"Сорок сороков"

Тайны Лазаревского кладбища

Мать, сестра, бабушка и дедушка Федора Достоевского, первый русский профессор медицины Семен Зыбелин, основатель знаменитых бань Сила Сандунов, духовник московских священников отец Иоанн Каринский — все они были похоронены на старейшем и крупнейшем в Москве Лазаревском кладбище.

Всего за почти 180 лет на погосте упокоились более 80 тысяч человек. Он занимал территорию от Трифоновской улицы до нынешнего 1-го проезда Марьиной Рощи. Сегодня на этом месте парк «Фестивальный», Сущевский Вал и молодежный центр «Планета КВН». Но священники помнят о людях, могилы которых были уничтожены и преданы забвению.

Тела убитых нашли нетленными

Мы сидим в комнате двух­этажного строения возле храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище. 100 лет назад именно в этом здании убили священника Николая Скворцова и его жену Евгению.

— Он с матушкой жил в этом доме на 1-м этаже, — рассказывает настоятель игумен Сергий (Рыбко). — Бандиты ночью ворвались к ним с топором и зарубили обоих. Искали деньги. Шум и крики услышали их дочери, они достали какой-то пугач, пальнули в окно и стали звать на помощь. Убийцы испугались и убежали. Их ловили всей Марьиной рощей, но задержали уже после октябрьских событий 1917 года. И тогда же казнили.

В прошлом номере мы писали об этой истории, но в одном ошиблись: могила супругов Скворцовых, похороненных на Лазаревском погосте, не утрачена: их прах в 1930‑х годах перенесли на Ваганьковское кладбище, и сейчас там все как полагается: крест, ограда, цветы.

— До начала 1990-х годов туда приезжали и ухаживали только потомки Скворцовых, — говорит отец Сергий. — А потом наш храм возвратили Церкви, меня назначили настоятелем, и мы присоединились к родственникам погибших. С тех пор каждый год ездим на Ваганьковское, служим панихиды. Недавно поставили новый резной крест, поправили ограду. Думаю, отец Николай и матушка Евгения — святые. Есть свидетельства, что люди, которые занимались перезахоронением, нашли их останки нетленными. Сейчас собираем документы об этом.

«Милый прах» в руках антропологов

Удивительная история произошла с прахом мамы Федора Михайловича Достоевского — Марии Федоровны, о которой писатель всегда вспоминал с огромной любовью и благоговением. Она умерла в 1837 году от чахотки, ей было 37 лет. Отпели ее в храме Сошествия Святого Духа. Поставили на могиле камень с цитатой из Карамзина: «Покойся, милый прах, до радостного утра». Достоевский часто приезжал сюда, просил местных священников служить панихиды, жертвовал на храм.

И вот через 100 лет за ее останки взялись советские ученые. Летом 1934 года гроб выкопали, вскрыли, кости извлекли и перевезли в Музей антропологии МГУ на Моховой, а череп — в Ленинград для изготовления скульптуры. Сохранился протокол эксгумации: «Черепная крышка отломана от лицевых частей… Лопатки и тазовые кости несколько разрушены…» Гроб с мелкими останками снова зарыли, а могилу сровняли с землей.

Зачем это понадобилось? Якобы в научных целях. По черепу пытались реконструировать облик Марии Федоровны, хотя есть ее достоверный прижизненный портрет. В итоге хрупкие кости рассыпались, и «единицу хранения» списали. А скелет лежал в шкафу на Моховой до 2012 года. И лишь благодаря усилиям православных ученых его удалось лишить статуса экспоната и перевезти в Подмосковье, в Иоанно-Предтеченский собор Зарайска. Гроб и сейчас стоит в храме. Неподалеку планируется создать семейный некрополь Достоевских и похоронить Марию Федоровну рядом с ее мужем, отцом писателя.

Две могилы Марии Достоевской

Надгробный камень с могилы хранился в другом музее — в подвале квартиры Достоевского на Божедомке. В марте этого года, к 180-летию со дня смерти Марии Федоровны, памятник отреставрировали и установили примерно на прежнем месте, возле храма Сошествия Святого Духа, в соответствии со схемой расположения, нарисованной на протоколе эксгумации.

В тот день клирик храма протоиерей Александр Мартыненко отслужил панихиду. Поминали не только маму писателя, но и ее родителей, старшую сестру и дочку Любочку — младшую сестру Достоевского, умершую в младенчестве. Все они были похоронены здесь же, рядом с Марией Федоровной.

Парадокс: в прошлом веке ее прах много лет оставался без погребения, а теперь у нее будут две могилы. Одна — в Москве, на оставшемся кусочке бывшего Лазаревского кладбища, другая — в Зарайском районе, где идет восстановление фамильной усадьбы Даровое.

— Это не противоречит православным канонам, — объясняет игумен Сергий. — Можно вспомнить Михаила Илларионовича Кутузова, умершего на территории нынешней Польши. Его тело перевезли в Санкт-Петербург, но часть праха покоится в городе Болеславце, где установлен памятник.

У Бога все живы

А что произошло с останками многих тысяч людей, которых хоронили на Лазаревском кладбище с эпохи императрицы Елизаветы Петровны? Тут все зависело от друзей и родственников. О могиле супругов Скворцовых позаботились их дочери и духовные чада. Прах знаменитого художника Виктора Васнецова, похороненного здесь в 1926 году, перенесли на Введенское кладбище по распоряжению властей. Хуже всего получилось с теми, у кого не было близких, способных организовать дорогостоящее перезахоронение.

— Местные жители рассказывали, что еще не так давно, в 1970-1980-х годах, при строительстве бывшего кинотеатра «Гавана» извлекли наружу много человеческих костей, — говорит игумен Сергий. — Мальчишки играли с черепами.

Многие останки оказались беспризорными и забытыми. И только Церковь помнит и молится обо всех усопших.

— Рядом с храмом мы поставили часовню в честь Владимирской иконы Божией Матери, — говорит игумен Сергий. — В ней распятие и канун с горящими свечами. Там поминают всех похороненных на Лазаревском кладбище.

В родительские субботы здесь служат панихиду, молятся за погребенных под нынешними дорогами, парками, театрами. И пока есть эта молитва, есть и память, потому что у Бога все живы.

Михаил Устюгов

«Крестовский мост»