок нам — не только потому, что сохраняется в памяти старшего поколения, но и потому, что отмечен Богом, отмечен Церковью нашей как год преставления великой подвижницы земли Русской — святой праведной Матроны Московской.

Сегодня на Литургии в соответствии с богослужебным уставом читались зачала из Деяний апостолов и Евангелия от Иоанна. Мы услышали удивительно интересное повествование о пребывании апостола Филиппа в самарянском граде (Деян. 8:5-17). Святой апостол проповедовал Христа и творил чудеса. Он ставил на ноги хромых и парализованных. Его слова достигали самих глубин сознания и сердца слушавших. Люди были поражены как словами, так и деяниями Филиппа, — и это происходило не в граде иудейском, где жили практически единоверцы апостола, а в граде самарянском! А ведь самаряне с иудеями не общались, но, несмотря на рознь, приняли слова апостола Филиппа и умом, и сердцем, подкрепляемые его дивными деяниями.

Одновременно с апостолом Филиппом в этом самарянском граде находился волхв или колдун, по имени Симон. Он удивлял жителей самарянского города тем, что делал, и тем, что говорил, причисляя себя к числу великих. Автор книги Деяний подчеркивает, что Симон поражал воображение людей, но до глубины души не трогал, — достаточно было прийти апостолу Филиппу с его чистой, исполненной веры, проникновенной проповедью о Христе Воскресшем, как жители самарянского града обратились к нему, отвернувшись от колдуна. Да и сам Симон Волхв соотнес все, что говорил и что делал апостол, со собственными возможностями, и понял, что пред ним тот, кто обладает реальной духовной силой, причем не только силой творить чудеса, но и силой менять состояние умов и сердец людей

Утром, готовясь к Божественной литургии, я прочитал этот отрывок из книги Деяний и задумался, как это повествование соотносится с сегодняшним днем. Кем была в Москве Матронушка? Парализованная, слепая женщина, которая никогда не видела света Божьего, никогда не вставала с кровати… А сколько в это же время было в Москве великих и сильных?! Великие правители, имена которых наводили страх и возбуждали чувство фанатичной преданности, великие ученые, замечательные писатели и поэты, властители дум человеческих. Были среди них и те, кто лишь причислял себя к великим, подобно Симону Волхву, но многие действительно отличались талантом и силой воздействия на общество, определяя экономическое и научное развитие страны, ход колоссальной работы по восстановлению Москвы, по превращению ее в современную столицу страны.

А теперь давайте зададимся вопросом: к кому из тех великих, сильных и славных каждый день приходит столько же народа, сколько к слепой старице Матроне, всю свою жизнь пролежавшей на кроватке? Думаю, не только к тем, кто тогда правил нашей страной, но и ни к одному правителю в мире нет такого ежедневного многотысячного паломничества. Никто не стоит всю ночь, чтобы прикоснуться к гробнице. Подобно тому, как жители самарянского града отвернулись от колдовства Симона Волхва и обратились через слова апостола ко Христу, так и народ наш удивительным образом, может быть, не так быстро, как хотелось бы, но воспринимает разумом и сердцем слово Божественной истины.

Почему так? Да потому, что слова Божии — это не слова человеческие, и сила Божия — это не сила человеческая. Человеческая сила имеет большое значение для решения тех или иных текущих проблем и задач, но проходит время, и в самом лучшем случае о выдающихся деятелях прошлого сохраняется благодарная память. Люди с удовольствием читают о них книги, смотрят фильмы, но не приходят ночью к могилам, потому что реальной связи с героями прошлого нет. А со святыми сохраняется реальная связь, святые присутствуют в нашей жизни, потому что они члены той же Церкви, только уже на небесах. Они уже прославлены, но остаются с нами. И мы верим, что Матронушка рядом с нами не только своими мощами, но и душой своей, и что она слышит наши молитвы. А было бы не так, — кто бы стоял эти долгие часы? Кто бы приходил и со слезами молился, а потом приходил бы вновь и с еще большей силой благодарил Матронушку за великие чудные дела, ею совершенные?

Когда Господь сказал, что создаст Церковь и врата ада не одолеют ее (см. Мф. 16:18), это была не просто декларация, направленная на то, чтобы вразумить слушающих и поддержать малодушных. Это было свидетельство о великой Божественной тайне, о присутствии Сына Божия в человеческой истории. По примеру Матроны мы можем почувствовать и понять, чтО есть присутствие невидимого мира в жизни мира видимого, которое опознается нами только через веру и молитву.

Вот почему никогда не пресечется жизнь Церкви в истории, — как бы Церковь ни шельмовали, как бы ни гнали, как бы ни связывали все, что она совершает, с суевериями и безграмотностью. Эти аргументы постоянно бросаются в адрес Церкви — и что? Спросите у тех, кто стоит в длинной очереди к Матронушке, — какое для них значение имеют эти слова? Никакого, потому что их вера основывается не на словах, а на реальном переживании Божиего присутствия, Божиего чуда, Которое силой Святого Духа, через людей как умерших, так и живых, изливается на род человеческий.

Воспоминание о святой праведной Матроне должно укрепить в вере и благочестии всех тех, кто прибегает к ее цельбоносным мощам, призывая к заступничеству о нас пред Спасителем и его Святой Матерью. Молитвами святой праведной Матроны Московской да хранит Господь всех нас, град Москву и сию святую обитель. Аминь».

В дар обители Предстоятель передал пасхальное яйцо.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси