"Сорок сороков"

По завету святителя Тихона

В год 100-летия блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России корреспондент «Монастырского вестника» побеседовала с одним из старейших насельников Донской обители иеромонахом Космой (Афанасьевым), руководителем Молодежного клуба «Донской» о праведных трудах святителя Тихона на благо Церкви, его деятельности по сохранению верующего народа и особенно молодежи, а также о работе Молодежного центра Донского монастыря.

— Святейший Патриарх Тихон в сложные 20‑е годы XX столетия взрастил и воспитал вокруг себя людей, сумевших после его ухода спасти и сохранить Православную Церковь в России в период лютых гонений, невзирая даже на то, что епископов и священников оставалось в живых к концу 30‑х годов очень немного. Отец Косма, как Вы думаете, благодаря каким личным качествам святителя Тихона народ так полюбил своего Патриарха и, следуя его заветам, оставался верным Церкви?

— Самое главное, что я вижу в святителе Тихоне, — это стойкость и простота, две составляющие его характера, которые способствовали тому, что за ним пошел народ. Его любили, он был очень доступным. Будучи в заключении в Донском монастыре, он принимал народ, к нему приходила вся Москва. На прием к Патриарху мог попасть любой человек, от генерала до простого крестьянина, он каждого принимал, как самого главного. Известно, что святитель Тихон обладал прекрасным чувством юмора. Сохранились воспоминания о том, что он очень любил котов, мог слушать пришедшего посетителя и постоянно гладить кота (улыбается). Еще ему была свойственна детская простота, о которой говорится в Евангелии: Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное... (Мф. 18:3). А еще Святейший Тихон говорил, что «Церковь спасут белые платочки». Молитва и верность простых, русских, верующих женщин действительно стали большим подспорьем в сохранении православной веры в России.

— Отец Косма, расскажите немного об отношении святителя к воспитанию молодежи?

— Есть фотографии, на которых можно увидеть святителя Тихона с молодыми людьми. 19 января (1 февраля) 1918 года Святейший Патриарх Тихон обратился к народу с воззванием создавать союзы и братства, в которые вошла в основном молодежь. После призывов Патриарха и Собора в Петрограде, Москве и других городах России стали с особой интенсивностью появляться православные братства, благодаря которым в немалой степени не угасала церковная жизнь в стране, в них формировались молодые люди, сумевшие пронести веру сквозь годы безбожия.

Очень мощная волна безбожия, поднявшаяся в начале двадцатых годов, сильно повлияла на молодежь. Церковь была гонима, и молодежь в большинстве своем отошла от Церкви. Митрополит Вениамин (Федченков) свидетельствовал, что «дух времени проник уже в семьи духовенства: детям их не хотелось идти по "духовной дорожке", а учиться на "барина" — доктора, инженера, адвоката, но не пастыря». Помню такой случай. Двадцать лет назад я приехал причащать старенькую бабушку, мне открыла дверь старушка лет восьмидесяти. Я ей говорю: «Добрый день, я к вам». Она мне отвечает: «Не ко мне, а к моей маме». Маме было 107 лет, она родилась в 1898 году, в 1916 году окончила Духовное училище для девушек, потом увлеклась атеистическим движением, но через много лет все таки пришла к вере.

Святитель Тихон очень мудро проводил церковную политику. Мы знаем его слова: «Пускай мое имя забудется в истории, но я спасу Церковь». Так и произошло. Его хулили довольно долго. В сороковые годы прошлого столетия даже семинаристам рассказывали о том, что он проводил неправильную религиозную политику. Отношение к нему было отрицательным. Ситуация изменилась только после прославления святителя в 1989 году.

«...Не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностию зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления...» — обращался святитель в своем Послании от 19 января 1918 года.

Спустя несколько дней, 27 января (9 февраля) 1918 года тот же призыв прозвучал в «Воззвании Священного Собора Православной Российской Церкви к православному народу по поводу декрета о свободе совести»: «Объединяйтесь же, православные, около своих храмов и пастырей, объединяйтесь все, и мужчины и женщины, и старые и малые, составляйте союзы для защиты заветных святынь».

— Давайте поговорим о Молодежном центре «Донской». Как и когда он зародился?

— Рядом с Донским монастырем, на Серпуховском Валу был клуб под названием «Живой уголок». Я дружил с директором этого клуба Евгением Колесовым. В клубе собиралась молодежь, выступали музыканты, я иногда приходил туда для общения с ними. Через некоторое время мы с Евгением решили на базе «Живого уголка» два раза в месяц собираться для духовных бесед, которые должны были проводиться в первой части встречи, а вторая часть была посвящена музыке. Конечно, в этом была миссионерская задача, и в то же время была потребность наполнить досуг молодежи духовным содержанием, чтобы в молодежной среде звучала не только музыка, но и слово Божие. Кто-то стал приходить на беседы со священниками, а кто-то послушать музыку. Так, зародившись на базе клуба «Живой уголок», который какое-то время еще просуществовал, Молодежный клуб «Донской» плавно переехал в Донской монастырь. Евгений Колесов все эти годы по-прежнему с нами, помогает в организации рекламы, налаживает звук. Сегодня встречи проходят в Донской обители, но в какой-то момент мы почувствовали, что зал стал для нас маловат, часто собирается много народа, и он всех не вмещает.

— А когда и где проходят ваши встречи?

— В нижнем конференц-зале сорокового корпуса два раза в месяц, по четвергам (через четверг), в семь часов вечера. Нас посещают замечательные, образованные священники. Клуб развивается, людей приходит все больше и больше. После духовных бесед мы слушаем музыку: акустическую, классическую, фольклорную, русскую рок-музыку и даже джазовую.

Получается ли посредством музыки вдохновить молодежь к осмыслению своей жизни? Русские музыканты, гастролирующие в Европе, рассказывают, что там при помощи бесконечных развлекательных шоу, определенной музыки, которая включает в себя агрессивные ритмы, барабанный бой, стараются отучить молодежь думать. Да и весь уклад современной жизни, кажется, не способствует размышлениям о смысле бытия...

Наша задача состоит в том, чтобы молодой человек, пришедший слушать музыку, услышал бы слово Божие, а тот, кто пришел для духовной беседы, услышал бы хорошую, содержательную музыку. Уже в течение двенадцати лет 1 сентября мы проводим музыкальный фестиваль в честь Донской иконы Божией Матери. Сцена находится в сквере у монастыря. На этот фестиваль мы собираем (помогает в этом Илья Зинин, музыкальный критик и журналист) известные группы.

— Отец Косма, Вы часто встречаетесь с молодыми людьми. Что, на Ваш взгляд, сегодня требуется от священников и педагогов для того, чтобы наша молодежь осознала необходимость сохранять духовные традиции своего Отечества и не терять собственного достоинства?

— Задача священника — побудить человека посмотреть на себя, на свою жизнь, чем он живет, для чего, в чем смысл его жизни? Если человек живет в вере, он должен испытать, насколько он в вере совершенствуется, насколько умножает свои добродетели. Наши встречи нацелены на то, чтобы молодые люди научились останавливаться в бесконечном потоке житейской суеты и прислушиваться к себе, как бы смотреть на себя со стороны. А увидев себя со стороны, устремляться к Богу.

Недавно у нас была замечательная встреча с архимандритом Симеоном (Томачинским), который через призму русской классической литературы говорил со слушателями о христианстве. Показывал молодым людям христианские мотивы в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Отец Симеон разбирал, анализировал произведение великого классика, насквозь проникнутое христианством, и таким образом катехизировал слушателей. Посредством классической русской литературы человека можно привести к Богу. Федор Михайлович говорил: «Если Бога нет, все позволено». Приближаясь к Богу, человек обретает чистоту. Чистота жизни очень важна, она помогает не быть обремененным грехом, стремиться ко Христу и через это обретать радость жизни. Радость жить с Богом!

Беседовала Вера Первова

Синодальный отдел по монастырям и монашеству