Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Центральное викариатство (новости)

В Великий Четверток Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию и чин освящения мира в Храме Христа Спасителя в Москве

 

 

13 апреля 2017 года, в четверг Страстной седмицы, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Василия Великого, чин освящения святого мира и чин умовения ног в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы.

Патриарх прибыл в Храм Христа Спасителя к западному входу. Войдя в храм, прежде облачения в мантию, Патриарх передал алавастр (специальный сосуд для хранения древнего мира) первенствующему протоиерею, который перенес его в алтарь и поставил на Престоле слева от Дарохранительницы. Перед великим входом алавастр переносится с Престола на жертвенник.

Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского.

 

Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой лавры; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Иероним (Чернышов); епископ Подольский Тихон; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Богородский Антоний, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; епископ Бронницкий Парамон, наместник Донского ставропигиального монастыря; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Андрей Милкин, руководитель Патриаршей службы протокола; иеромонах Серафим (Амельченков), ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии; духовенство г. Москвы.

В храме присутствовали глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций А.А. Жаров, глава Одинцовского района Московской области А.Р. Иванов.

За богослужением Патриарший пел хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз».

В процессии великого входа также участвовали первенствующий протоиерей с алавастром древнего мира и две пары священников с сосудами нового мира. В Царских вратах Святейший Патриарх принял алавастр и поставил его на Престоле. Сосуды с новым миром были размещены справа и слева от Престола.

 

После евхаристического канона Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин освящения мира. Перед началом чинопоследования Святейший Владыка произнес краткое слово, в котором рассказал о совершаемом чине:

«По установившемуся обычаю примерно раз в два-три года в Храме Христа Спасителя во время Божественной литургии в Великий Четверг совершается освящение мира.

Миро — это драгоценная жидкость наподобие той, что возлила на главу Спасителя грешная жена за два дня до Пасхи. Миро в древности возливалось и на главу тех, кто принимал самую высокую ответственность за народ, — на царей. Поныне существует чин миропомазания на царство. Но поелику пресеклось царское правление в стране нашей, то святое миро ныне используется только в двух случаях — при миропомазании после крещения и при помазании престола во вновь построенном храме.

Святое миро есть особый проводник Божественной благодати, и таковым оно становится не по богатству составляющих его веществ, а по молитве, которая совершается во время мироварения и особенно в момент освящения святого мира за Божественной литургией в Великий Четверг. И мы верим, что сила Божественного духа присутствует в этом веществе, так что когда крещаемый помазуется этим миром, замыкается невидимая цепь между ним и Богом, подающим благодать. Это таинство мы именуем миропомазанием. Верим также, что особая благодать почивает на алтарях Божиих, помазанных священными миром.

Сейчас все мы являемся соучастниками, сомолитвенниками великого таинства мироосвящения. Помолимся Господу, чтобы Он явил чудо снисхождения Своей благодати на освящаемое миро и чтобы через это миро освящался мир, освящались люди, освящалось Божие творение. Аминь».

При пении тропаря Пятидесятницы Предстоятель влил древнее миро из алавастра в каждый сосуд с новоосвященным миром. Затем Святейший Патриарх Кирилл по традиции восполнил алавастр новоосвященным миром, что символизирует непрерывное преемство благодати, сохраняющееся в Церкви от апостолов до наших дней, и опечатал алавастр особой печатью. Также были закрыты и запечатаны сосуды с новым миром, которое будет передаваться во все епархии Московского Патриархата.

Проповедь перед причастием произнес митрополит Волоколамский Иларион:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В Великий Четверг мы совершаем воспоминание спасительной Тайной вечери Господа нашего Иисуса Христа, на которой Господь под видом хлеба и вина преподал ученикам Свое Пречистое Тело и Свою Честную Кровь.

Это особый день для Церкви, потому что именно тогда Господь установил Таинство, которое соединяет всех членов Церкви во единое тело и соединяет нас с Богом. Это то самое Таинство, благодаря которому мы становимся, по слову святого апостола Петра, «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4). Это то самое Таинство, которое соединяет нас в Единое Тело Христово, а Глава этого Тела – Сам Господь наш Иисус Христос, о чем говорит в своем послании святой апостол Павел (ср. Еф. 1:22-23).

Всякий раз, когда готовимся к этому Таинству, мы читаем Последование ко Святому Причащению. Оно состоит из молитв, которые были составлены святыми отцами ― Василием Великим, Иоанном Златоустом, Иоанном Дамаскином. Одна из них надписана именем преподобного Симеона Нового Богослова ― человека, который жил в X ― начале XI века. Он известен своими духовными писаниями, в том числе книгой, называемой «Гимны Божественной любви». И именно из той книги, из отдельных стихов «Гимнов» преподобного Симеона, создана эта молитва.

Она начинается словами: «От скверных устен, от мерзкаго сердца, от нечистаго языка, от души осквернены, приими моление, Христе мой, и не презри моих ни словес, ниже образов, ниже безстудия…». И дальше автор молитвы говорит о блуднице, которая помазала ноги Иисуса драгоценным миром (об этом рассказывается в Евангелии от Луки). Она принесла Христу покаяние, и именно покаяние соединило ее с Господом. Читая эту молитву, мы призываемся к тому, чтобы подходить к Святым Таинам с покаянием, помнить, что мы, по слову апостола Павла, первые из грешников. «Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз» (1 Тим. 1:15), ― писал апостол.

Мы должны приступать к этому Таинству с чувством глубокого сокрушения и покаяния, потому что если приступим с иными чувствами, то Господь может не принять нас. И тогда это святое Таинство будет для нас в суд и осуждение, как было в суд и осуждение участие в Тайной вечере для Иуды предателя. Неслучайно, приступая к Святой Чаше, мы всякий раз вспоминаем этого человека и говорим: «Ни лобзания Ти дам яко Иуда», потому что для всякого человека, который недостойно причащается, плохо подготовился, существует опасность, что причастие будет для него не в соединение с Богом, не в исцеление души и тела, но в суд или во осуждение.

В своей молитве преподобный Симеон Новый Богослов напоминает нам слова Спасителя: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне убо сей пребывает, в нем же и Аз есмь» (Ин. 6:56). Эти слова были произнесены Господом в беседе с иудеями, которым Он говорил: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). Эту беседу Иисуса Христа, содержащуюся в 6-й главе Евангелия от Иоанна, мы читаем, зная, что Господь говорил это о Таинстве Святой Евхаристии, зная о плодах сего великого Таинства и том действии, которое оно оказывает на нас. Но те, кто слушал тогда беседу, ничего этого не знали ― они были смущены и шокированы словами Господа Иисуса Христа о том, что люди должны есть Его Плоть и Пить Его Кровь. И евангелист Иоанн говорит, что после той беседы «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6:66). Господь спросил двенадцать учеников: «Не хотите ли и вы отойти?» (Ин. 6:67). И тогда апостол Петр сказал: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68).

Ученики еще не знали, что ожидает их в Таинстве Святой Евхаристии, но осознавали, что если Господь что-то говорит, то это слово истинно. И в молитве преподобного Симеона Нового Богослова говорится: «Истинно слово всяко Владыки и Бога моего: божественных бо причащаяйся и боготворящих благодатей, не убо есмь един, но с Тобою, Христе мой, Светом трисолнечным, просвещающим мир».

Таинство Святой Евхаристии соединяет нас с Богом совершенно особым образом. Господь говорит нам, что через это Таинство Он в нас пребывает, а мы пребываем в Нем. И это не одно и то же, потому что ребенок может быть в утробе своей матери, но мать не может быть в утробе своего ребенка. Господь Своей Божественной любовью объемлет всех нас, и благодаря этой любви мы в Нем пребываем. Но для того, чтобы Господь пребывал в нас, существует только один особый, сверхъестественный способ ― тот самый, который Господь установил на Тайной вечере: когда Он входит в наше тело Своим Телом, когда Его Кровь входит нашу кровь и начинает течь в наших жилах. Вот тогда и происходит то Божественное соединение между Богом и человеком, от которого даже ангелы приходят в изумление и трепещут.

Преподобный Симеон говорит об этом: «сия вперяют мя», то есть все это окрыляет меня, «и дерзая Твоим богатым к нам благодеянием, радуяся вкупе и трепеща, огневи причащаюся трава сый». Святое Тело Господа Иисуса Христа и Его Кровь ― огонь, который входит в наше тело, но не попаляет его.

И, как сказано в той же молитве, это Святое Тело и эта Святая Кровь является Божественным Светом, который внутрь нашего тела входит и нас просвещает и обоготворяет. В одном из своих гимнов преподобный Симеон рассказывает о том, как он пришел в келью после того, как совершил Литургию и причастился Святых Христовых Таин. И увидел преподобный Симеон, что вся его келья и весь он, все его тело были озарены светом. И он говорит: и рука моя, и нога моя, и все мое тело ― все сияет Божественным светом благодаря причащению Святых Христовых Таин.

Мы с вами не видим этого Божественного света, когда причащаемся. И когда мы вкушаем Тело и Кровь Христовы, на вкус ощущаем причастие как хлеб и вино. Также и вид хлеба и вина остается у Святых Даров. Но вера наша говорит нам, что это не простой хлеб и не простое вино, а истинное и спасительное для нас Тело Господа Иисуса Христа, и это истинная и животворная Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

С этой верой, с этими чувствами, с этой любовью Господа будем причащаться Святых Христовых Таин, помня о том, что причастие может и попалить нас, если мы недостойно причастимся и если плохо подготовимся, потому что это огонь. Но будем верить и надеяться, что, несмотря на наши грехи, Господь помилует и спасет нас, как Он спас блудницу, пришедшую к Нему со слезами и с драгоценными миром, как Он спас через причащение Святых Христовых Таин тысячи и миллионы людей, приступавших к этому Божественному Таинству в разные годы и века. Аминь».

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил чин умовения ног — по образу Христа, умывшего ноги Своим ученикам за Тайной Вечерей (см. Ин. 13:1-17), Святейший Патриарх омыл в храме ноги 12 сидящим священнослужителям в знак смирения и служения народу Божию.

После заамвонной молитвы Святейший Патриарх Кирилл вышел из алтаря на кафедру, куда проследовали 12 священников, севших на приготовленные скамьи. При чтении архидиаконом Евангельского повествования Предстоятель снял с себя знаки архиерейского достоинства: омофор, панагии и саккос, после чего препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди омыл ноги одиннадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, после чего произносится ответ Спасителя: «Измовенный не требует, токмо нозе умыти».

Затем Предстоятель Русской Православной Церкви взошел на амвон и обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим праздником — Великим Четвергом, днем установления Таинства Святой Евхаристии.

Этот день приравнивается к двунадесятым праздникам. Он приходится на Страстную седмицу и потому всегда постный, но по сути это великий праздник, потому что Господу было угодно в этот день установить Таинство Святой Евхаристии, которое дает каждому человеку, являющемуся членом Церкви, возможность быть со Христом. И это не фигура речи, как мы говорим иногда о давно почивших людях: «Мы вместе с вами», — всякий знает, что мы можем быть вместе с ними лишь в воспоминаниях. Через Таинство Святой Евхаристии, силой Святого Духа мы реально вместе со Христом.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, причащаясь Тела Христова, мы становимся участниками и сообщниками. Как же понять эти слова? Святитель не поясняет, поскольку в его время все понимали, о чем речь. Но, к сожалению, с течением времени у многих, даже просвещенных богословов, ушло из сознания, что святитель Иоанн Златоуст не прибегал к фигурам речи, а сказал о реально существующем. Причащаясь Тела и Крови Спасителя, мы действительно становимся участниками Святой Тайной вечери, то есть мы среди апостолов, а не среди тех, кого на этой вечери не было и тем более не среди тех, кто затем возложил на Спасителя руки.

Но, может быть, это тоже образ? Как можно быть участником того, что было две тысячи лет назад? Как можно быть сообщником тех людей, которые не живут на земле? Святитель Иоанн Златоуст своими словами раскрыл саму суть Святой Евхаристии. Еще Господь на Тайной вечери, благословляя хлеб и вино и называя их Своими Телом и Кровью, сказал, чтобы ученики творили сие, то есть повторяли это действие, в Его воспоминание (см. Лк. 22:19). Силой Святого Духа мы это воспоминание совершаем. И не просто напрягаем память, пытаясь представить себе Тайную вечерю и мысленно увидеть то, что было некогда в Сионской горнице. Совсем не так! Силой Святого Духа мы действительно там — вместе с апостолами, вместе с Иисусом Христом. У Бога нет пространства и времени, и совершенная им Тайная вечеря всегда актуальна — вне времени и вне пространства. Чтобы стать соучастниками Тайной вечери, сообщниками апостолам, нужно совершать Святую Евхаристию, призывать Дух Святой, Который преобразует хлеб и вино в подлинное Тело и подлинную Кровь Христовы и дает нам, причащающимся Его Тела и Крови, реально с Ним соединиться.

Собственно говоря, все, что Церковь делает силой Духа Святого, — это и есть соединение настоящего с вечностью. А почему с вечностью, а не только с прошедшим? Ведь Святая Евхаристия была в прошлом. Почему силой Святого Духа мы, причащаясь Тела и Крови Христовых, прикасаемся к вечности, вступаем на иной уровень бытия? Да потому что Господу так было угодно. Его пришествие в мир не завершилось вознесением на небо. Его присутствие в мире продолжается силой Святого Духа. Вот почему, совершая Божественную Литургию, священнослужитель молится о том, что посредством Святой Евхаристии мы вспоминаем крест, гроб, тридневное Воскресение, на небеса восхождение, второе и славное паки пришествие, — которого еще не было, но мы вспоминаем его так же, как вспоминаем Святую Евхаристию, являясь соучастниками и сообщниками. Ибо в Евхаристии силой Святаго Духа преодолеваются время и пространство, и мы реально соприкасаемся с Божественным Царством.

Но в Святом Таинстве Евхаристии мы не только таинственно, Духом Святым вспоминаем все, что было, все, что совершил Господь, но и соединяемся с Ним. И не только с Ним — тот же святитель Иоанн Златоуст говорит: «Причащаясь Единого, мы причащаемся Единого Тела». Многие из нас, стоящие в этом храме, не знают друг друга, мы будто чужие, но что означает быть чужим, когда вместе с тем, кого ты не знаешь, причащаешься единого Тела Христова? Ты в этом Теле соединяешься с Господом и с теми, кто рядом с тобой. Вот почему Церковь — это особая общность людей. Она не основана только на учении, хотя учение скрепляет людей в этой общности. Сама общность рождается не от человеческого разума, но от силы Божественного присутствия. Господь нас соединяет, делает всех детьми, делает всех Церковью. Именно в момент Евхаристии Церковь выявляет свою природу. Недаром Таинство Евхаристии святой Симеон Новый Богослов назвал Таинством Церкви, потому что вся Церковь совершает это Таинство, и через него нам и всему миру является мистическое Тело Христово, которого мы причащаемся и частью которого становимся.

Когда взираешь на историю Церкви, видишь в основном внешнюю сторону событий, как много было трудного, тяжелого и даже греховного в этой истории — расколы, разделения, проливалась даже кровь... И сегодня — разве мы все, и каждый в отдельности, являем пример святости, чистоты, любви, веры? Так почему же, несмотря на слабость исторической Церкви, она непобедимо существует две тысячи лет и будет существовать до скончания века? А именно потому, что силой Святаго Духа мы, грешные люди, получаем прощение грехов и в едином Теле соединяемся с Господом и друг с другом, становясь общиной святых.

Какая же великая ответственность на нас — чтобы, выйдя за пределы Евхаристического собрания, за пределы храма, мы могли и там, в мире, чувствовать наше единство, оказывая друг другу поддержку, пребывая в единомыслии по многим проблемам, которые сегодня волнуют род человеческий! У христиан должно быть общее видение и общая позиция именно потому, что они едины во Христе Иисусе, Господе нашем, силою Святаго Духа через принятие Его Тела и Крови. Если будет так, то Церковь останется непобедимой и будет великим свидетелем Божией правды, которую понесут в мир ее чада в надежде, что причащение Тела и Крови Господней, соучастие в таинстве Святой Евхаристии, членство в Церкви, которая есть Тело Христово, освободит их от греха и даст оправдание в день Судный. Аминь».

Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил епископа Подольского Тихона орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Также Святейший Патриарх Кирилл вручил протоиерею Михаилу Рязанцеву, ключарю кафедрального соборного Храма Христа Спасителя, памятный крест в ознаменование 35-летия служения в сане пресвитера.

Сегодня вечером, в канун Великого Пятка, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя утреню с чтением 12-ти Евангелий Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси