"Сорок сороков"

«По молитвам святой Лука помогает многим». Рассказ матушки Сергии (Бурдыга)

В храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище хранится великая святыня — икона святителя Луки Войно-Ясенецкого с частицей мощей. В последние годы по благословению настоятеля храма игумена Петра (Еремеева) каждую субботу перед этим чудотворным образом совершается молебен, уже ставший одной из добрых традиций Ваганьково. Интревью с монахиней Сергией (Бурдыга), которая в 1990-х годах исполняла на приходе послушания алтарницы и просфорницы, и благодаря которой святыня оказалась в храме, опубликовано на сайте храма Воскресения Словущего.

— Матушка Сергия, расскажите, пожалуйста, когда Вы впервые оказались в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище?

— Я хорошо помню эту дату — 25 октября 1993 года — праздник Иверской иконы Божией Матери. С тех пор я особенно трепетно отношусь к этой иконе, ведь она положила начало моему послушанию здесь, на Ваганьковском приходе, — самым счастливым годам моей жизни. Тогда первым человеком, которого я встретила на приходе, был диакон Александр Рытов. Я спросила у него, можно ли увидеть отца-настоятеля — протоиерея Валентина Парамонова. Отец Александр немного помолчал, а потом сказал, что к батюшке попасть очень сложно. В этом я и сама потом убедилась. Мне удалось взять благословение у отца Валентина только на третий день по приезду в храм. До этого момента я уже успела познакомиться и со старостой, который разузнал, что меня благословил обратиться в этот храм архимандрит Даниил (Сарычев) из Донского монастыря на послушание просфорницы…

— В 2023 году мы будем отмечать 95-летие со дня рождения протоиерея Валентина Парамонова, настоятеля Ваганьковского прихода с 1982 по 1994 годы. Батюшку помнят многие прихожане. При нем возобновились многие службы, были установлены памятники, совершались панихиды у могилы протоиерея Валентина Амфитеатрова. А чем Вам особенно запомнился отец Валентин Парамонов, какие его качества вы бы выделили особо?

— Знаете… Он, наверно, был мне как отец, который дал все в этой жизни — в жизни духовной, имею ввиду. Поэтому сказать о каких-то особенных его качествах… не могу. Отец он и есть отец. Понимаете? Не по плоти, а по духу. Могу сказать только, что батюшка был большой молитвенник, великолепно знал Типикон. Его так и называли — «отец-акафистник», «отец-типикарь». То есть устав церковной службы он знал досконально, можно сказать, наизусть. В чем я неоднократно убеждалась. Отец Валентин старался служить каждый день! Один раз только — помню — служил другой священник, потому что батюшка вынужден был уехать на отпевание. Для него примером в духовной жизни был святой праведный Иоанн Кронштадтский, который, согласно житию, служил каждый день. Вот и отец Валентин старался следовать его примеру, несмотря на свою болезнь ног.

— А каким отец Валентин Парамонов был в алтаре?

— Может, я скажу как-то резко, но в плане воспитания нас, послушников, алтарников — очень суровым. Однако я глубоко благодарна батюшке за это! Если бы не было этого строгого воспитания, наверное, я бы не состоялась впоследствии как монахиня. Мы исполняли все послушания, которые только можно представить в храме. Если брать конкретно наш храм Воскресения Словущего, то послушание начиналось с колокольни. Все, кто были алтарниками у отца Валентина, должны были уметь звонить в колокола. Но кроме этого они должны были еще уметь печь просфоры, хорошо ориентироваться в ризнице, знать, как чистить подсвечники и киоты, мыть полы и так далее. И клиросное послушание — само собой, оно также начиналось с первых дней. А послушание в трапезной... Вы можете удивиться, но была на Ваганьково такая традиция: раз в неделю алтарники становились поварами и готовили в трапезной на весь приход. Не говорю уже о молебнах, панихидах, отпеваниях… То есть воспитание было такое, что если ты алтарник на Ваганьковском приходе, то ты должен уметь абсолютно все! Одно послушание было обязательное, но утешительное для алтарников: они должны были кормить отца-настоятеля после службы. Кушал он немного, но много рассказывал. За его историями мы забывали все на свете! Он очень интересно умел рассказывать о святых, иконах, священниках…

— Как Вы стали монахиней?

— При батюшке Валентине мне было легко жить на свете, я знала всего только два слова: простите и благословите. Но когда мой духовник отошел в мир иной, стало очень тяжело. И Господь дал мне возможность утешиться, поехать в Киево-Печерскую лавру, чтобы заказать там помин об отце Валентине и немножко духовно укрепиться среди святынь Киева. Именно там, в Киеве, и произошла моя встреча с протоиереем Виктором Головизиным и игуменией Приморского Успенского монастыря Ириной (Скотарь). У нас завязались добрые отношения, которые мы поддерживали в переписке, телефонных звонках… Уже потом я поняла, что, проводив отца Валентина в мир иной, я получила от Бога в дар других духовных наставников.

Летом 1995 года я поехала знакомиться с сестрами Приморского Успенского монастыря Запорожской и Мелитопольской епархии и взглянуть на жизнь обители изнутри. Мне все очень понравилось. Как говорят, мы сошлись по духу. Я поняла, что мое сердце здесь, что именно это я искала всю жизнь. И то воспитание, которое я получила на Ваганьково от протоиерея Валентина Парамонова, пригодилось в Свято-Успенском монастыре.

В том же 1995 году я была представлена архиепископу Запорожскому и Мелитопольскопу Василию (Златолинскому), который был духовником монастыря. Спустя год владыка предложил мне стать послушницей обители. Хотя он знал, что я продолжаю нести послушание на Ваганьковском приходе в Москве. Спустя еще некоторое время владыка Василий поставил вопрос о моем иноческом постриге, и 13 августа 1997 года я была пострижена им в иночество с именем Елизавета в честь преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Я продолжала нести послушание в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, но при этом связь с Приморским Успенским монастырем была очень тесной и постоянно поддерживалась: я обеспечивала обитель православной литературой, некоторой церковной утварью и т. п.

В начале января 1998 года был звонок от матушки-игумении Ирины, которая срочно вызывала меня в обитель. На Ваганьково знали, что я являюсь инокиней Свято-Успенского монастыря и без проблем отпустили. Когда я прибыла в монастырь, мне сказали, что владыкой назначен монашеский постриг. И 25 января 1998 года после Божественной литургии 9 насельниц нашего монастыря были пострижены владыкой Василием в монашество. Я была пострижена с именем Сергии в честь преподобного Сергия Радонежского. Нам был зачитан указ, что в Запорожской и Мелитопольской епархии открывается второй женский монастырь, который будет посвящен преподобномученице Елизавете. Часть насельниц Свято-Успенского монастыря во главе с матушкой Ириной будут заниматься строительством новообразованной обители. И мое имя было также названо в этом ряду.

— Какова же история появления в столичном храме на Ваганьковском кладбище образа святителя Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей мощей?

— Я скорбела, что не могу подолгу оставаться с сестрами. Ведь мне нужно было возвращаться на Ваганьковский приход в Москву. Владыка Василий прекрасно знал о моей скорби и в утешение подарил мне частицу мощей святителя Луки Крымского. Вы спросите, откуда же мощи святителя Луки появились у архиепископа Василия?

— Спрошу, матушка, — откуда?

— Дело в том, что свое священническое служение владыка Василий начинал в Крыму. Он присутствовал при обретении мощей святителя Луки, и ему в благословение и благодарность митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь передал большую частицу мощей, которые были привезены им в Запорожье.

Хранить такую великую святыню дома я считала неправильным. И потому на следующий же день по возвращении в Москву принесла ее в храм. Отец-настоятель протоиерей Иоанн Рыжов был потрясен моим приношением. Все священники, кто в это время был в храме, прикладывалиськ мощам и молились святителю Луке. Хотя тогда, в январе 1998 года, он еще не был прославлен как общероссийский святой, а только как местночтимый. Благочестивые люди знали, конечно, это имя, что он был знаменитым врачом-хирургом, и молились ему, особенно те, кто страдал какими-то физическими недугами или в преддверии операции. Его книги до сих пор являются учебниками для студентов медицинских вузов.

Мы сразу же написали объявление, что в нашем храме находится частица мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), и что, мол, если вам, дорогие прихожане, необходимо помолиться перед операцией или об исцелении от болезней, то это можно сделать здесь.

— А где сначала хранилась эта частица мощей? Ведь не сразу появилась икона?

— Действительно, сначала иконы не было. Был просто небольшой ларец, где лежала частица мощей. После каждой Литургии служащий священник выносили этот ларец, чтобы люди могли помолиться и приложиться к святыне. Поток людей не иссякал, поэтому было принято решение отцом-настоятелем и ктитором нашего храма Юрием Ивановичем Сорокиным: нужно написать икону святителю Луке и вложить туда частицу мощей.

Изображений святителя Луки в то время было еще не так много. Образ написал тот же художник, что и расписывал водосвятную часовню около нашего Воскресенского храма. К сожалению, фамилии я его не помню, а помню только имя — Николай. Икону он написал довольно быстро, но так великолепно получилось, что все ахнули! Вот такая прекрасная икона милостью Божией была написана. Здесь же, в храме Воскресения Словущего, она была и освящена. Затем в иконе было сделано небольшое углубление — достать или изготовить специальный мощевик тогда было сложно, — и в него иерей Алексей Игнатьев заложил частицу мощей и залил ее воском. Мы посчитали тогда, что не нужно икону держать в алтаре, она должна быть доступна для общего поклонения. Определили ей место в приделе преподобного Феодора Сикеота. Был поставлен специальный аналой, и все знали, что именно там находится икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей его мощей.

— Матушка Сергия, а известны ли Вам случаи помощи по молитвам святителю Луке Крымскому перед его иконой?

— Случаев чудесной помощи по молитвам к святителю Луке множество. Один из них связан с моей жизнью, с моей судьбой. В 2002 году мне предстояла очень серьезная операция. Когда я готовилась к операции, то неоднократно припадала к любимой иконе, вспоминая, что эта частица мощей когда-то находилась в моих грешных руках. Я молилась, читала акафист святителю. Более того, я купила житие святителя Луки и подарила его врачам, которым предстояло делать мне операцию… И все закончилось успешно. Операция прошла без осложнений. И, слава Богу, столько уже минуло лет, а никаких последствий той серьезной операции не было. Вот, какова помощь святителя Луки: уже через 8 дней после операции я ехала в родной Елизаветинский монастырь на поезде, на верхней полке! Ну и потом, конечно, некоторые мои близкие спрашивали, и я говорила, что да, на Ваганьково есть икона с частичкой мощей. И я знаю, что они приезжали и молились именно здесь, и большинство врачебных вмешательств заканчивалось успешно.

— Матушка, благодарю Вас за интересный рассказ!

Беседовал игумен Петр (Еремеев)

Храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище