В это воскресенье, 19 марта 2017 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит чин великого освящения нового храма в честь святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, Патриаршего подворья Старицкого Успенского монастыря, возведенного на западе столицы.
Накануне этого события мы побеседовали с его настоятелем иереем Александром Нарушевым, который рассказал о том, как проходило строительство, и о том, как новый храм изменил жизнь района.
― Отец Александр, как принималось решение построить храм в честь святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси?
― Инициатором и благотворителем строительства храма выступил Фонд возрождения Старицкого Успенского мужского монастыря. Дело в том, что жизнь Патриарха Иова была тесно связана и со Старицей, и с Москвой. Столица стала местом его Патриаршего служения, а Старица — местом его рождения, заточения и кончины. Здесь он начинал свой иноческий подвиг и здесь же, в Успенском Старицком монастыре, был заключен после несправедливого изгнания из Москвы. Когда же после падения Лжедмитрия I народ вновь просил святителя возвратиться в Первопрестольный град и занять Патриарший престол, здоровье Предстоятеля было совершенно подорвано. Слепой, он благословил на свое место митрополита Казанского Ермогена, а сам вернулся в Старицу, где в скором времени скончался.
Председатель Фонда Виктор Борисович Христенко возродил из небытия Старицкий монастырь в Тверской области. И в память о святителе Иове ему захотелось построить храм в городе, где тот нес свое Патриаршее служение. Такая возможность представилась в рамках Программы строительства православных храмов в Москве.
Наш храм, престол которого посвящен Патриарху Иову, пока единственный в мире. Насколько мне известно, второй строится в Волгограде. Наш приход носит название Патриаршего подворья Старицкого Успенского мужского монастыря. Этот статус сохраняет духовную связь с самим монастырем и оправдывает тот факт, что его подворье расположено в другой области, что нетрадиционно.
— А как было выбрано место под храм?
— Это место на Можайском шоссе было выбрано неслучайно, поскольку именно в западном направлении от Москвы расположена Старица. И вероятно по этому пути когда-то отправлялся обоз со ссыльным святителем Иовом. Этой же дорогой он и возвращался обратно в столицу.
Наш район с одной стороны ограничен МКАДом, с другой ― Можайским шоссе, с третьей ― железной дорогой, а с четвертой сейчас будет строиться дорожная хорда, и, таким образом, мы будем отрезаны от всех других районов. Это и хорошо, и плохо. Определенная изолированность от внешнего мира способствует формированию общинной жизни, например. Это ценно.
На этом месте когда-то был пустырь, район назывался «Дубки», потому что в нем была дубовая роща. И при строительстве удалось сохранить остатки этой рощи, огораживая деревья специальными коробами, чтобы не повредить техникой стволы. Важно было сберечь этот оазис, когда вокруг сплошные автомобильные и железные дороги.
— Как Вы можете охарактеризовать свой приход?
— Старожилы рассказывают, что здесь еще в XX веке деревенские жители пасли коров и овец. В 70-х же годах здесь было много предприятий, которые обеспечивали работой местное население. После закрытия заводов люди остались не у дел. Сейчас наш район нельзя назвать простым и благополучным в социальном плане.
Строительство храма поспособствовало тому, что сквер, окружающий храм, покинули собиравшиеся там бродяги. И теперь взрослые люди с детьми могут безбоязненно гулять по скверу и территории храма, которая получилась достаточно большой. Этой весной мы будем продолжать ее обустраивать и озеленять.
Народ встретил строительство храма воодушевленно. Встречи с жителями проходили очень дружелюбно. Была пара случаев, когда недовольство проявляли владельцы собак, сетуя на то, что им теперь негде будет гулять со своими питомцами, но это незначительный процент.
Думаю, храм был выстрадан жителями. Мы долгое время вывозили с территории стройки мусор, бутылки, шприцы.
Более того, совсем недалеко от места, на котором начиналось строительство храма, была «точка», где собирались блудницы. Попытки переговоров с ними ни к чему не приводили. Я просил их не совершать греха, объяснял, что здесь строится храм, что не нужно гневить Бога. Но в ответ мне даже угрожали. Однажды спросили: «Не боишься не доехать до дома?» На что я ответил: «Боюсь, у меня четверо детей, но молчать тоже не могу». Тогда я решил сменить тактику и начал действовать не уговорами или угрозами, а иным способом. Мы стали приходить к этим людям и поздравлять их с Рождеством, с Пасхой, приносили им куличи, освященные яйца. Это вызывало, с одной стороны, смущение, а с другой ― даже радость… Понимаете, в каждом человеке есть внутренний человек. И до какой бы степени он ни был очернен, в какие-то моменты совесть — голос Божий — все равно прорывается. И после наших визитов совесть у этих людей потихоньку начала сигнализировать о том, что что-то не так. Почему я обо всем этом вспоминаю... Мне довелось наблюдать такую прорвавшуюся совесть, и это удивительно. Одна из девушек такого контингента подошла ко мне как-то и говорит: «Батюшка, по соседству с нами живет мальчик, он очень хочет самокат, но у его мамы нет на это денег. И мы с девочками собрали некоторую сумму на эту его мечту. Передайте, пожалуйста, его маме». Но я предложил ей, чтобы они сами купили самокат и подарили мальчику. Так они и сделали. И вот это взаимное делание добра стало возможным в результате строительства нашего храма.
По причине неблагополучия этого района я дал установку сторожам и дежурным по храму лояльно относиться к людям в алкогольном опьянении. И мы никогда не выгоняем этих людей из храма, естественно, если они не хулиганят. Таких людей можно видеть у нас часто. Они приходят, замирают перед какой-нибудь иконой и о чем-то просят. Очень важно дать возможность человеку общаться с Богом в любом состоянии. По крайней мере, в нашем районе это крайняя необходимость. Уверен, что христианское, доброе, терпеливое отношение к человеку даст свои плоды, пусть не сразу, но это обязательно произойдет.
Два раза в месяц мы стали служить молебен с акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Поначалу на него никто не приходил, но я знал, что нужно продолжать служить, что люди потянутся на этот огонек. 12 лет я служил в храме, который неподалеку отсюда, и знал нужды прихожан. Сейчас на молебен приходит 35-40 человек, для воскресного вечера это хорошо. Часто на него приходят люди в алкогольном опьянении, им порой стыдно зайти в храм в трезвом состоянии, а когда они пьяны, им нужно с кем-то поговорить, излить душу батюшке, и я говорю этим людям: «Иди на молебен, поплачь перед Богом. Выпей святой воды, если опять потянет к бутылке». Есть несколько человек, которые начали ходить регулярно. Один из них, Сергий, очень необычный внешне. Он очень высокий, лицо у него все посечено шрамами. Поначалу я его даже боялся. Сейчас он куда-то пропал, я его ищу. Видимо, он опять сорвался.
Одной из первостепенных задач в социальной работе стала работа с зависимыми и созависимыми людьми. Уже полтора года при храме работает группа «Сретение», которая помогает созависимым, т.е. тем людям, у которых алкоголизмом или наркоманией страдают близкие. Для самих страждущих создана группа помощи по системе «12 шагов», ее мы сейчас адаптируем, «воцерковляем».
Было несколько случаев, когда среди ночи в храм приходили женщины с детьми. Из дома их выгоняли пьяные мужья, и им некуда было пойти. Тогда мы поняли, что комната матери и ребенка, которую Святейший Владыка благословил сделать при каждом храме, нам просто необходима. В нашем случае она может стать местом, куда в случае нужды придет несчастная мать со своим чадом. И несколько раз наша комната уже становилась приютом.
Одной из особенностей нашего прихода является, если можно так выразиться, «текучесть» людей. Это обусловлено тем, что в нашем районе жилье в основном съемное. Люди приезжают в Москву, устраиваются на работу, снимают квартиру, ходят в храм. Если что-то не складывается, они уезжают, а перед этим приходят прощаться. Я с большой грустью с ними расстаюсь, я к ним привыкаю, но приходиться прощаться. Мы обнимаемся, молимся друг за друга и продолжаем общение в соцсетях.
Наш приход многонационален. У нас есть молдаване, грузины, осетины, армяне.
Храм для приезжих людей — это не только место молитвы, но еще и место ностальгии по родине. Ведь «Москва слезам не верит», и когда им тяжело, они приходят именно сюда.
Я с радостью узнаю традиции разных стран. Мы на приходе печем национальный постный хлеб, молдавские косички, пироги с тыквой. Прихожане специально приносят в трапезную тыквы для этих пирогов. У грузин кухня в основном мясная, поэтому их блюда готовим с наступлением Пасхи. В последние недели поста начинаются завозы аджики, сациви, «Киндзмараули». Мы накрываем столы под большой яблоней во дворе храма и украшаем их блюдами национальной кухни той или иной страны.
Несмотря на непростое социальное положение наших прихожан, они по мере возможности помогают храму. У нас замечательные люди, очень искренние, добрые, они много помогают приходу своим трудом.
— Помимо работы с людьми с различного рода зависимостями при храме работает воскресная школа...
— Да, почти сразу мы создали воскресную школу для детей, что привлекло и их родителей. В воскресной школе сейчас обучается около 80 детей. Дело в том, что у меня есть большой педагогический опыт и опыт в организации воскресной школы, это моя отдушина и пастырское утешение. С 2001 года я занимаюсь образовательной деятельностью, преподаю в школе Иоанна Богослова.
Мы принимаем всех. У нас учатся некоторые детки, которые даже еще не крещены. Но вот было уже три случая, когда детки сами изъявили желание креститься. Недавно одна девочка попросила разрешения стоять в храме на службе, а с наступлением тепла хочет покреститься (улыбается).
Несмотря на все сложности, у меня очень хороший приход, мне грех жаловаться. Этот район я знаю с детства, он всегда был непростым. И, признаться, когда меня назначили сюда, я даже немного испугался, представив, что меня ждет. Но Господь нас не оставляет.
Мы служили с самых первых дней в маленьком деревянном храме во имя Московских святителей. Это крайне важно ― как можно скорее начинать совершать богослужения. Однажды на праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в храме сломался генератор отопления, а на улице стоял 20-градусный мороз. В храме промерзли углы, стены покрылись инеем, вино загустело, я замерз просто до испуга, выходил греться на клирос, была даже минутная слабость, но все же мы решили службы не прекращать. Ведь если Господь посылает возможность совершить хотя бы малый подвиг, не нужно пренебрегать этой возможностью. Ничего доброго не случается без трудностей, это нормально. Задуматься нужно тогда, когда все идет гладко.
Мы признательны Виктору Борисовичу Христенко, у нас сложились теплые отношения. Во время строительства он часто посещал наш храм, постоянно интересовался ходом работ, внимательно вникая во все детали.
С любовью вспоминаю нашего предыдущего викария ― владыку Игнатия. Он заботливо окормлял наш храм, поддерживал на всех этапах строительства, сам ходил по подвалам и крышам. Приезжал на все знаковые для храма события, от закладки камня до малого освящения. Сейчас его перевели на Выборгскую кафедру, о чем мы очень скорбели. И когда мы встречаемся на каких-то мероприятиях, он всегда живо интересуется делами на приходе.
Нынешний наш архиерей — епископ Егорьевский Тихон тоже несколько раз приезжал к нам, дал очень важные советы и преподал нам свое благословение.
— На каком этапе строительство сейчас?
— Строительство закончено. Малый храм используется как «требный». Хочется верить, что в будущем нас ждет роспись основного храма. Я надеюсь, мы до этого времени доживем. Фонд продолжает финансирование текущих работ и участвует в благоукрашении храма. Иконостас, внутреннее убранство: киоты, панихидный стол и многое другое мы обретали на средства Фонда.
Если Вы видели, на фасаде храма расположена очень красивая мозаичная икона, она сделана по старинной технологии из ломаного камня, как и положено мозаике. С южной стороны храма в этом году планируется установить еще одну. Вместо железной лестницы у входа в храм сделаны каменные балюстрады, а под крышей красуются каменные резные подзоры — все это тоже заслуга Фонда возрождения Старицкого Успенского мужского монастыря.
Сейчас мы вновь ждем Святейшего Владыку. По мере возможности мы привели в порядок храмовую территорию, после визита Святейшего мы возобновим свои труды.
Впервые Патриарх посетил наш храм в прошлом году в Великую Субботу. Святейший сказал, что обязательно нужно закончить строительство и просил передать благотворителям, что Господь благословит их за труды. Приезд Патриарха стал крайне важным событием в истории этого храма. И я хотел бы выразить сердечную благодарность Святейшему Владыке. Его визит сподвиг храмостроителей на скорейшее завершение всех работ. Сейчас мы готовимся к встрече с ним как с родным отцом. А если отца любишь, то всегда волнуешься. Надеюсь, что Святейший посетит нас еще не раз.
Беседовала Елена Варова
***
Иерей Александр Нарушев родился 8 декабря 1977 года в Москве. Крещен в 1979 году в храме пророка Илии в Обыденском переулке.
Окончил ПСТГУ, дневное отделение богословско-пастырского факультета, и Киевскую духовную академию со степенью кандидат богословия.
21 ноября 2001 года епископом Дмитровским Александром рукоположен в сан диакона, 18 июня 2005 года архиепископом Орехово-Зуевским Алексием ― в сан иерея. В 2001-2012 гг. ― клирик храма прп. Серафима Саровского в Кунцеве.
В 2010-2014 гг. являлся экспертом Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Занимался разработкой образовательных стандартов для православных гимназий и воскресных школ.
С 2002 года и по настоящее время преподает Закон Божий в Православной школе во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Несет послушание в Службе протокольного обеспечения мероприятий Московской Патриархии.
В декабре 2012 года назначен настоятелем храма свт. Иова, Патриаршего подворья Старицкого Успенского мужского монастыря.
Женат. Воспитывает троих сыновей и дочь.
***
Для пожертвований:
Религиозная организация «Патриаршее подворье Свято-Успенского Старицкого монастыря при храме свт. Иова, Патриарха Московского и всея Руси г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
Банковские реквизиты:
ИНН 7705521647
КПП 770501001
ПАО «Сбербанк России» г. Москва
р/с 40703810538260001786
к/с 30101810400000000225
БИК 044525225
Московская городская епархия
Фото: сайт храма свт. Иова, Патриархия.ru