Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Центральное викариатство (новости)

В день памяти вмч. Феодора Тирона Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в храме Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле

 

24 февраля 2018 года, в день памяти великомученика Феодора Тирона (переходящее празднование в субботу первой седмицы Великого поста), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Иоанна Златоуста в московском храме Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Домодедовский Иоанн; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Андрей Шумилов, настоятель храма Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле; протоиерей Антоний Серов, настоятель храма Девяти мучеников Кизических в Большом Девятинском переулке г. Москвы; протоиерей Андрей Марущак, клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя; столичное духовенство.

Богослужебные песнопения исполнил хор храма Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле (регент В.Г. Головко).

На богослужении присутствовали ректор Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова П.В. Глыбочко, староста храма Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле, академик Российской академии наук и Российской академии медицинских наук, доктор медицинских наук М.А. Пальцев.

На малом входе во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви Святейший Патриарх Кирилл удостоил настоятеля храма Архангела Михаила протоиерея Андрея Шумилова права ношения креста с украшениями.

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Александра Макарова, клирика храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево г. Москвы, в сан иерея.

Проповедь перед причастием произнес священник Алексий Гаркуша, клирик храма Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле.

По завершении Литургии настоятель протоиерей Андрей Шумилов от лица духовенства и прихожан приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству образ Архангела Михаила.

Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение первой седмицы Великого поста многие православные христиане ежедневно посещали храм. Наиболее ревностные и свободные от иных забот приходили и утром, и вечером, погружаясь в дивную атмосферу великопостных богослужений, которые оказывают очень сильное влияние на наше духовное состояние. Те, кто через это поприще проходит, отмечают, что в начале пути очень трудно — четыре часа утром, два часа вечером, — но к завершению первой седмицы, несмотря на естественную усталость, свидетельствуют о совершенно замечательном духовном опыте. Каждый день обогащает нас мыслями, каждый день укрепляет нас в молитве, каждый день приближает нас ко Христу.

Для размышлений нам предлагается чтение псалмов, молитв, среди которых особое место занимает молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего». Она многократно читается во время богослужений, и в течение этой недели я вместе с молящимися размышлял на темы этой молитвы. Мы говорили о духе праздности, уныния, любоначалия, празднословия; дух целомудрия, смиренномудрия также подвергался нашему осмыслению. А сегодня я хотел бы поделиться с вами своими мыслями в отношении того, что есть терпение.

Третье прошение второй части молитвы святого Ефрема — как раз просьба дать нам дух терпения. Без терпения не может быть упования, говорит святой Иоанн Златоуст, а упование — это надежда на спасение. Нет терпения — нет никакой надежды на спасение. И ведь святитель Иоанн Златоуст учит так не только от мудрости своей — он говорит от духовного опыта, а духовный опыт пастыря, тем более архипастыря, складывается через сложение духовных опытов множества тех, кто обращается к нему, кто исповедует свои грехи, кто пишет письма, кто поверяет сокровенное. И Иоанн Златоуст, духовный вождь древнего Константинополя, обладавший непререкаемым духовным авторитетом, говорил прежде всего с теми, кто к нему обращал свои вопрошания.

Слова о том, что без терпения не может быть никакого упования, никакой надежды, заставляют и нас задуматься о том, что такое терпение. Наверняка каждому приходилось встречаться в жизни с терпеливым человеком, который может усилием воли выдержать физическую боль. Особенно часто врачи сталкиваются как с теми, кто начинает кричать еще до того, как их коснулись шприцем, так и с теми, кто готов невероятную физическую боль подавлять своей волей. Многие управляют эмоциями именно силой воли. Человек вступает в конфликт, чувствуя, что его провоцируют на неадекватную реакцию, и уже очень хотел бы ответить обидчику как следует, но силой воли сдерживается, терпит, понимая, что эта реакция будет истолкована неправильно или послужит ему во вред.

Такого рода терпение, которое поддерживается силой воли, не имеет никакого отношения к христианской добродетели терпения. Это разные явления. Нельзя сказать, что терпение, порождаемое силой воли, плохо — очень даже хорошо! Но в данном случае речь идет не о воспитании воли, а о добродетели, без которой нет надежды на спасение. Совершенно очевидно, что такой добродетелью не может быть волевое усилие в ответ на некий вызов, обращаемый к человеку, — это было бы слишком плоско, слишком примитивно.

Мысль святителя Иоанна Златоуста куда глубже. Если он связывает само спасение с терпением, значит, терпение есть нечто совершенно другое. Что же тогда терпение? Стиснутые зубы и скулы? Сжатые кулаки? Напряженные мышцы? Вовсе нет! Терпение — это состояние духа, и это состояние никак не связано с волевыми усилиями в ответ на зло, о которых мы только что сказали. Человек терпелив, если в его сердце мир, радость, свет.

Мы выходим из храма Божиего, особенно после причастия Святых Христовых Таин, — в нашей душе радость и мир. И если вдруг происходит нечто, что вызвало бы в обычной ситуации негативные эмоции, то теперь все уходит и растворяется в какой-то дивной духовной глубине. Вот это и есть христианское терпение. Христианское терпение — это стяжание Духа Святого, это жизнь духовная, когда негативным реакциям, гневу, раздражительности, злобе просто нет места в человеческом сердце.

Реакция на внешние раздражители бывает разной — и гнев, и раздражительность, и стремление как можно жестче ответить обидчику, как можно больнее его ударить. А что происходит в этот момент в нашем сердце? Оно спокойно? Нет. Оно приведено в состояние невероятного возбуждения. Вот простой пример. Приходит человек на работу в очень хорошем, спокойном состоянии духа, и кто-то это состояние разрушает. Чаще всего мы реагируем так, как это программирует наш обидчик. Он точно знает, что мы раздражимся, что мы будем гневаться, что мы начнем строить некую стратегию борьбы с ним, хотя до того ничего подобного у нас и в мыслях не было. И если мы на раздражение отвечаем гневом, злыми мыслями, значит, обидчик нас победил. Он вторгся в наш духовный мир и его разрушил. Свою злобу, свои злые мысли он ввел в наше сознание, в нашу душу, заставил нас думать об ответных действиях. Он нарушил наш покой. И кто победитель? Он! Даже если мы ничего в ответ не сделали, он уже победил, — смутив нас, лишив нас внутреннего мира.

Но если мы живем Божественной благодатью, подобно тому, как живем ею после причащения Святых Христовых Таин, то никакая враждебная сила не может нарушить наш внутренний мир. Вот это и есть терпение без стиснутых скул и без сжатых кулаков, с открытым сердцем и с открытым взглядом. Это и есть великая сила, способная сокрушать зло. Именно о таком терпении мы и просим Господа словами молитвы святого Ефрема Сирина, и Господь да поможет нам стяжать эту величайшую добродетель, с тем чтобы иметь не только упование, но и само спасение. Аминь».

В дар храму Святейший Владыка передал список Смоленской иконы Божией Матери, а в дар расположенной близ храма Клинике пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и гепатологии им. В.Х. Василенко ― икону Спасителя.

Девичье поле (в XVI веке назвалось Новодевичье поле) ― историческая местность на юго-западе Москвы, получившая свое название от огромного поля, простиравшегося когда-то от современных улиц Плющихи и Еланского до Новодевичьего монастыря.

С конца XIX века Девичье поле быстро застраивалось. В 1880-х годах город отдал землю для устройства клиник медицинского факультета Московского университета и анатомического корпуса Высших женских курсов.

Храм Михаила Архангела ― ровесник клинического городка. Комплекс, выполненный по проекту академика архитектуры К.А. Быковского, торжественно заложили 22 сентября 1887 года, а освятили после завершения строительства в 1897 году. В эти годы в клиниках городка трудились такие выдающиеся российские ученые-медики, как Н.В. Склифосовский, И.М. Сеченов, В.П. Сербский, Ф.Н. Иноземцев, В.Ф. Снегирев, Н.В. Филатов, Ф.Ф. Эрисман. Медицинский факультет выпускал до половины врачей страны.

В 1893 году руководитель кафедры акушерства и женских болезней профессор Александр Матвеевич Макеев обратился в правление Московского университета с прошением, в котором говорилось о важности возведения храма в клиническом университетском городке и о желании передать свои средства в размере 100 тысяч рублей на его строительство. Ранее поставленная среди клинического городка часовня в честь святого Димитрия Прилуцкого не вмещала всех молящихся.

Профессор предложил освятить храм в честь Архангела Михаила в память о брате, носившем имя Архангела. К прошению прилагался проект храма на 650 молящихся и дома для причта, выполненный архитектором М.И. Никифоровым. По замыслу архитектора, «церковь проектирована в стиле московских церквей XVII века, план ее крестообразный по примеру старинных церквей, о пяти главах с небольшой колокольней». За образец была выбрана «подобная же ей старинная церковь Спаса Преображения, что в Каретном ряду», то есть снесенная позже церковь Спаса на Песках 1642 года.

Торжественная закладка церкви была совершена 17 июля 1894 года протоиереем Димитрием Некрасовым с духовенством из ближайшей церкви преподобного Саввы Освященного. Место для церкви выбрали самое лучшее ― в начале городка перед зданиями клиник, где заботились о материнстве и рождении детей.

3 марта 1897 года состоялось освящение и поднятие восьми колоколов, самый большой из которых весил 111 пудов 15 фунтов.

Все заботы об украшении храма взял на себя также А.М. Макеев. Серебряная вызолоченная богослужебная утварь, большая серебряная лампада для храмовой иконы, бронзовые подсвечники, лампады, хоругви с живописными изображениями он заказал московскому мастеру О.Ф. Курмокову.

Освящение храма совершил 2 ноября 1897 года епископ Можайский Тихон, управляющий делами Московской епархии, в сослужении благочинного Пречистенского сорока протоиерей Д.П. Некрасова, настоятеля университетской церкви святой мученицы Татианы протоиерея Н.Е. Елионского, священника церкви святого Симеона столпника на Тверской М.Д. Успенского, местного причта. Пел синодальный хор Чудова монастыря.

Прихожанами церкви стали профессора, врачи, обслуживающий персонал, больные, находившиеся на излечении в клиническом городке, и жители прилегающих улиц: ремесленники, рабочие, торговцы и чиновники.

В начале октября 1911 года было принято решение об устройстве двух боковых приделов: южного в честь святого благоверного князя Александра Невского и северного в честь святой великомученицы Екатерины, в память недавно умершей сестры профессора Макеева ― Екатерины Матвеевны. В декабре обновленный храм и новые приделы освятили.

Вскоре после начала Первой мировой войны на территории клинического городка развернули госпиталь, церковь приняла в его работе живое участие.

Храм закрыли в 1931 году, приходской общине отказали в регистрации. Вскоре для придания зданию храма «светского вида» снесли кресты, шатровые главы, завершение колокольни, крыльца. К 1961 году пробили однообразные световые проемы и уничтожили всю внешнюю архитектурно-декоративную отделку, а стены сплошь оштукатурили, что изменило внешний храма вид до неузнаваемости. Внутри возвели междуэтажные перекрытия и перегородки.

В 1974 году здание обследовали и рекомендовали включить в список памятников архитектуры города. Но в конце 1977 года приступили к сносу храма. Уже в начале сноса стали выявляться следы первоначальной архитектуры здания.

Первыми за сносимый храм вступились больные, лежавшие в клиниках. Рассказывают, что они окружили здание, не подпуская к нему рабочих. Потом вмешалась общественность, которая смогла приостановить это варварское разрушение. Однако апсиду и северную часть церкви (придел святой великомученицы Екатерины) все же успели разобрать. В таком изуродованном виде церковь простояла до 1990-х годов.

В 1990 году Ученый совет 1-го ММИ им. И.М. Сеченова, по инициативе его ректора М.А. Пальцева, принял решение о передаче храмов клинического городка Русской Православной Церкви. Соответствующее распоряжение Правительства Москвы № 1140- РП последовало 16 декабря 1991 года. Тогда же сотрудники института вошли в инициативные группы по созданию церковных общин при вновь открытых храмах.

В феврале 1992 года, на праздник Сретения Господня, были возобновлены богослужения в южном приделе храма, освященном в честь святой великомученицы Екатерины.

Благодаря помощи руководства и сотрудников ММА им. И.М. Сеченова были осуществлены первоначальные реставрационно-восстановительные работы.

Поэтапно заново возвели апсиду, колокольню, шатровые главы, воссоздали разрушенную северо-восточную часть храма и оба крыльца. Восстановительные работы до 1998 года велись под руководством архитектора Н.Д. Недовича, а позже — В.Г. Шубиной.

В 1997 году клинический городок праздновал свой вековой юбилей. 22 ноября 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил малое освящение храма Архистратига Божия Михаила. Святейший Патриарх выразил благодарность сотрудникам ММА им И.М. Сеченова за помощь в воссоздании храма и наградил ее ректора М.А. Пальцева орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени.

После малого освящения работы по воссозданию храма не прекращались, и уже спустя 5 лет воссозданный храм мало чем отличался от первозданного, построенного А.М. Макеевым.

19 сентября 2002 года Святейший Патриарх Алексий II в сослужении архиепископа Истринского Арсения и епископа Дмитровского Александра совершил великое освящение храма.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси