25 декабря 2022 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец, день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца (ок. 348), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, в Ростокине и Божественную литургию в новоосвященном храме.
За Литургией состоялась хиротония архимандрита Дионисия (Шумилина) во епископа Россошанского и Острогожского (Воронежская митрополия).
Были освящены три престола храма: центральный — в честь святых Кирилла и Мефодия; правый — в честь священномученика Владимира Амбарцумова; левый — в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».
Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; митрополит Воронежский и Лискинский Сергий; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; архиепископ Егорьевский Матфей, управляющий Северо-Восточным и Юго-Восточным викариатствами; епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий; епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального монастыря; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Георгий Климов, благочинный Троицкого округа, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще г. Москвы; протоиерей Анатолий Алефиров, благочинный Сергиевского округа, настоятель мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине г. Москвы; иеромонах Ермоген (Бурыгин), и.о. председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; иерей Роман Колесников, настоятель храма равноапостольных Мефодия и Кирилла в Ростокине г. Москвы; столичное духовенство.
Также среди сослужащих были клирики Мордовской митрополии — протоиерей Виктор Хохлов, секретарь Саранской епархии, ключарь кафедрального собора праведного воина Феодора Ушакова г. Саранска, и протоиерей Алексий Селезнев, ответственный секретарь епархиального управления Саранской епархии, секретарь Архиерейского совета Мордовской митрополии, благочинный Центрального округа г. Саранска, настоятель Иоанно-Богословского собора г. Саранска, а также клирики Воронежской митрополии — протоиерей Андрей Скакалин, секретарь Воронежского епархиального управления, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Воронежа, и священник Иоанн Суздальцев, секретарь Россошанского епархиального управления, настоятель Илиинского кафедрального собора г. Россоши.
Патриаршее богослужение посетили: председатель Либерально-демократической партии России, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе ФС РФ, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Л.Э. Слуцкий; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по безопасности и противодействию коррупции В.И. Пискарев; глава Республики Мордовия А.А. Здунов; депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве В.И. Ресин; депутат Государственной Думы ФС РФ, сопредседатель Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей народный артист России Д.А. Певцов; заместитель председателя правительства Воронежской области — руководитель представительства Воронежской области при федеральных органах государственной власти РФ А.В. Аксенов; префект Северо-Восточного административного округа г. Москвы А.А. Беляев; глава управы района Ростокино г. Москвы С.Ю. Гордикова; строители, благоукрасители и благотворители храма.
Также за Литургией молилась заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря игумения Иулиания (Каледа).
Богослужебные песнопения исполнил хор молодежного движения «Патриаршие добровольцы» под управлением А.Ю. Голик.
Патриаршее богослужение транслировалась в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. Трансляция была выведена на большие экраны, установленные перед западными вратами храма.
На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по строительству храма равноапостольных Кирилла и Мефодия в Ростокине иерей Роман Колесников был удостоен права ношения палицы.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.
За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Олега Елисеева, клирика храма Живоначальной Троицы, Патриаршего подворья в Усадьбе Свиблово, в сан пресвитера.
Проповедь перед причастием произнес иерей Тимофей Чайкин, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле.
По окончании Литургии Предстоятель напутствовал епископа Россошанского и Острогожского Дионисия на служение:
«Преосвященный епископ Дионисий!
Премудрый и Дивный Бог, Отец непостижимого величества (хвалебная песнь свт. Амвросия Медиоланского), по любви приведший мир из небытия в бытие и создавший человека, великий Бог, Творец мира, ныне обратил Свой милостивый взор на тебя, натвои труды и возжелал увидеть тебя в числе последователей Своих учеников — святых апостолов.
Когда-то, откликнувшись на любовь в Троице славимого Бога, ты крестился во имя Его и вознамерился посвятить себя служению Ему. Не всегда, к сожалению, действиями человека руководит любовь, однако для христианина, а наипаче же для архипастыря, нормой жизни должно являться подражание Господу прежде всего в любви. Да будет эта великая сила, соединяющая человека с Богом и другими людьми, главной движущей силой твоих решений, поступков и слов.
Ныне перед тобой открывается новое поприще трудов во славу Божию: ты призван пасти Божие стадо, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия (1 Пет. 5:2). Пастух овец бессловесных оберегает их прежде всего потому, что от прилагаемых усилий зависит его благополучие, — в самом деле, если волки загрызут овец, пастух потеряет свое благополучие. Пастырь же овец Христовых призван заботиться главным образом о духовном совершенствовании пасомых, дабы не стать наемником (Ин. 10:12), пекущимся лишь о собственном прибытке. Пастырь должен направлять людей по пути спасения, обращать их духовный взор не к себе, а к Превечному Архиерею — Господу Иисусу Христу. Только искренняя любовь к Нему и ближним способна давать силы на такое делание, вдохновлять на служение, плоды которого предназначены не для трудящегося, но для Церкви земной и Небесной. Молюсь, дабы и ты, став пастырем добрым, с любовью заботящимся о духовном возрастании вверенных тебе чад, смог от всего сердца сказать вслед за Апостолом любви: "Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине" (3 Ин. 1:4).
В нынешнее сложное время, когда враг рода человеческого делает всё для того, чтобы разобщенность и страх, разделения и конфликты отдаляли людей друг от друга, мешали им становиться миротворцами и нарекаться сынами Божиими (Мф. 5:9), только любовь способна уврачевать раны от вражды и противостояний, укрепить в делах добра и милосердия, даровать спокойствие и благорасположение. По слову святителя Иоанна Златоуста, "любовь соединяет многих в одно тело и делает души их жилищами Святого Духа, потому что не в разделенных друг от друга, но в соединенных по душе может обитать Дух мира" ("Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"). Это слово святителя нужно принять и умом, и сердцем.
Призывая пасомых жить и поступать по любви, ты и сам должен неустанно трудиться и воспитывать в себе эту величайшую добродетель. Кому-то этот совет может показаться странным: как можно воспитать себя в любви? Сердцу не прикажешь — есть такая пословица; кого-то любишь, а от кого-то отвращаешься. Но пастырь должен любить всех, а путь любви только один — совершать добрые дела. "Кто твой ближний?" — спрашивает Господь. Тот, кто совершил милость. А милость — это и есть синоним любви. Невозможно заставить сердце полюбить другого человека, но разум может заставить каждого поступать по закону Божиему и совершать дела милосердия.
Самые правильные и высокие слова не найдут отклика в сердцах внимающих тебе, если ты будешь говорить не от личного духовного опыта, а наставлять в том, чего сам не стяжал. Говорю одно, а делаю другое, — это лицемерие. Иногда такому проповеднику кажется, что никто ничего не понимает, но люди понимают! Может, не столько умом, сколько сердцем, и к одним идут, а от других уходят, — потому что понимает паства, где правда и где проповедь соответствует делам, а где лишь красивые слова.Твои слова останутся невоспринятыми и в том случае, если ты будешь проповедовать,гордясь высотой своего положения и властью. "Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры", говорит апостол Павел и предупреждает, что отступившие от любви рискуют уклониться в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея того, что утверждают (1 Тим. 1:5-7). Хотят учить, а учить не могут, потому что личного опыта нет; а если нет личного опыта любви и доброделания — еще раз хочу сказать, — то и слова становятся пустыми и не воспринимаются людьми. Перед тем как обратиться к пастве, молись о том, чтобы Господь вложил в твои уста нужные слова, направил тебя и вразумил, даровал способность говорить с любовью к людям и искренним желанием привести их к спасению.
Вседержитель судил тебе взойти на Россошанскую кафедру. Ты уже знаком с особенностями епархиальной жизни на Воронежской земле, поэтому не понаслышке знаешь, насколько важно уделять внимание возрождению и строительству храмов и монастырей в этом уделе Божием, развивать социальное, миссионерское и молодежное служение, укреплять взаимодействие с местной властью.
Надзирая за должным устроением епархиальной жизни, со вниманием относись к духовным нуждам и запросам верующих. С любовью к Богу и людям совершай то, что требует от тебя высокий архиерейский сан. Заботясь о земном, цель имей горнюю — воспитать для вечности души вверенных тебе пастырей и их духовных чад, дабы они, по слову апостола, истинною любовью всё возращали в Того, Который есть глава Христос (Еф. 4:15).
Укрепляйся частым совершением Божественной литургии и приобщением Святых Таин, призывай к этому и тех, за кого ты в ответе пред Господом, неустанно молись, дабы Он исполнил и преисполнил их, то есть паству твою, любовью друг к другу и ко всем, утвердил их сердца непорочными во святыне пред Богом и Отцом нашим (1 Фес. 3:12-13).
Напутствуемый этими словами Патриарха, прими в руки жезл сей — зримый символ епископской власти — и, благословив народ, молившийся о даровании тебе непорочного архиерейства, с любовью ко Христу Спасителю, со смирением и упованием на волю Божию и с твердым намерением сделать все, что от тебя ныне требует Церковь,гряди на свое новое служение.
Аминь».
По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.
Затем было совершено славление святителю Спиридону. Святейший Владыка прочитал молитву святому.
Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий обратился со словами приветствия к Святейшему Патриарху и преподнес Его Святейшеству икону Спасителя и напрестольное Евангелие.
Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня действительно замечательное событие — мы освятили храм, который так нужен в этом районе Москвы. По количеству людей, которые присутствуют на богослужении, можно судить о том, насколько же востребован этот храм — как и все другие храмы, которые сегодня воздвигаются в Москве. Как я уже неоднократно говорил, начало их строительства сопровождалось скепсисом, недоверием и просто непониманием — мол, и без того много храмов в центре Москвы, да и не переполнены они, — однако строительство храмов в новых районах стало огромным событием в духовной жизни Первопрестольного града, всей нашей Церкви, а в каком-то смысле всего православного мира, потому что нигде, ни в одном городе, ни в одной стране на земном шаре не происходит то, что происходит в Москве.
А теперь давайте зададимся вопрос: почему так? А потому что наш народ, пройдя через тяжелейшие испытания атеизмом, через гонения, вступил в достаточно благополучную эпоху — и в материальном смысле, и в отношении безопасности, и в плане развития культуры, — но не посчитал второстепенным, наравне со многим другим, что сегодня совершается, строить Божии храмы там, где они нужны. И программа строительства 200 храмов в Москве поразительным образом реализуется, так что уже сейчас ясно: по милости Божией будет построено больше, чем 200 храмов, если Господь даст силы и продлит годы нашей жизни.
Удивительный духовный подъем, который сопровождается строительством новых храмов, свидетельствует о том, что жива вера в сердцах наших людей и стремление к благочестию, стремление к тому, чтобы жить по Божиим заповедям, ведь только такая жизнь и приводит человека к счастью. Все остальное ведет лишь к фантомам. Кажется, счастье наступило, кажется, столь необходимая цель достигнута — что-то построить, купить, еще построить, еще приобрести; но вот эти цели достигнуты, и становится ясно, что нет удовлетворения, которого мы ждали. А подлинная цель — это состояние нашей души. Чего-то материального может и не хватать, всякое бывает, но, чтобы душа была спокойна, нужны другие цели, и самая великая из них — это жизнь с Богом. Почему? Да потому что Бог всемогущ, Бог есть любовь, Бог есть правда, и, живя с Богом, мы способны любить и быть любимы. Живя с Богом, мы способны жить по Его правде, а ведь это и есть величайшее счастье.
В сегодняшнем евангельском чтении (Лк. 14:16-24) содержится известное повествование о том, как некий господин решил созвать вечерю. Он стал приглашать людей, и вот приходят к одному из них слуги и говорят: господин устраивает вечерю, приглашает избранных, и ты в их числе. А человек отвечает: "Имейте меня отреченным, сегодня такое важное дело — землю купил, надо же пойти ее посмотреть". И не пошел на вечерю. Приходят к другому, говорят то же самое. Но приглашенный отвечает: "Не могу, купил пять пар волов, надо же пойти их испытать, — имейте меня отреченным". К третьему приходят, но и тот говорит: "Никак не могу — женился, сами понимаете, что это, куда ж я пойду? Имейте меня отреченным".
О чем же здесь идет речь? Господь учит нас самому главному: никакая земля, никакой приусадебный участок, никакие волы, читай автомобили, и даже никакие семейные дела не должны быть причиной тому, чтобы не пойти в Божий храм. А почему так? А потому что если мы начинаем воскресный день с храма и молимся Господу, то Он с нами; и если главная цель человека — молитва и жизнь с Богом, всё остальное приложится.
Вот такая простая истина, и глубину этой божественной мудрости может почувствовать лишь тот, кто поступает в соответствии с ней. Аесли в храм не ходишь, если добрых дел не делаешь, — то не будет ни опыта, ни понимания, ни соответствующих переживаний. Ведь чтобы почувствовать радость совершения добра, радость молитвы в храме Божием, нужно иметь этот опыт — посещать Божий храм, совершать добрые дела. Тогда и с волами будет порядок, и с землей, и с женой. Если выстраивать такую систему ценностей и такую систему приоритетов, — потому что все это соответствует Божественному замыслу, — то и все остальное встанет на места.
Попробуйте, кто этого еще не пробовал! Попробуйте каждый воскресный день, желательно с женой и детьми, приходить в Божий храм! И вы почувствуете, что это означает для всей семьи; почувствуете, как меняются лица, глаза, как меняется атмосфера в семье.
Мы неслучайно стараемся, чтобы и на крупных предприятиях были храмы Божии. Я посещал наши крупнейшие предприятия, связанные и с добычей полезных ископаемых, и с металлургией; там стоят Божии храмы, и народ приходит. И говорили мне руководители: "Вы знаете, построили храм вроде как для красоты, пускай стоит, а на самом деле меняется к лучшему климат в коллективе, батюшка хороший трудится, люди в воскресенье приходят, исповедуются, причащаются…"
Так и есть, ведь мы говорим не от ветра своей головы, а от исторического опыта нашего народа и нашей Церкви. В какой-то момент решили отказаться от Бога, от Церкви — чтобы развивать экономику, промышленность, вооруженные силы. Вроде и одно, и другое, и третье получилось, — но что в результате? А в результате потеряли страну! Великую страну, которую создавали поколения наших предшественников. А почему потеряли? От Бога отказались — вот и потеряли.
Так вот, для того чтобы не потерять страну, не потерять семью, не растратить свою личную жизнь, и нужно жить в соответствии с Божиим законом. И сегодняшнее евангельское чтение очень наглядно говорит нам о том, когда человек счастлив. Не тогда, когда он Бога меняет на приусадебный участок, не тогда, когда он богослужение меняет на то, чтобы посмотреть новый автомобиль в салоне и даже не тогда, когда он вроде доброе дело делает для семьи, — но опять-таки в ущерб молитве. А именно тогда, когда приоритетом жизни становятся молитва, живая связь с Богом и вытекающие из этого духовного опыта стиль нашей жизни, образ нашего мышления, образ нашего бытия.
Да поможет всем нам Господь жить именно так, а не иначе. Да поможет нам Господь, несмотря на суету современной жизни в большом городе, всегда помнить, что воскресенье — день Божий, и начинать всякое дело с молитвы. Поставьте перед собой эту минимальную задачу, и уже тогда жизнь изменится. А кто не сможет всю Литургию отстоять — ну что же, зайти, помолиться, свечечку поставить, о своих грехах посокрушаться, пред Господом вопросы некие поставить: "Вот поссорились мы вчера с супругой — Господи, что мне делать, как мне сейчас поступить?" Или с детишками что-то не так — "помоги, вразуми". И если так будет начинаться воскресный день, то, поверьте мне, будет меняться и личная, и семейная, и общественная, и, не убоюсь сказать, государственная жизнь. Ведь всему этому мы научены не от какой-то мудрости человеческой — этому учит Сам Господь, в том числе через евангельское чтение, которое все мы сегодня слышали за Божественной литургией.
Пусть Господь милостью Своей поможет каждому из нас обрести правильный вектор жизни, поможет каждому из нас разумно и спасительно для души и тела выстроить жизненные приоритеты. И да поможет Он нам всегда и при всех обстоятельствах сохранять искреннюю веру в нашего любящего Отца, Всемогущего Бога, в деснице Которого вся наша жизнь, и быть всегда вместе с Ним, чтобы от Его благодатной силы мы становились сильными и способными преодолевать трудности нашего жизненного пути. Аминь».
В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх Кирилл передал икону Благовещения Пресвятой Богородицы.
Затем Святейший Владыка вручил церковные награды. Во внимание к помощи и трудам по строительству храма равноапостольных Мефодия и Кирилла в Ростокине были награждены:
- митрополит Саранский и Мордовский Зиновий — Патриаршим знаком храмостроителя;
- директор Благотворительного фонда содействия строительству и реконструкции религиозных объектов во имя Мефодия и Кирилла Ю.В. Щемеров — орденом благоверного князя Даниила Московского II степени;
- член Совета Благотворительного фонда содействия строительству и реконструкции религиозных объектов во имя Мефодия и Кирилла А.Н. Рязанов — орденом преподобного Сергия Радонежского III степени;
- член Совета Благотворительного фонда содействия строительству и реконструкции религиозных объектов во имя Мефодия и Кирилла Г.А. Кривозубова — орденом преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, III степени;
- председатель Совета директоров АО ДРСУ Е.И. Сорокин — орденом благоверного князя Даниила Московского III степени;
- директор ООО «Сапфир» А.Ю. Кудрявцев — Патриаршей грамотой.
Всем участникам богослужения по благословения Его Святейшества были вручены иконки равноапостольных Мефодия и Кирилла.
По окончании Литургии состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с главой Республики Мордовия А.А. Здуновым и митрополитом Саранским и Мордовским Зиновием.
Во время встречи обсуждались вопросы дальнейшего восстановления православных храмов на территории Мордовии. В частности, речь шла о приведении в порядок объекта культурного наследия федерального значения Темниковского Санаксарского монастыря, а также Трехсвятительской церкви, построенной в Саранске в 1761 году. В здании церкви более семи десятилетий находился Республиканский краеведческий музей. Весной этого года по решению главы Мордовии церковь была безвозмездно передана Саранской и Мордовской епархии, сейчас здание нуждается в восстановлении.
Важной темой разговора стали вопросы духовно-нравственного воспитания молодежи, А.А. Здунов рассказал Святейшему Патриарху об итогах заседания общественного Совета по развитию православной культуры при главе Республики Мордовия, которое состоялось на текущей неделе в Саранске.
***
Каменная пятиглавая церковь в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла возведена в рамках Программы строительства православных храмов в Москве при поддержке мордовского землячества. Помещение храма рассчитано на 500 человек. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возведение храма курировал митрополит Саранский и Мордовский Зиновий. Строительство храма было завершено в конце 2021 года.
Место для храма выбрано историческое: веками через Ростокино шли молитвенники на поклонение в Троице-Сергиеву лавру. Здесь, рядом с новым храмом, начиналась дорога в обитель.
В верхнем храме находятся три престола: центральный — в честь святых Кирилла и Мефодия; правый — в честь священномученика Владимира Амбарцумова; левый — в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Священномученик Владимир Амбарцумов пострадал в XX веке в годы гонений на Церковь за миссионерскую работу с советской молодежью. По благословению архиепископа Егорьевского Матфея храм стал центром работы с молодежью в Северо-Восточном викариатстве.
В цокольном этаже находится храм в честь благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских.
Иконостас и внутреннее убранство храма создано мастерами Свято-Троицкого братства г. Щигры.
В парке у Ростокинского акведука рядом с храмом святых Мефодия и Кирилла открыт памятник «Плечом к плечу» в честь 13-й Московской стрелковой дивизии народного ополчения Ростокинского района.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси