В настоящей работе представлен краткий обзор должностных обязанностей, которые в XIX в. возлагались на благочинных ставропигиальных монастырей. Однако, прежде, чем приступить к их рассмотрению, следует определиться с терминами: кто такие благочинные и что такое ставропигиальные монастыри.
Благочинный — это административное лицо церковной должностной иерархии, который, действуя в пределах определенного территориального округа (благочиния), осуществляет местный надзор над духовенством. Термин «благочинный» возник на рубеже XVII-XVIII вв. и окончательно утвердился после монастырской реформы 1764 г.
К началу XIX в. сложилось два типа благочиний:
- церковные, объединяющие городские или сельские приходы по территориальному признаку;
- монастырские, объединяющие монастыри определенной епархии.
Церковные благочинные в середине XVIII столетия пришли на смену заказчикам и поповским старостам. Их действия определяла инструкция, составленная в 1775 г. московским митрополитом Платоном (Левшиным) (1775-1812), которая, получив одобрение и утверждение Синода, стала обязательной для всей России.
Должность монастырского благочинного в управленческой структуре Церкви появилась в самом конце XVIII в., она была учреждена указом Синода 1799 г. В каждой из епархий монастырские благочинные назначались правящим архиереем, их число зависело от количества монастырей.
Обычных монастырей было достаточно много, тогда как ставропигиальные — представляли собой большую редкость.
Ставропигия — это почетный статус, присуждаемый монастырю, который служит знаком его особого отличия. Ставропигиальные монастыри были выведены из системы епархиальной юрисдикции и подчинены непосредственно представителю или органу высшей церковной власти: Патриарху — в XVII, ХХ-ХХI вв., Синоду — в XVIII — нач. XX вв.
В синодальный период Русской Церкви ставропигиальные монастыри состояли в подчинении Синода. Непосредственное управление ими осуществляла Московская синодальная контора.
Со второй половины XVIII до начала XX вв. в России статус ставропигии имели две лавры (Троице-Сергиева и Александро-Невская) и семь монастырей. Именно в это время, в отличие от предшествующего и последующего, круг ставропигиальных монастырей был особенно ограничен. В него входили четыре московских монастыря: Донской, Новоспасский, Симонов и Заиконоспасский, один подмосковный — Новоиерусалимский, и два региональных: Соловецкий и Ростовский Спасо-Яковлевский. Все они, за исключением Заиконноспасского, относились к монастырям I класса. Яковлевский был причислен к I классу в 1834 г. Важно осознавать, что говоря о ставропигиальных монастырях синодального периода, мы имеем дело с высококлассной монастырской элитой своего времени.
В конце первой трети XIX в. ставропигиальные монастыри получили собственное благочиние. Должность благочинного для них вводилась указом Синода от 5 мая 1828 г.[1]: «предписать, … чтобы смотрение благочиния над ставропигиальными монастырями в Москве, а также над Воскресенским [Новоиерусалимским] и Ростовским Яковлевским поручаемо было как ныне, так и впредь тому настоятелю из них, который бывает членом оной конторы»[2].
Как следует из указа, благочинным назначался тот настоятель, который являлся членом Московской синодальной конторы. Членство в конторе и одновременно — должность благочинного он получал на определенный срок, будучи избираем из числа наиболее уважаемых и достойных настоятелей первостатейных ставропигиальных монастырей, к которым относились Донской и Новоспасский. Первым благочинным ставропигиальных монастырей стал донской архимандрит Афанасий (Петриев) (†1832)[3]. В XIX — начале XX столетий почетная и ответственная должность благочинного ставропигиальных монастырей неоднократно поручалась настоятелям Новоспасской обители.
Отметим, что в единое, общее благочиние вошли шесть ставропигиальных монастырей из семи, за исключением Соловецкого, который по причине своей крайней отдаленности был физически недосягаем для благочиннического надзора[4].
Таким образом, после введения должности благочинного, система подотчетности для ставропигиальных монастырей получила такой вид:
- Святейший Правительствующий Синод,
- Московская синодальная контора,
- благочинный ставропигиальных монастырей,
- настоятель монастыря и соборные старцы.
В 1828 г. Синод утвердил инструкцию, регулирующую обязанности и полномочия монастырских благочинных, согласно которой: «главные предметы надзора благочиннаго монастырей суть: богослужение, благочиние, нравственность и хозяйство»[5]. Инструкция адресовалась благочинным всех монастырей, ею же руководствовались и благочинные ставропигиальных обителей.
Опираясь на этот документ, рассмотрим, какие обязанности возлагались на благочинного — что ему поручалось и что от него требовалось.
Если формулировать кратко — это «надзор за монастырями и монашествующими», а именно: за должным исполнением монастырского богослужения, за благочестием и нравственным состоянием братии, за рачительным ведением монастырского хозяйства.
Более детальная классификация функций благочинного даст следующую картину:
- Богослужение
- совершение церковных служб, в строгом в соответствии с монастырским уставом,
- отсутствие «поспешности» в отправлении служб,
- запрещение «двугласия» в чтении и пении,
- сохранение древней традиции церковного пения «с простотою и умилением»,
- обязательное присутствие на богослужении всей братии.
- Благоустройство церквей
- соблюдение установленного порядка или благочиния в церкви: должное состояние антиминса, престола, алтаря, ризницы, церковной утвари, икон, книг и прочего.
- Монашеское благочиние и благоповедение
- соблюдение монашеских правил и устава,
- регулярное совершение исповеди,
- общая трапеза,
- соблюдение порядка и простоты в одежде и в келье,
- отсутствие праздности, посвящение досуга чтению и рукоделию,
- правильное расходование жалованья и доходов,
- и наконец, одно из самых главных требований монашеской жизни: исполнение обета послушания: «чтобы братия все делали с благословения настоятеля, … чтобы послушание братии настоятелю было совершенное, а начальствование настоятеля отеческое и духовное, имеющее целию не один внешний порядок, но душевное спасение всех и каждаго».
- Бюджет, хозяйство и экономия монастыря
- ответственное хранение денег, ценных бумаг и важных документов,
- точная фиксация движения денежных средств в приходо-расходных книгах, наличие монастырских описей,
- наблюдение за состоянием построек монастыря,
- бережливость в расходах, разумная экономия и хозяйствование.
Наряду с длинным перечнем обязанностей, инструкция оговаривала полномочия благочинных: «Благочинный … имеет власть все осматривать и во всем требовать отчета и объяснения. Он дает настоятелям полезные советы и законные наставления… Он увещает братию … и может налагать епитимии за проступки»[6].
От самого благочинного требовалось обладание определенными личностными качествами: морально-нравственными, дающими возможность занять данный высокий пост и административно-организационными, позволяющими удержаться на нем. Благочинный, согласно инструкции, обязан быть «дознанной способности и испытаннаго поведения». Иными словами, он должен обладать авторитетом и иметь склонность к руководящей работе.
Из числа благочинных ставропигиальных монастырей XIX в. одним из самых известных являлся настоятель Донского монастыря архимандрит Феофан (Александров) (1875-1852), друг и протеже московского митрополита Филарета (Дроздова), церковный композитор, знаток и любитель церковно-певческого дела. Должность благочинного он занимал довольно долго, почти двадцать лет с 1832 по 1850 гг. Этот срок полностью совпал и со временем его членства в синодальной конторе, и с периодом управления Донским монастырем[7].
На счету архимандрита Феофана числилось исполнение множества сложных и ответственных ревизий, осуществленных по поручению Московской синодальной конторы. Назовем некоторые их них:
- в 1833 г. — он произвел одновременное «обозрение» шести ставропигиальных монастырей,
- в 1834 г. — ревизию ризниц московских кремлевских соборов,
- в 1838 г. — был командирован для проверки состояния Оренбургской епархии,
- в 1843 г. — осуществил проверку ризниц ставропигиальных монастырей;
- в 1846 г. — ревизию Успенского собора Московского Кремля и рукописного отдела бывшей Патриаршей библиотеки.
- в 1847 г. — был отправлен в Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь, где скончался настоятель, для осуществления на месте необходимых распоряжений.
Как уже упоминалось, Соловецкий монастырь, располагавшийся на архипелаге островов Белого моря, по причине своей труднодоступности, был выведен из-под контроля благочинного ставропигиальных обителей. Но был еще один региональный ставропигиальный монастырь, находившийся в 180-ти верстах от Москвы — Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев. Несмотря на свою отдаленность от старой российской столицы, он подлежал благочинническому надзору. Деятельность благочинных по отношению к нему сводилась к следующим позициям:
- ревизия монастыря и оценка его состояния,
- ревизия монастырской ризницы,
- проверка значительных строительных работ и оценка их качества,
- организация похорон настоятеля и участие в погребальной церемонии.
Относительно последнего поясним. В начале 1847 г. в Спасо-Яковлевском монастыре практически одновременно скончались два первых лица монастырской иерархии: настоятель и наместник. Особенно ощутима была кончина настоятеля, архимандрита Иннокентия (Порецкого) (1818-1847), управлявшего монастырем почти тридцать лет. Поистине невосполнимая утрата… Тогда из Москвы в Ростов прибыл благочинный донской архимандрит Феофан, который в этих сложных условиях принял на себя управление Спасо-Яковлевским монастырем: подготовил похороны и возглавил их, организовал процедуру проверки монастырского имущества, занялся наследством умершего настоятеля, назначил в обители временных управляющих[8].
Итак, должность благочинного ставропигиальных монастырей, введенная в 1828 г., являлась почетной, ответственной и, вместе с тем, достаточно хлопотной. Статус благочинного был высок, однако исполнение должностных обязанностей требовало значительных усилий и немалого времени. Благочинные наделялись управленческими, административными и, в наибольшей степени — контрольно-ревизионными функциями. В сферу их компетенции входила богослужебная и хозяйственная деятельность монастырей; объектом их контроля являлись нравственное состояние и повседневная жизнь монашеской братии.
Митрополит Савва (Михеев), доктор церковной истории
Алла Виденеева, кандидат исторических наук
Публикация: Митрополит Савва (Михеев), А.Е. Виденеева. О деятельности благочинного ставропигиальных монастырей // Макариевские чтения. Вып. XXV. Можайск, 2018. С. 135-140.
[1] Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания / Сост. Т. Барсов. СПб., 1885. С. 162.
[2] ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 96. Л. 247об.
[3] Артюшенко М. В. Церковно-общественное служение архимандрита Афанасия (Петриева) — грузинского дворянина, настоятеля Донского монастыря // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Вып. 25. М., 2015. С. 100.
[4] ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 96. Л. 247об. — 248. Соловецкий монастырь управлялся настоятелем, согласно особой инструкции, утвержденной синодом в 1793 г.
[5] ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 96. Л. 235-238об.
[6] ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 96. Л. 238.
[7] Смирнов А.П., прот. Архимандрит Феофан, церковный композитор. Казань, 1909.
[8] Виденеева А.Е. 1847 год в истории Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря: о кончине архимандрита Иннокентия // Макариевские чтения. Вып. XXIII. Можайск, 2016. С. 136-144.