Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Центральное викариатство (новости)

В праздник Вознесения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

 

17 мая 2018 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Красногорский Иринарх, председатель Синодального отдела по тюремному служению; епископ Псковский и Порховский Тихон; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Сергий Тишкун, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы; священник Димитрий Сафонов, секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям; духовенство г. Москвы.

На богослужении присутствовали Святейший Патриарх-Католикос Эфиопии Абуна Матфий и члены сопровождающей Главу Эфиопской Церкви делегации: Абуна Антонс, архиепископ Западного Харэра; Абуна Филипос, епископ Южного Омо; Абуна Арегави, епископ Южного Гондэра; иеромонах Кидане Мариам, личный секретарь Патриарха; священник Кирос Волдеаб, руководитель Медийной службы Эфиопской Патриархии; Музи Хайлу, руководитель службы Патриаршего протокола.

Среди участников богослужения также были член Совета Федерации ФС РФ О.П. Ткач, губернатор Краснодарского края В.И. Кондратьев.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя под управлением И.Б. Толкачева.

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция богослужения.

На малом входе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвел епископа Псковского и Порховского Тихона в сан митрополита в связи с назначением главой Псковской митрополии.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине.

За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Анатолия Правдолюбова, клирика храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве г. Москвы, в сан пресвитера.

Проповедь перед причастием произнес священник Владимир Устинов, клирик храма Державной иконы Божией Матери в Чертанове г. Москвы.

Святейший Патриарх, сослужившие Его Святейшеству архиереи и священники совершили славление празднику Вознесения Господня.

Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь торжественно отмечает великий двунадесятый праздник Вознесения Господа и Спасителя нашего. Всем хорошо известно воспоминаемое событие, когда в завершение Евангельской истории Спаситель, распятый, воскресший и явившийся ученикам, вознесся на их глазах на небо.

Сегодняшнее чтение из Евангелия от Луки (Лк. 24:36-53) повествует нам, в пределах одной главы, практически обо всем, что произошло после Воскресения Спасителя. И в отрывке, который мы сегодня слышали, есть нечто, что помогает нам понять саму природу Божественного Вознесения.

Когда Господь явился ученикам, они, конечно, смутились, и тогда Он задал им вопрос, моментально приведший к пониманию той реальности, с которой они столкнулись в лице Воскресшего Спасителя. А вопрос был такой: «Есть ли у вас что-нибудь поесть?» Можно себе представить учеников, которые были свидетелями распятия, смерти, но не Воскресения Спасителя. Видя Его явление, многие подумали, что это дух, некое видение, но Господь говорит: «Дух плоти и кости не имеет, а Я имею». В доказательство того, что Он реально пребывает в человеческом теле, Спаситель спрашивает: «Имеете ли что-нибудь, что можно съесть?» И, вкусив пищу, Он вывел их до Вифании и вознесся на их глазах.

Может быть, если бы не эта встреча со Спасителем, этот простой человеческий разговор, это вкушение пищи, все могло бы показаться видением, чем-то нереальным. Но Господь ввел учеников в реальное, физическое с Ним соприкосновение.

Господь вознесся на небо, а небо в Священном Писании — это некий образ и символ иного бытия, иного мира, недоступного для человека. Этот мир, действительно, лежит вне чувственного и рационального восприятия, но связь между миром небесным и миром земным существует и существовала всегда. Ветхий Завет рассказывает, как ангелы, живущие в том мире, посещали наш мир; а самым значительным ангельским посещением этого мира было Благовещение Пресвятой Богородицы, когда Ангел вошел в Назаретскую горницу, где молилась Пресвятая Дева.

Были два случая в Ветхом Завете, когда люди прошли по пути от земли к небу — это пророки Енох и Илия. Но они не сделали это самостоятельно, — им была нужна некая Божественная сила, которая их перевела из бытия физического в небесное, духовное бытие. А Господь Иисус Христос пришел в наш мир не тем путем, по которому Енох и Илия вознеслись на небо, не тем путем, по которому ангелы и архангелы снисходят на Землю. Он снисшел на землю через рождение от Пресвятой Девы, но покинул наш мир тем самым путем.

Небо — символ иного бытия, иной жизни. Но что происходит в момент Вознесения? Господь возносится со Своим телом, тем самым, которое незадолго до того насыщалось обычной физической пищей. Он восхищает человеческую природу в иной, пока неведомый для нас мир. Что же это означает? А это означает, что иной мир не может быть совершенно отчужденным от мира земного. Мы не можем себе представить, какие связи между ними существуют, но тот факт, что человеческая плоть была через Вознесение восхищена в Божественную славу, свидетельствует о том, что в ином мире присутствует и наш мир — конечно, преображенный силой Божественной благодати.

Какое же значение это имеет для всех нас? Огромное значение. Мы должны понимать: все, что мы делаем в этом мире, не исчезнет с нашей смертью и не исчезнет вообще никогда. Все, что мы творим, переходит в вечность. Если мы говорим, что в ином мире присутствует преображенная физическая природа, значит, в том мире присутствует наша преображенная жизнь. И преображение нашей жизни начинается не в ином мире, как и явление тела Спасителя, прославленного через Воскресение, не было вызвано воздействием Божественной силы вне физического бытия, — преображение Спасителя, Его плоти, Его тела произошло уже здесь. Стало быть, мы, люди, живущие в истории, присутствующие в этом мире, должны помнить, что нашей главной задачей является преображение этого мира. Когда нам говорят: «А нужно ли делать что-то доброе за пределами личной или семейной жизни? Нужно ли что-то делать, чтобы мир становился лучше?», мы как Церковь отвечаем: «Не просто нужно — мы призваны к тому, чтобы мир становился лучше, чтобы человек становился лучше, чтобы преображение, которое во всей полноте является в Божественном Небесном Царстве, начиналось уже здесь, в условиях нашего земного бытия».

К участию в этом преображении призвана Церковь и все верующие люди. Вот почему у христианина всегда должна быть активная жизненная позиция. Мы не должны мириться со злом. Мы должны стремиться включать Божественные заповеди, то есть высший закон человеческого бытия, в эту жизнь через свой собственный опыт, через опыт общения с родными, близкими. А те, кто обладает властью, должны всегда помнить, что на них — особая ответственность включать эту величайшую реальность, которая созидается силой Божией и силой человеческой, реальность преображенного бытия, в жизнь современного человечества.

Конечно, враг рода человеческого силен, и вся его борьба именно на этом фронте — не допустить преображения нашего мира. Но Церковь Божия существует в мире и называется воинствующей Церковью именно потому, что она борется за этот мир, за его преображение, чтобы в Царствии Божием явились и наши преображенные тела, и наша физическая, благодатию Божией преображенная реальность.

Такую тайну открывает нам сегодня Господь через событие Вознесения. А святой Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Не для того Господь воплотился, чтобы оставить плоть, тело Свое здесь, но чтобы оно всегда было с Ним». А это значит, что весь наш мир, преображенный силой благодати Божией, всегда может быть со Христом, если только мы не погубим его своим грехом и своим богоотступничеством. И да поможет нам Господь осуществлять великую миссию — миссию спасения не только самих себя, своих родных и близких, но и преображения мира, которого чает Господь и ради которого Он взошел на крест, победил смерть, явил Свою Божественную силу в Воскресении и вознесся во славу Бога Отца. Аминь».

В дар Храму Христа Спасителя Его Святейшество передал набор покровцов для евхаристических сосудов.

Затем Предстоятель Русской Православной Церкви приветствовал Святейшего Патриарха-Католикоса Эфиопии Абуну Матфия и членов делегации Эфиопской Церкви.

«Сегодня у нас большая радость и честь приветствовать в нашем храме высокую делегацию Эфиопской Православной Церкви во главе с Патриархом Абуной Матфием, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. —  У России давнишние связи с Эфиопией. Еще в то далекое время, когда не было централизованного русского государства, представители нашего народа посещали Африку, в том числе Эфиопию. В XIX веке многое было сделано для изучения Православной Церкви в Эфиопии нашим замечательным ученым владыкой Порфирием (Успенским), который возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме и первым описал историю Эфиопской Церкви, обряды, обычаи и жизнь православных эфиопов. В 1888 году, когда праздновалось 900-летие Крещения Руси, делегация Эфиопской Церкви посетила Киев; а в 1896 году делегация Эфиопской Церкви посетила град Москву для участия в коронации государя императора Николая II, и мы знаем, какие прочные связи были установлены между Россией и Эфиопией».

По словам Его Святейшества, эти связи возродились и стали особенно активными во второй половине XXвека по инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, «который очень любил Эфиопию и начал приглашать в тогдашнюю Ленинградскую духовную академию эфиопских студентов; многие из них успешно завершили обучение и стали иерархами Эфиопской Православной Церкви».

«Эфиопская Церковь, как и наша Церковь в XX веке, претерпела гонения и явила сонм мучеников, — продолжил Святейший Владыка, — только гонения были со стороны иностранных интервентов, которые пытались навязать Эфиопской Церкви унию с Римом. Это встретило мощное сопротивление иерархии, духовенства и народа, и 1937 год стал годом особых страданий эфиопского народа, потому что интервенты, пытавшиеся обратить православных эфиопов, осознали, что они неуспешны, и начали кровавые гонения, в результате которых многие погибли. 1937 год и для нас — год особых кровавых гонений, потому что и наша Церковь, как и Эфиопская Церковь, в то же время особенно страдала за верность Христу, за отказ принимать идеологическую систему, которая исключала присутствие Бога в человеческой жизни».

«В 50-х годах XX века, как я уже сказал, стали развиваться наши двусторонние отношения. Поэтому я очень радуюсь вашему визиту, дорогие братья, тому, что Вы, Ваше Святейшество, возглавили делегацию, и надеюсь, что наше общение, которое состоится сегодня, поможет нам разработать планы дальнейшего развития отношений между нашими Церквами и нашими странами. Пусть Господь хранит Эфиопию, Церковь Эфиопскую, и помогает вам сохранять веру православную, несмотря на преходящие обстоятельства внешней жизни», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси