Монастыри (новости), Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото)

В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Новоспасском монастыре

 

Вечером 13 марта 2019 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в соборе Покрова Божией Матери Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы.

За богослужением молились наместник Новоспасского монастыря, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Воскресенский Дионисий, паломники из Греции — секретарь Синодального отдела Элладской Православной Церкви по вопросам паломничества архимандрит Спиридон (Катрамадос) и сотрудник указанного отдела Христос Петреас, директор российского представительства Национальной туристической организации Греции Поликарпос Эфстатиу, братия Новоспасской обители, многочисленные прихожане и паломники.

Богослужебные песнопения исполнил хор Новоспасского монастыря (регент С.Б. Попов).

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция чтения канона.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В молитве святого Ефрема Сирина мы просим Господа даровать нам смиренномудрие. Слово "смиренномудрие" составлено из двух слов — "смирение" и "мудрость", и это сочетаниеозначает, что речь идет о мудрости, исполненной смирения.

Что же такое смиренномудрие, или исполненная смирения мудрость, и чем она отличается от мудрости вообще, от знаний, от образованности? Отличается чем-то очень важным. Смиренномудрый человек способен объективно оценивать самого себя, свою внутреннюю жизнь и выносить пред лицом Божиим и пред своей совестью нелицеприятный о себе суд.

Это очень редкое качество, потому что всякий раз, когда мы оцениваем себя, особенно в связи с какими-то конфликтами, переживаниями, мы непременно ставим себя в некое особое положение. Всегда кто-то виноват больше, чем мы, всегда мы находим для себя оправдание, а для тех, с кем находимся в трудных отношениях, — осуждение; и никакому смиренномудрию места нет. Но смиренный и мудрый человек видит свои грехи и трезво оценивает самого себя.

При чем же здесь мудрость, ведь мудрость проявляется прежде всего в отношениях человека с окружающим миром? Но смиренномудрие, способность реально оценивать свое духовное состояние и выносить суд о себе, действительно связано с мудрым отношением к окружающим. Потому что человек, способный видеть свои грехи, обретает мудрость в оценке всего того, что вокруг него происходит. У него есть навык размышления о происходящем. И уж если хватает сил осуждать самого себя, то такой человек, не осуждая других, всегда может правильно оценить происходящее, а значит, сделать нужные выводы и выстроить как должно отношения с людьми.

Очень важно сохранить в памяти эту связь между смирением и мудростью, между способностью видеть свои грехи и вырабатывать объективный взгляд на окружающую действительность. Человек, который себя оправдывает, который себя превозносит, который во всем видит чужую вину, неспособен к объективному видению, без которого не может быть и мудрого взгляда на жизнь, не может быть устроения мудрых человеческих отношений.

Люди, незнакомые с православной аскезой, с православным образом жизни, иногда задают вопрос: "А как все то, чем вы занимаетесь, эти долгие службы, молитвы, соотносится с действительностью? Насколько это востребовано? Не является ли это лишь рудиментом того, что было некогда присуще нашей культуре, нашей общественной жизни?" Наш ответ: нет! Все, что делала Церковь в прошлом, что делаем сегодня мы, все, что, верим, Церковь будет делать до скончания века, — всегда актуально, всегда имеет отношение к реальной жизни, ибо всегда актуально то послание, которое Господь оставил нам. Через мудрость святых отцов мы обретаем способность обрести особый взгляд на самих себя, на свою внутреннюю жизнь, а значит, стяжать мудрость, способность реально видеть окружающую нас жизнь и делать из этого вѝдения правильные выводы.

Святые отцы, предлагая нам путь смиренномудрия, руководствовались в первую очередь словами Самого Господа и Спасителя: "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим" (см. Мф. 11:28-29). Смиренномудрие помогает устроению мирных отношений с людьми, устроению такого образа жизни, который не в тягость, а в радость, даже если мы проходим через сложные жизненные обстоятельства. Устроение этого по божественным законам определяемого мира, по заповедям Божиим устрояемых отношений между людьми является непременным условием нашего личного благополучия, но это можно распространить и на народ, и на страну. Более того, заповедь Божия не имеет границ, она обращена ко всему роду человеческому. И верим, что только жизнь в соответствии с этими божественными заповедями способна помочь нам благополучно устраивать свою собственную жизнь, жизнь нашего народа и нашего общества.

Да поможет нам Господь сохранить веру, укрепиться в той мудрости, которую почерпаем мы из Священного Писания, из святоотеческих творений, оставаться верными избранному пути, несмотря ни на искушения, ни на соблазны, которые встречаются на нашем жизненном пути. Аминь».

Затем Святейший Владыка обратился к наместнику и братии Новоспасского монастыря:

«Хотел бы сердечно вас приветствовать, владыка наместник, с новым послушанием. Господь вас возвел на высокую свешницу — возглавлять исторически очень важную обитель Первопрестольного града. Пусть Господь хранит вас на этом послушании, умудряет, укрепляет ваши силы.

Хотел бы также пожелать помощи Божией всей братии. Вы действительно несете свое послушание в особом месте и должны как хранить память о прошлом, так и служить одновременно и настоящему, и будущему — своей верой, своей молитвой, своим пастырским словом, обращенным к людям. Пусть Господь хранит Новоспасскую обитель в мире, любви, единомыслии. А всех, кто приходит в эти святые стены, да укрепляет Господь в вере и благочестии».

В дар каждому насельнику Новоспасского монастыря Святейший Патриарх Кирилл передал фотоальбом «Жизнь в служении».

Епископ Воскресенский Дионисий от лица братии и прихожан приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону Спаса Нерукотворного.

Предстоятель Русской Церкви также приветствовал паломников из Греции. «Мы — братья, братья по вере. Мы принадлежим к Единой Православной Церкви. И пусть Господь хранит в единстве Православную Церковь, а народы наши — в вере и благочестии», — сказал Святейший Патриарх Кирилл.

Завтра, 14 марта, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Владыка будет утром молиться за уставным богослужением в Заиконоспасском ставропигиальном мужском монастыре, а вечером совершит великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси