Епархиальное собрание г. Москвы (документы), Миссионерская деятельность (документы)

Доклад председателя Комиссии по миссионерству и катехизации на Епархиальном собрании г. Москвы 2018 года

21 декабря 2018 года в Храме Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы. В ходе мероприятия с докладом выступил председатель Комиссии по миссионерству и катехизации протоиерей Игорь Фомин.

Ваше Святейшество, Преосвященные Владыки, дорогие отцы, братья и сестры!

Позвольте кратко рассказать вам о миссионерской работе в столице в прошедшем году, а также о проблемах и перспективах на миссионерском поприще.

1. Миссионерское образование. В 2018 году была проведена масштабная реформа миссионерского образования в Московской городской епархии. Эти изменения коснулись как профессиональной подготовки приходских миссионеров-катехизаторов, так и миссионерского образования для желающих нести служение в миру. В начале года был создан Миссионерский факультет Российского православного университета, закрывший вопрос о высшем профессиональном образовании для миссионеров. К сентябрю Комиссией были собраны списки абитуриентов от каждого благочиния — их число составило 24 человека.

Кроме того, по инициативе Комиссии и благословению Святейшего Патриарха (ПК 02-121 от 20.02.18) в викариатствах г. Москвы были открыты девять миссионерских школ, позволяющих составлять программы разной продолжительности и глубины изучения для разных аудиторий слушателей. В нескольких викариатствах еще идет работа по организации таких школ.

2. Встречи с миссионерами в викариатствах. В Москве уже второй год регулярно проходят неформальные встречи миссионеров с участием членов Комиссии. В среднем в течение года проходит около 15 таких встреч. Наиболее часто обсуждаемые вопросы на встречах относятся к катехизической подготовке крещаемых, проведению бесед с крестными восприемниками и родителями крещаемых малолетних детей, обсуждается приходское консультирование, ведение миссии в Интернете. Обмен опытом также является одной из наиболее важных задач подобных встреч.

3. Приходское консультирование. Тема приходского консультирования была поднята еще в прошлом году в связи с подготовкой волонтеров для работы в дни традиционно многолюдных церковных праздников, таких как Крещение Господне и Пасха. Зачастую в плане миссии, как гласит русская пословица, один день год кормит — побеседовать с некоторыми людьми удается только тогда, когда они приходят набрать святой воды или освятить куличи. Зацепить человека вопросом, вручить ему листовку или подарить Евангелие — вот первичный контакт миссионера со своей целевой аудиторией.

Погружение в тему практики приходского консультирования показывает, что это одна из самых эффективных методик для первичной интеграции невоцерковленного, но интересующегося человека в церковную жизнь, которая проходит в штатном режиме, по воскресеньям, а также в будние дни. Для этого в течение 2018 года прошел ряд тематических семинаров для миссионеров разных викариатств.

Представленный Комиссией документ «Об организации работы на приходах по приходскому консультированию» был одобрен Святейшим Патриархом и разослан во все викариатства г. Москвы. На основе рекомендации викарных ответственных по миссионерству и катехизации в Москве мы насчитали 51 храм, где лучшие катехизические практики успешно применяются.

4. Миссия среди мигрантов. На данный момент совокупная численность в городе, по некоторым оценкам, самых крупных национальных диаспор составляет не менее 750 тыс. чел. В настоящее время по благословению Святейшего Патриарха идет работа по организации «Социального центра помощи мигрантам», разработчиком и автором проекта является священник Дионисий Гришков. Предполагается, что Центр будет осуществлять обучение мигрантов, издательскую деятельность, проводить культурные мероприятия, а также оказывать юридическую, медицинскую и вещевую помощь и, самое главное, проводить духовно-просветительскую работу миссионерского характера.

Также спецкурс по миссионерской работе с мигрантами по благословению Святейшего Патриарха будет включен в программу миссионерского факультета РПУ.

Кроме того, в настоящее время уже создан и функционирует миссионерский интернет-портал «Мир вам», созданный НКО Аналитический центр имени свт. Василия Великого под патронажем нашей Комиссии. Сайт для развития православной миссии среди иностранцев (мигрантов, туристов, иностранных студентов и др.) находится в сети по адресу peace4u.info и представляет собой обзорную информацию о Русском Православии с возможностью интерактива и обратной связи. Большое внимание уделяется опыту принятия Православия («Как я стал православным») и насущным вопросам принятия веры («Как стать православным и что для этого нужно»).

5. Работа с вузами. Миссия в светских вузах (ПК 02-117 от 20.02.18) реализуется в формате просветительских бесед и открытых лекций, а также в рамках внеучебной внутривузовской работы со студентами.

Основным способом миссионерской работы со студентами светских вузов является просвещение. Проведение открытых лекций, включенных в рамки учебных программ и проходящих в учебное время. Таким образом, любая гуманистическая тематика вписывается рамки основных или факультативных дисциплин и дополняет учебную программу. Для технических вузов это могут быть лекции философской и мировоззренческой направленности, без навязчивой идеологической компоненты.

Большой эффект во взаимодействии с вузами показал опыт летних лагерей, туристических походов, к примеру молодежный проект «Общее дело» под патронатом настоятеля храма прп. Серафима Саровского в Раеве священника Алексия Яковлева. Присоединится к нему может каждый приход, вуз или организация и без каких либо материальных и физических затрат осуществить на приходе объединяющий проект для молодежи. Раз съездив на Русский Север для участия в реставрации деревянных храмов прихожане объединятся и будут осуществлять свои проекты на приходах.

Вовлечение студентов в социальное служение вызывает наибольший интерес и уважение, так как является воплощением морально-нравственного учения Церкви. Организованные поездки в детские дома, интернаты, приюты, дома престарелых, больницы сплачивают студентов и интегрируют их в церковную жизнь через дела милосердия.

Также успешно себя показали художественная самодеятельность и экскурсионно-паломническое направление работы, которые вписываются в рамки обычной внеучебной работы вуза и никак не противоречат светскому характеру образования и расширяют кругозор.

Но самым главным каналом миссионерской работы в условиях светского высшего образования являются дружественные отношения с руководством вуза и профессорско-преподавательским составом учебных кафедр, тогда двери вуза будут для вас открыты и доступ к студенту будет прямой и эффективный, все остальное будет зависеть от нашей неравнодушности и креативности.

6. Листовки и газеты, информационная работа. В прошедшем году был значительно улучшен дизайн листовок и их ассортимент. К празднику Пасхи было отпечатано шесть видов листовок. Совокупный тираж составил 0,5 миллиона штук. Также было отпечатано и распространено по приходам и организациям 100 тысяч пасхальных ленточек. К великим и двунадесятым праздникам было разработано и разослано 14 видов листовок, а для размещения на приходских стендах 51 номер стенгазеты Комиссии. В течение года был реорганизован сайт Комиссии, который на данный момент является справочно-информационным ресурсом, в первую очередь для самих миссионеров. На сайте размещены все методические материалы, листовки и стенгазеты, есть новостные разделы, где можно прочитать о текущих событиях, а также ознакомиться с аналитикой и актуальными интервью. Пресс-служба Комиссии также помогает продвижению информации о миссионерских мероприятиях. Количество упоминаний Комиссии в СМИ и Интернете по сравнению с прошлым годом увеличилось в семь раз и достигло почти двух тысяч.

Проблемы и задачи миссионерской работы в Москве

1. Ресурсы приходов г. Москвы очень сильно различаются и зависят от расположения храма, социальной и инфраструктурной специфики района и других факторов. Нельзя заставить всех безотказно заниматься внебогослужбной деятельностью с одинаковой активностью. Есть храмы, расположенные в отдаленных местах, куда проблематично добраться, есть множество исторических храмов в центре Москвы, где, во-первых, сейчас мало постоянных жителей, а во-вторых очень большая концентрация храмов. Строительство новых храмов в жилых районах Москвы также влияет на характер приходов — где-то люди начинают ходить туда, куда удобнее добраться, но не желают активно интегрироваться в приходское сообщество, а где-то в период стройки просто не хватает помещений и человеческих ресурсов.

2. В продолжение сказанного хотелось бы озвучить одно наблюдение, которое помогло бы выявить ранее не звучавшее направление миссии. Это миссия через храмовую культуру и историзм. В Москве есть целый пласт храмов, где миссионерская работа в ее привычном понимании не ведется или ведется в очень малых объемах, однако это не значит, что настоятель плохой или приход не активный. Настоятели, ведущие компетентную реставрацию исторических храмов, благоустрояющие внутренне убранство, облачения, заботящиеся о красоте церковного пения, вкладываясь в хор, делают порой не меньше для того, чтобы люди воцерковлялись. Для многих Церковь ассоциируется с историзмом и древностью, с архитектурными и живописными традициями, с определенной обстановкой, воссоздающей реалии прошлых веков, поэтому мы можем смело говорить о том, что усилия, направленные на благолепие здания и интерьера храма и богослужения являются не менее значимыми миссионерскими видами деятельности, чем раздача листовок, молодежные встречи и пр. Но такая деятельность должна активно освещаться в медиапространстве. Местечковость, закрытость сводит все эстетические усилия на «нет». Необходимо широко освещать такие объекты исторической правды и привлекать к ним широкие массы людей.

3. Проблема нерегулярно издаваемой вероучительной литературы. Нам необходимо выработать минимальную рекомендуемую библиотеку миссионера и помочь обеспечить приходы ею, потому что на данный момент людям, делающим первые шаги в Церкви, везде предлагают совершенно разные по объему и характеру книги, которые к тому же не всегда можно купить.

4. Приходы мало друг с другом взаимодействуют, порой даже не знакомы. Принудить прихожан и клириков дружить невозможно и не нужно, но важно попытаться создать такие условия, при которых люди могли бы обмениваться опытом и помогать друг другу. Встречи миссионеров в викариатствах отчасти решают эту проблему, но не в полном объеме. Возможно, миссионерам необходим некий тим-билдинг.

5. Проведя некоторые исследования, мы пришли к выводу, что наши целевые аудитории следует рассматривать не только по привычным параметрам возраста и национальных языков, но также по уровню социальной интеграции в церковное сообщество. Под сообществом подразумевается приход, церковная субкультура с ее терминологией, внутренней этикой. Здесь можно дополнительно характеризовать воцерковленность не в духовном плане, а в плане степени интегрированности в сообщество верующих. Например, человек может вести духовную жизнь, посещать богослужения, подходить к таинствам, соблюдать посты и молитвенное правило, но при этом тихо стоять в уголочке и никого не знать в храме, бояться подойти что-то спросить. А может быть, наоборот, когда человек активно участвует в социальной жизни прихода, но при этом внутри далек от Православия, может быть носителем дремучего суеверия или даже ереси.

Соотношение личной воцерковленности и социальной дает очень пеструю картину и во многом объясняет некоторые проблемы миссии. Благодарю за внимание и прошу ваших молитв!

Комиссия по миссионерству и катехизации