Монастыри (новости), Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото)

В субботу первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Зосимовой пустыни

 

16 марта 2019 года, в субботу первой седмицы Великого поста, день памяти великомученика Феодора Тирона, праздник Державной иконы Божией Матери (на этот день с пятницы, 2 (15) марта, перенесена полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь, расположенный в Троицком административном округе города Москвы («Новая Москва») вблизи г. Наро-Фоминска.

В Троицком храме обители Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию.

Его Святейшеству сослужили: архиепископ Егорьевский Матфей; епископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Троице-Сергиевой лавры; игумен Лаврентий (Балаев), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь; духовенство Троице-Сергиевой лавры и Оптиной пустыни.

В храме присутствовали: министр культуры РФ В.Р. Мединский, директор Правового департамента Правительства РФ К.Ю. Панферов, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы Н.А. Сергунина, префект Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы Д.В. Набокин, глава администрации сельского поселения Новофедоровское г. Москвы А.В. Шутиков, заместитель главы администрации — начальник территориального управления Наро-Фоминск Московской области Г.П. Пензов.

За богослужением молились настоятельница Зосимовой пустыни игумения Фаина (Кулешова), сестры обители и паломники.

Богослужебные песнопения исполнил хор Троице-Одигитриевского монастыря Зосимова пустынь (регент Е.Б. Чуйко).

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил иерейскую хиротонию иеродиакона Дионисия (Миловидова), насельника Оптиной пустыни.

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Михаил (Булочев), клирик Зосимовой пустыни.

По окончании Литургии настоятельница Зосимовой пустыни игумения Фаина (Кулешова) приветствовала Святейшего Владыку.

Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Завершилась первая седмица Великого поста — время особо благодатное, когда Церковь предлагает своим верным чадам замечательные средства духовного оздоровления. Первая неделя, если она проводится в соответствии с церковным уставом в молитве, в воздержании, в размышлениях, в первую очередь о себе самом, является совершенно особым средством духовного возрождения человека.

Жизнь наша сегодня чрезвычайно сложна, настолько быстро все вокруг нас меняется — как в плане внешних материальных факторов, так и в сфере культуры и духовной жизни. То, что еще вчера касалось незыблемым, совершенным, то, что являлось примером, сегодня перестает быть таковым. И в этой круговерти жизни современной цивилизации невероятно трудно сохранить свой внутренний мир от соблазнов, искушений и даже разрушения. И для тех, кто желает идти путем, предлагаемым Церковью, первая седмица Великого поста дает возможность посмотреть на себя, своих близких, родных, на свою работу, на то, что происходит в стране и обществе, с некоторой дистанции. И эта дистанция вызвана не безразличием, но, напротив, помогает увидеть то, что реально происходит. Первая седмица Великого поста и была для многих из нас временем отстранения от суеты мира — для того чтобы обострилось наше зрение и для того чтобы мы научились не только видеть, но и понимать суть происходящих событий, в первую очередь, чтобы мы могли понимать, что происходит с нами самими.

Последние слова молитвы святого Ефрема Сирина: «даждь ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Эти замечательные слова мы тоже должны правильно понять. Что означает видеть свои прегрешения? Каким органом чувств мы их видим? Зрением, осязанием, вкусом, обонянием? Конечно же, нет! Свои прегрешения видим силой своей совести.

Совесть есть чувство, которое дает нам понимание того, что мы делаем, правильно или плохо поступаем. Совесть помогает нам замерять уровень наших греховных поступков, уровень наших греховных мыслей. Но совесть — это хрупкий сосуд и хрупкое чувство. И если совесть постоянно ломать, если не слышать этот голос, а растаптывать его, то совесть начинает постепенно терять свою силу. Тогда перед человеком открывается бездна греха. Самый главный сдерживающий фактор — совесть — перестает сдерживать человека, и он погибает. Поэтому сохранение совести, сохранение способности видеть свои грехи, имеет огромное, может быть, даже первостепенное значение для жизни каждого человека, но особенно христианина: «дай мне зрети моя прегрешения».

Великий пост дает нам возможность о многом поразмышлять. Он дает нам возможность укрепиться духовно и в первую очередь приносить искреннее покаяние — так часто, как мы желаем это сделать. Собственно говоря, результат действия совести и есть покаяние. Только когда совесть начинает укорять нас, возникает необходимость освободиться от этого гнета, и единственным средством освобождения совести является покаяние.

Люди, которые благочестиво провели первую седмицу Великого поста, — не только те, кто имел возможность ходить в храм каждый день, но и православные верующие, которые из-за работы не могли быть в храме ежедневно даже во время первой седмицы, — обычно в пятницу и субботу исповедуются, с тем чтобы причаститься Святых Христовых Таин. А когда мы приходим на исповедь, мы должны совестью своею видеть свои прегрешения.

Исповедь не может быть механическим перечислением грехов, многие из которых уже оставлены и совершенно не актуальны. Странно, когда люди пожилые начинают каяться в том, в чем обычно стесняются каяться молодые. Такое впечатление, что от молодости до старости не было ни одной исповеди. Почему-то вспоминаются грехи молодости, а что же грехи сегодняшнего дня, в том числе у пожилых людей? Разве они отсутствуют? Автоматическое, бездумное перечисление грехов не имеет ничего общего с подлинной исповедью. Каяться надо в том, в чем ты считаешь необходимым покаяться, — в грехах, которые совестью твоею обличаются.

Вот тут-то и наступает самое, может быть, сложное — покаяться в том, в чем тебя обличает совесть и даже в том, в чем ты иногда сам себе боишься или стыдишься признаться. Исповедь дает возможность очищения души, разума, чувств. Исповедь дает возможность обрести подлинное освобождение от греха и начать жизнь с чистого листа. И хотя этот чистый лист довольно быстро заполнится грехами, но важно, чтобы каждый раз, приходя к покаянию, мы имели способность и силу подлинно приносить таковое пред крестом и Евангелием и раскрывать пред Богом свою душу, испрашивая прощения грехов.

У святителя Феофана Затворника есть замечательные слова: «Дверью спасения при потопе была дверь ковчега. А дверью спасения от потопа греха является покаяние». Как при потопе невозможно было спастись, не пройдя через эту дверь ковчега, так и сегодня, побеждаемые грехами, мы не можем войти в ковчег спасения, кроме как через дверь покаяния. И да поможет нам Господь воспользоваться этой дверью, отметая всякие предрассудки и все то, что мешает нам пред крестом и Евангелием принести истинное покаяние Богу в совершаемых грехах. Аминь».

Святейший Владыка поблагодарил игумению Фаину (Кулешову) за добрые слова и отметил, что рад вновь, спустя несколько лет после предыдущего посещения обители, молиться с сестрами Зосимовой пустыни. В дар монастырю Предстоятель передал набор богородичных покровцов для евхаристических сосудов. Каждой из сестер был вручен сборник проповедей Его Святейшества «Ревнуйте о дарах духовных. О молитвенном делании и духовном возрастании».

Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды. Во внимание к помощи в восстановлении Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь наград были удостоены:

  • директор Правового департамента Правительства РФ К.Ю. Панферов — ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
  • генеральный директор ООО «НКФ ОМЕГА-ДЕНТ» Г.Г. Ростиашвили — ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
  • заместитель главы администрации — начальник территориального управления Наро-Фоминск Московской области Г.П. Пензов — юбилейной медали «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви»;
  • А.И. Окунев — юбилейной медали «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви».

Заместителю мэра Москвы в Правительстве Москвы Н.А. Сергуниной была вручена икона, написанная в память 10-летия Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года.

«Еще раз всех поздравляю с замечательным событием — совершением торжественного богослужения в сей святой обители. Радуюсь также помолиться с братией Троице-Сергиевой лавры и Оптиной пустыни. Пусть Господь всех нас хранит в мире, единомыслии, любви и помогает преодолевать все средостения сей жизни, устремляясь ко Господу и ко спасению» — сказал в завершение Святейший Патриарх Кирилл.

После богослужения состоялась беседа Святейшего Патриарха Кирилла с министром культуры РФ В.Р. Мединским, директором Правового департамента Правительства РФ К.Ю. Панферовым и заместителем мэра Москвы в Правительстве Москвы Н.А. Сергуниной, в ходе которой обсуждались выполненные восстановительные работы в Зосимовой пустыни и дальнейшие планы по проведению ремонтных работ в монастыре.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси