14 ноября 2024 года во флигеле «Руина» Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева в Москве председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополит Наро-Фоминский Никандр принял участие в открытии выставки «Архитектура духа» — финала ежегодного фестиваля «Открытый город».
«Московский архитектурный фестиваль "Открытый город" — это поистине уникальное событие в жизни нашего общества, объединяющее как законодателей, так и молодых архитекторов, которые приглашаются к созидательному творчеству в рамках развития нашей столицы, — отметил митрополит Никандр. — На финальной выставке в этом году 13 архитектурных бюро представили свои размышления на тему сакрального измерения "Архитектуры духа" города, здания, человека. Рад, что такое широкое пространство для возможностей позволяет Церкви выйти в авангард современной архитектуры. Благодарю Москомархитектуру и лично главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова за плодотворное сотрудничество и взаимопонимание».
Фестиваль в сфере архитектурного образования и карьеры проходит с 2016 года по инициативе Сергея Кузнецова — главного архитектора Москвы, первого заместителя председателя Комитета по архитектуре и градостроительству столицы (Москомархитектура), входящего в Комплекс градостроительной политики и строительства. Главная задача фестиваля — привлечь студентов архитектурных вузов в реальный процесс, при участии ведущих специалистов из архитектурной и девелоперской среды.
В этом году авторы архитектурной концепции выставки и кураторы фестиваля «Открытый город» предложили участникам подумать о пространстве, которое объединяло бы людей различных взглядов.
«Тема этого года — архитектура духа. Мы решили порассуждать на тему сакральной архитектуры, той, которая создается людьми с целью осознания системы ценности добра и зла. Проанализировать, как архитектура может выражать эту дихотомию, и как эти смыслы влияют на облик архитектуры. В рамках программы этого года мы искали новые необычные идеи для сакральных пространств, формулировали ответ на вопрос о том, должна ли сакральная архитектура быть передовой или традиционной. Все эти размышления нашли выражение в финальной выставке», — пояснил Сергей Кузнецов.