Архив (новости)

Канонизация новомучеников и исповедников российских ХХ века и духовно-нравственное возрождение Отечества

Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых (XII Международные Рождественские образовательные чтения Москва, Храм Христа Спасителя, 26 января 2004 года).

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Дорогой отец Иоанн, уважаемые участники и гости Рождественских образовательных чтений, дорогие братья и сестры!

Прежде, чем приступить к теме моего доклада, хочется поделиться с вами теми чувствами, какие охватили меня во время вчерашнего заседания в Государственном Кремлевском Дворце. Мне выпала честь говорить там о новомучениках и исповедниках Российских ХХ века и именно с той трибуны, с которой некогда бывшие руководители страны предрекали закат веры и окончательное уничтожение Русской Православной Церкви.

Мы с вами являемся свидетелями непреложности слов Божественного Основателя Церкви, Который сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16. 18). И я с особым трепетным чувством открыл сегодня выставку, посвященную новомученикам Российским. Она потрясает своим свидетельством о героическом подвиге наших святых, которые отдали жизнь во свидетельство своей веры во Христа. Думаю, что настает время, когда будет создан музей, посвященный этой теме.

Вчера во время открытия наших Рождественских чтений я сделал доклад о деятельности Синодальной Комиссии по канонизации святых, осветил основные моменты, связанные с ее работой, рассказал о критериях канонизации почитаемых в народе подвижников веры и благочестия, а также новомучеников и исповедников Российских. Всем участникам был роздан полный текст моего доклада, и я надеюсь, что он пригодится тем, кто в епархиях Русской Православной Церкви занимается сбором материалов и сведений в отношении святых подвижников благочестия и новомучеников Российских.

Сегодня мне хочется коснуться основной темы наших чтений и сказать несколько слов о значении подвига новомучеников и исповедников Российских ХХ века для духовно-нравственного возрождения Отечества. Ни для кого не секрет, что Русская Православная Церковь, украшенная подвигами святых мучеников, не могла в ближайшее после их кончины время прославить их в лике святых. Несколько десятилетий борьбы с Церковью и физического уничтожения ее клира и мирян сменились десятилетиями идеологического давления, цель которых была создать такие условия для церковной жизни, чтобы в кратчайший срок в Церкви Христовой остались одни бабушки, за смертью которых можно было провозгласить о полной победе атеизма. Я помню, как однажды в те самые годы, на одной международной конференции иностранными журналистами мне был задан вопрос: «А что будет с Русской Православной Церковью, когда умрут бабушки, из которых она состоит?» Тогда я ответил: «Наши бабушки бессмертны».

Милостью Божией времена атеистического господства ушли в прошлое. Празднование 1000-летия Крещения Руси явилось переломным моментом в жизни нашей Церкви и в российском обществе, когда появились условия для возрождения церковной жизни в стране. Уже в начале 90-х годов стали раздаваться голоса о том, что Церковь медлит с прославлением новомучеников и исповедников Российских, что необходимо ускорить процесс их канонизации.

Понимая сложность возложенного на нас послушания, члены Синодальной Комиссии по канонизации святых сосредоточили свое внимание на изучении эпохи, в которую пострадали новомученики, и документов архивов, так называемых мученических актов. Требовалось время не только для того, чтобы осознать, что произошло с Церковью и народом в это время, но чтобы новое поколение христиан, пришедших в ограду Церкви, могло принять сердцем и осмыслить умом величие подвига множества новых святых. Могу привести такой пример. Вопрос о канонизации царской семьи изучался нами шесть лет и, думаю, вам известно, как детально обсуждались вопросы, связанные с правлением и кончиной императора Николая II и членов его семьи.

И такая «медлительность» Комиссии оказалась оправданной, потому что стихийная канонизация всех пострадавших в те годы, вызвала бы теперь массу вопросов и недоумений, а может быть и курьезов. Говоря евангельским языком, требовалось время научиться отделять пшеницу от плевел.

В традиции Церкви — почитать мучеников известных по имени и безымянных. В календаре мы часто встречаем дни, когда вспоминают святого и с ним убиенных мучеников, при этом указываются их имена или число пострадавших, их иерархическое достоинство. Безымянные мученики поминаются не менее 70 дней в году. Поэтому не было ни канонических, ни литургических препятствий для прославления безымянных новомучеников, пострадавших за Христа в единении с Церковью.

Очевидно, что точное количество новомучеников и исповедников не будет установлено никогда. Так было и в древности. В Римской империи пострадало гораздо больше мучеников и исповедников, чем нам известно о них теперь. В России же во времена гонений православных христиан, как можно теперь представить, пострадало несоизмеримо больше. Соборное прославление безымянных мучеников с древности совершалось Церковью. Чтобы благоговейная память чад Церкви всегда хранила, восхищалась и освящалась подвигом своих святых собратьев, Архиерейский Юбилейный Собор прославил в лике святых Собор новомучеников и исповедников, миру явленных и неявленных, но ведомых Богу.

Необходимость общецерковного соборного прославления всего сонма беспорочно за Христа пострадавших новомучеников и исповедников Российских ХХ века диктовалась тем, что без такого прославления неизбежно сложилась бы ситуация, когда Церковь почитала бы только выявленных поимённо мучеников, в то время, как десятки, а может быть и сотни тысяч их остались бы вне церковного прославления и почитания.

На сегодняшний день в Соборе новомучеников и исповедников Российских ХХ века поименно прославлено 1538 человек, и процесс внесения новых имен продолжается по мере тщательного изучения архивных материалов, при этом сам акт канонизации не повторяется, а имена вновь выявленных мучеников и исповедников вносятся по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Само торжество канонизации новомучеников и исповедников Российских миру явленных и неявленных, но ведомых Богу, состоявшееся в 2000 году, прообразовательно имело место в службе Всем святым, в Земле Российской просиявшим. «Приидите, собори Российстии, — говорит святитель Афанасий Ковровский, исповедник Христов, составитель этой службы, — сущия в стране нашей святыя восхвалим: преподобныя, и иерархи, и князи благоверныя, мученики и священномученики, и Христа ради юродивыя, и жен святых сословие, вкупе (то есть вместе) именуемыя и неименуемыя: сии молятся прилежно о нас, любовию совершающих светлое их торжество».

В чем же состоит духовно-нравственное значение канонизации новомучеников и исповедников Российских ХХ века?

Для православных христиан духовное осмысление эпохи гонений приводит к удивительному выводу. Традиционно в учебниках по истории, в оценках светских ученых ХХ-й век в жизни России характеризуется двумя чертами: великими победами и неисчислимыми бедами, пережитыми народами России. Для Церкви Христовой это время такое же — время великих подвигов одних и, к сожалению, духовного падения других.

Одни и те же внешние условия жизни в условиях гонения производили разное действие на сердце человека. «В эти годы лишь окрепла моя вера в Церковь и утвердилось сердце мое в надежде на Бога, — сказал при своем поставлении во епископа священномученик Иларион Верейский. — Когда очень многое из дел человеческих оказалось построенным на зыбучем песке, твердое основание Божие — Церковь Божия, стоит непоколебимо, лишь украшенная, яко багряницею и виссом, кровьми новых мучеников. Что мы знали из церковной истории, о чем читали у древних, то ныне видим своими глазами: Церковь побеждает, когда ей вредят. Не веруем только, но и видим, что врата адовы бессильны пред вечным Божиим созданием. Среди ветров лжеучений, среди мутных яростных волн злобы, лжи и клеветы неистовых врагов как скала стоит Церковь, та Русская Православная Церковь, о которой так любили недавно повторять, что она в параличе: Но вот силы государства направились против Церкви, и наша Церковь дала больше мучеников и исповедников, нежели предателей и изменников».

Русская Православная Церковь в отличие от Древних Поместных Церквей не знала в своей истории эпохи мучеников. Такой эпохой для нее стал ХХ век. Если человеческий взгляд на эту эпоху, как на трагическую, оправдан, то с точки зрения церковной и религиозной этот период, как это не парадоксально, — время великой славы и торжества. Вот почему, возрождая сегодня поруганные церковные святыни, мы с молитвой обращаемся ко Христу, чтобы Он ходатайством наших мучеников помог нам совершить великое и ответственное дело благовестия Евангельского.

Пример мучеников чрезвычайно важен для современного человека, окруженного зачастую ложными представлениями о жизни, так как помогает понять очевидную истину: как бы не была ценна земная жизнь, во всех случаях она не ценнее вечности. Успех борьбы со злом измеряется не внешней победой и не материальным результатом, а стоянием в Истине до конца: «Претерпевший же до конца спасется», — говорит Христос (Мк. 13.13). Испытывая натиск зла и неправды, победить которые для отдельного человека оказывалось невозможным, мученики не могли рассчитывать на внешнюю помощь, но они верили и уповали на Бога Живого и Его реальное присутствие в глубинах человеческого страдания, и это давало им возможность из неравного столкновения с богоборцами выходить победителями — не по силе, а по благодати.

Когда-то русский народ учился на житиях святых, теперь плохо знает и жития святых и, тем более, жития наших мучеников. Это, несмотря на то, что жития святых являются частью нашего церковного предания. Поэтому изучение последнего периода нашей Церковной истории, подвига новых мучеников существеннейшая задача для нас с вами.

Как велика духовная сокровищница Церкви! Так прекрасно говорил об этом святитель Христов Иоанн Златоуст: «В ней есть и новые и старые жемчужины, но одна красота у всех. Не увядает цвет их, не пропадает от времени; тот блеск по свойству своему не допускает ржавчины старости: Всегда и во всем мученики остаются в одинаковом цвете и юности, сияя и блистая славою собственного света. Зная это, и вы не почитаете иначе древних и иначе новых мучеников, но всех их почитаете и принимаете с одинаковым усердием, с одинаковой любовью, с одинаковым расположением. Вы не время исследуете, но ищите мужества, благочестия душевного, веры непоколебимой, ревности окрыленной и горячей».

Ни количество, ни величие святых само по себе не будет решающим для нашей жизни и спасения, если не станет частью нашей жизни, продолжением нашего духовного опыта. Нестроения сегодняшнего дня могут быть преодолены экономически, но могут быть не преодолены духовно. Для этого и нужно покаяние — изменение жизни каждого, через оставление путей неправды. Именно поэтому так важно, чтобы народ не просто понял историю своего Отечества, но увидел действия благого освящающего Промысла Божия. Прославляя мучеников, мы созерцаем Божественную любовь, не дающую нам окончательно погрузиться в греховную тьму.

«А как можно, скажешь, подражать теперь мученикам? — вопрошает святитель Иоанн Златоуст. — Теперь не время гонения. Знаю это и я; не время гонения, но время мученичества; не время таких подвигов, но время венцов: ты не видишь перед собой угольев, но видишь разожженный пламень похоти. Они попирали уголья, а ты попирай огонь вещества; они боролись со зверями, а ты обуздывай гнев, этого дикого и неукротимого зверя; они устояли против невыносимых мук, а ты преодолевай непристойные и порочные помыслы, изобилующие в сердце, — так подражай мученикам».

Церковь Христова распространилась в мире благодаря мученикам — истинным продолжателям апостольского служения. И сколько бы времени не прошло со дня их кончины, они, по слову святителя Василия Великого, и «из гробов уловляют во мрежу свою тысячи народа».

Хочется напомнить, с какой верой в несокрушимость Церкви Христовой переносили страдания святые мученики. Одному из своих друзей священномученик Онуфрий Курский, расстрелянный в лагере в 1938 году, писал: «Ты с тревогой спрашиваешь меня: что будет с нашей Церковью Православной лет через тридцать, когда те верующие, коих теперь немало, умрут, а их сменит нынешнее поколение злых и злобных врагов Церкви Божией. Ведь тогда они пойдут открытым походом на Церковь Божию. А что же мы им противопоставим? Нужно сказать тебе, дорогой друг, что наряду с врагами Церкви Божией растут, несомненно, и друзья ее; пусть будет их немного, но они сильны своей истиной. Под градом насмешек и притеснений они закаляют свою веру в Бога и преданность Церкви Божией. И вот вместе с пастырями Церкви Божией они встанут на защиту веры и Церкви Православной. Может пролиться кровь верующих. Пусть она будет семенем, как в первые века христианства, — семенем, из которого вырастет еще крепкая дружина христианская. Для Церкви Христовой не новость гонения и кровь. Все это было. И все это вело не к уничтожению Церкви Православной, а к ее прославлению и распространению. Притом не забывай, дорогой друг, что святые примеры всегда зовут к подражанию. Когда неверующие гонители увидят непоколебимую стойкость православных христиан, запечатленную кровью, тогда некоторые из них, свободные к восприятию истины Божией, несомненно станут в ряды исповедников Христовых, как то было с древними язычниками, которые, видя веру христиан, сами становились из мучителей последователями Христовыми. И много, много может стать новых друзей Христовых: Не унывай же, дорогой друг, а будь прежде всего сам верен даже до смерти Церкви Божией Православной и усердно молись Господу, да изведет делателей на жатву Свою, потому что «жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9. 37-38)».

Повсеместно на Русской Земле возрождаются сегодня храмы и монастыри. Это свидетельство возрождения духа народа. К примеру, в пределах Московской епархии, которой я управляю, число храмов с 1988 по 2004 год увеличилось со 132 до 1155. Для меня очень важным является не просто увеличение действующих обителей и храмов. Я верю, что поскольку дарован Церкви мир, Христос явит много новых проповедников-миссионеров, усердных пастырей и ревнителей благочестия, которые наполнят наши обители, продолжат дело благовестия и апостольского служения. А это может быть только при том условии, если подвиг мучеников не будет забыт, а будет воспринят каждым и умом и сердцем, в особенности молодым поколением.

Особенностью церковной жизни благочиний Московской епархии является то, что во многих из них выбран день в году, когда торжественно прославляются новомученики и исповедники этого округа. За дату берется обычно день памяти либо пострадавшего благочинного, либо наиболее почитаемого в округе священномученика. Духовенство собирается вместе, совершает Божественную литургию и крестный ход. К таким датам готовится специальная программа, включающая в себя катехизические беседы, а также дела церковной благотворительности.

Многие новостроящиеся храмы посвящаются святым мученикам и исповедникам, а в восстанавливаемых освящаются приделы в их честь, в особенности, если в таком храме совершал свое служение святой мученик.

Прославляя в 2000 году в Храме Христа Спасителя Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, Преосвященные архипастыри во главе со Святейшим Патриархом, в сослужении Предстоятелей и представителей всех Православных Поместных Церквей, от лица всех чад Русской Православной Церкви засвидетельствовали перед Богом и людьми, что «Прославляя подвиг новомучеников, Русская Православная Церковь уповает на их предстательство и молится, да пробавит Господь милость Свою на нас и даст всем нашим соотечественникам время на покаяние, зажжет в их сердцах огонь веры, ревность о возрождении Руси Святой, нашего земного Отечества».