"Сорок сороков"

Перенесение мощей преподобного Серафима в Москву

Статья Б. Колымагина опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№ 5, 1991).

Многими, часто далеко не радостными, событиями отмечен 1991 год. Но для православного сознания он навсегда останется годом чудесного второго обретения многоцелебных святых мощей преподобного Серафима Саровского. Один из самых почитаемых русских святых, учитель российского монашества, исцелитель и провидец будущего, преподобный Серафим особенно близок нам: годы его жизни — а почил преподобный в 1833 году — входят в круг нашего отечественного культурного и духовного бытия. Его современниками были Пушкин и Гоголь, Лермонтов и Жуковский. Его наставления просты и близки нашему сознанию. Места, где он жил и молился, леса, по которым ходил он со своей всегдашней котомкой, сохранились до наших дней. Вместе с тем чистотой монашеской жизни, величием своих подвигов он подражал отшельникам первых веков христианства: прошел через все испытания, пройденные ими, и, стяжал дары, столь же чудесные.

Возможно, и сегодня еще жив кто-то из свидетелей торжеств по случаю прославления преподобного Серафима в 1903 году. Судя по описаниям, это было великое празднество. Тысячи и тысячи паломников со всех концов России, включая царскую фамилию, прибыли в Саров, чтобы поклониться вновь прославленному святому и присутствовать на освящении храма в его честь. К длинному перечню чудес, совершившихся на могиле старца, добавились тогда новые исцеления, а при открытии мощей преподобного необыкновенное благоухание почувствовали собравшиеся. «Собравшийся на торжества народ тысячами устремился к обители. Богомольцев прибыло около ста тысяч человек... При виде стоящей посреди храма святыни все преклонили колена. Владыка митрополит совершил каждение вокруг гроба, и затем гроб был изнесен Его Императорским Величеством и Их Высочествами Великими Князьями при участии священнослужителей к тому назначенных. По выносе из храма гроб был установлен на носилки и на них поднят высоко над головами всех. Момент появления гроба со святыми мощами вне храма был глубоко трогателен. Слышался плач женщин; на пути шествия гроба расстилались крестьянками куски холста, полотенца, мотки пряжи; по сторонам пути лежали разного рода больные и убогие... При крестном ходе со святыми мощами было несколько случаев исцелений...» — так описываются Саровские торжества в «Церковных ведомостях» за 1903 год.

Два десятилетия неоскудевающим потоком шли верующие к его гробнице. И так же, как при жизни святого, находили здесь утешение скорбям своим и облегчение в страданиях. Но уже спустилась на Россию долгая ночь, начались гонения на верующих, варварски вскрывались, осквернялись, а нередко и уничтожались мощи святых. Их вывозили из разрушенных храмов, след их терялся в неизвестных хранилищах и запасниках музеев. Не минула чаша сия и мощей преподобного Серафима. В 1922 году они были вскрыты и увезены из Сарова. Но, по словам Святейшего Патриарха Алексия II, «православное церковное сознание не могло примириться с мыслью, что они утеряны безвозвратно. Православный верующий народ жил в надежде, что рано или поздно мощи вновь будут обретены».

Изъятые в 1922 году из гробницы в Саровской обители мощи были перевезены в Москву, в Музей религиозного искусства, расположенный в Донском монастыре. По упразднении музея его фонды были переданы в Центральный антирелигиозный музей ЦАМ), также просуществовавший совсем недолго. После этого след святыни теряется. Была надежда, что святые мощи окажутся в Ленинградском музее истории религии и атеизма (ныне Музей истории религии), в который перешли основные фонды ЦАМа и где хранились мощи святого Александра Невского и соловецких подвижников. Однако ни попытки обнаружить упоминания о мощах в документах музея, ни специальные поиски, предпринятые в связи с начавшейся реставрацией Дивеевской обители, не увенчались успехом. Чудо можно усмотреть в том, что, когда, казалось бы, надежды почти не осталось, мощи преподобного были наконец обретены именно в запасниках Музея истории религии.

Вот что рассказывает об этом событии сотрудник музея, заведующий отделом истории Православия С. Павлов: «Музей сейчас готовится к переезду, проводится работа по отбору музейных вещей, которые должны быть переданы Церкви. В процессе этой работы мы проверяли все свои хранилища. Один из сотрудников обратил внимание на прямоугольный предмет, стоявший в углу помещения, где у нас хранились гобелены. На него раньше не обращали внимания, потому что в этом хранилище находятся вещи с утратами, различные детали. Предмет был приблизительно в рост человека и зашит в холст. Поскольку на этот раз экспонаты проверяли тщательно, сотрудник догадался вспороть холст. Под ним мы увидели деревянный постамент, на котором под марлей и ватой (марля была прибита к деревянному основанию, очевидно, для транспортировки) находились мощи. Мы сняли вату и увидели полный остов человека: сохранилась борода, волосы, частицы мышечной ткани. На черепе находился кукуль с круглой прорезью, через которую прикладывались к мощам. На груди лежал медный крест — тот самый крест, которым его благословила мать, — всю жизнь он сопровождал его. Крест в серебряной оправе, оправа поздняя, видимо, она была сделана ко дню прославления мощей известной ювелирной фирмой Оловяннишникова. Руки сложены крестообразно. На руках священнические поручи и атласные светлые рукавицы, на одной золотом вышито: "Святый отче Серафиме", на другой — "Моли Бога о нас". После этого меня, как громом, ударило: я почувствовал, что происходит очень важное событие. Мощи мы сразу перенесли в отдельное хранилище, под замок. Обо всем поставили в известность директора, он сообщил в Москву Святейшему Патриарху Алексию. В декабре в музей приехала посланная Святейшим Патриархом комиссия в составе епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения, имевших при себе копии актов об обретении мощей в 1903 году и вскрытии мощей в 1920 году. В нашем присутствии они освидетельствовали мощи. Все совпадало с тем, что было записано в актах, не хватало только епитрахили и части ножной кости...» — таково свидетельство очевидца совершившегося в наше время знаменательного события: второго после 1903 года обретения мощей преподобного Серафима Саровского.

В торжественной церемонии передачи нашей Церкви мощей преподобного Серафима Саровского, состоявшейся 11 января 1991 года в Музее истории религии (Казанском соборе) Ленинграда, участвовали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, иерархи и духовенство (см.: ЖМП, 1991, № 4, с. 16). Об этом сообщалось в прессе, передавалось по радио и телевидению.

Средства массовой информации широко освещали пребывание Святейшего Патриарха Алексия 5-6 февраля сего года, связанное с торжественным перенесением мощей преподобного Серафима в Москву. Небесные покровители северной столицы оказались сопричастными к этому радостному всецерковному событию. Оно совпало по времени с днем памяти блаженной Ксении Петербургской; торжественный молебен был отслужен Святейшим Патриархом в Иоанновском монастыре на Карповке у гробницы святого праведного Иоанна Кронштадтского. Мощи преподобного Серафима почти месяц находились в Троицком соборе рядом с мощами святого благоверного князя Александра Невского. В своей речи Святейший Патриарх Алексий сказал: «Город приобрел еще одного Небесного покровителя — преподобного Серафима Саровского, мощи которого были обретены здесь».

6 февраля, в день памяти блаженной Ксении Петербургской, Святейший Патриарх Алексий в сослужении иерархов и духовенства совершил Божественную литургию в храме на Смоленском кладбище. После службы Его Святейшество, окруженный архиереями, духовенством и множеством молящихся, которые держали в руках зажженные свечи, направился к часовне святой Ксении. У могилы блаженной был совершен молебен. Сюда будущий Патриарх приходил молиться, когда был еще студентом духовной академии. Трудами Святейшего Патриарха Алексия здесь возжжена лампада в честь святой. Память блаженной Ксении — предмет особых забот Святейшего Патриарха Алексия. И сегодня не может не радоваться сердце Его Святейшества при виде неоскудевающего потока к часовне, могиле блаженной Ксении, и в храм Смоленской Божией Матери.

В девять часов вечера того же дня Святейший Патриарх Алексий в сослужении иерархов и духовенства совершил молебен в Троицком соборе Александро-Невской лавры перед мощами преподобного Серафима Саровского. Народу в этот раз собралось несколько тысяч. В соборе находились и корреспонденты. Почти непрерывно сверкали вспышки фотоаппаратов. Начался крестный ход к Московскому вокзалу. Архиереи на руках несли раку с мощами преподобного Серафима. Впереди процессии — кресты и хоругви, клирики в праздничных облачениях, за ними — икона угодника Божия, следом — архиереи, несущие металлическую раку с мощами. За ракой, опираясь на посох, шествовал и Святейший Патриарх, окруженный иподиаконами. А дальше — бесконечной вереницей богомольцы со свечами. Когда вышли на Невский — движение по нему было перекрыто,— раздалось слаженное молитвенное пение: «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!» Море огней освещало проспект от Лавры до Московского вокзала. И снова слышалось всеобщее пение: «Спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобный отче наш...» И вот вступили на перрон вокзала. Здесь снова возносились слова молитвы преподобному. Раку установили в специальном вагоне на стол, с четырех сторон которого стояли подсвечники с зажженными свечами. Поезд тронулся, и одновременно Святейший Патриарх Алексий начал молебен с акафистом перед святыми мощами.

Думая об их чудесном возвращении, вспоминаешь слова, сказанные в свое время архиепископом Тамбовским и Шацким Иннокентием (Беляевым; I 1913): «В лице преподобного Серафима является нам новый проповедник истины святой веры нашей, новый споручник наших надежд, новый образец для подражания, новый помощник во всех наших нуждах, но вместе с сим и новый судия и обличитель наш, если мы, радуясь явлению его, не воспрянем от сна греховного, не вступим на путь правды, по которому он взошел на Небо, и не потечем, при его помощи, к горнему нашему Отечеству».

Всю ночь читались молитвы у раки, а поезд с драгоценной святыней через зимнюю ночь на большой скорости приближался к Москве. Вот уже проехали Химки и радио объявило: «Поезд «Красная стрела» с мощами преподобного Серафима прибывает в столицу».

На перроне вокзала великую святыню земли Русской, прибывшую в Москву в сопровождении Святейшего Патриарха Алексия и архиепископов Нижегородского и Арзамасского Николая (ныне митрополит), Корсунского Валентина, Тамбовского и Мичуринского Евгения, епископов Истринского Арсения, Подольского Виктора, торжественно встречали митрополиты Минский и Гродненский Филарет, Патриарший экзарх всея Белоруссии, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Ростовский и Новочеркасский Владимир, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Ставропольский и Бакинский Гедеон, архиепископы Пензенский и Кузнецкий Серафим, Калужский и Боровский Климент, епископы Самарский и Сызранский Евсевий, Архангельский и Мурманский Пантелеимон, Можайский Григорий, Орловский и Брянский Паисий, Новосибирский и Барнаульский Тихон, Таллиннский Корнилий, епископ Василий (Православная Церковь в Америке), клирики московских храмов, представители монастырей и тысячи москвичей и гостей столицы.

В 8 часов 25 минут начался крестный ход от площади трех вокзалов в Богоявленский Патриарший собор. Торжественное шествие по улицам Москвы возглавил Его Святейшество. Раку с мощами преподобного Серафима несли попеременно иерархи и пресвитеры. Духовенство и верующие пели тропарь и величание преподобному Серафиму. Во время крестного хода уличное движение было приостановлено. Из близстоящих домов москвичи наблюдали за церковным шествием, и верующие с благоговением поклонялись мощам преподобного Серафима. Праздничный звон доносился с колокольни Богоявленского Патриаршего собора.

Перед входом в собор тысячи верующих встречали крестный ход и раку преподобного Серафима. Рака была внесена в собор и поставлена перед амвоном. Святейший Патриарх Алексий с сонмом архиереев и духовенства возглавил праздничный молебен. После этого верующие подходили к раке с мощами преподобного Серафима и каждому из них Святейший Патриарх дарил на молитвенную память цветную открытку с изображением великого угодника Божия земли Русской. Честные мощи преподобного пробудут в Богоявленском соборе до лета сего года.

Седмица.ru