9 февраля 2025 года, в Неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Каховке и Божественную литургию в новоосвященном храме.
Определением Архиерейского Собора 1992 года празднование Собора новомучеников и исповедников Российских установлено совершать 25 января (при совпадении этого числа с воскресным днем) или в ближайшее воскресенье после него. В связи с различием практик, принятых в Русской Зарубежной Церкви и в Церкви в Отечестве относительно времени празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Архиерейский Собор 2013 года определил установить празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской: 25 января (по старому стилю), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от понедельника до среды; в последующий за этой датой воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от четверга до субботы.
В этот день также совершается поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение усопших установлено определением Священного Синода от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917-1918 годов.
Перед началом богослужения у врат храма Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: благочинный Андреевского округа, настоятель храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках протоиерей Николай Карасев; настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Ограда и Утешение», Патриаршего подворья на Каховке иерей Александр Мелин; учащиеся воскресной школы при храме.
При освящении храма и за Литургией Его Святейшеству сослужили: архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, управляющий Западным и временный управляющий Юго-Западным викариатствами; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Николай Карасев; игумен Дионисий (Шленов), наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря; иерей Александр Мелин; иерей Алексий Ишков, и.о. настоятеля храма Всех преподобных отцов Киево-Печерских в Старых Черемушках; иерей Иоанн Омелянчук, настоятель храма священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, Патриаршего подворья в Зюзине; столичное духовенство.
В храме присутствовали: глава управы района Зюзино г. Москвы В.В. Горлова; и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино» В.А. Левин; руководитель проектной организации ООО «ИнвестПроектГрупп» А.П. Самсуков.
За богослужением молились строители, благотворители, благоукрасители и жертвователи новоосвященного храма, учащиеся приходской воскресной школы, православная молодежь.
Богослужебные песнопения исполнил хор Троице-Сергиевой лавры под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).
Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.
На малом входе указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к трудам по строительству храма в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Каховке иерей Александр Мелин был удостоен права ношения наперсного креста с украшениями.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси.
На заупокойной литии Патриарший архидиакон Константин Барган вознес прошение о упокоении «приснопоминаемых рабов Божиих за веру и правду в годы гонений на Церковь Христову пострадавших и убиенных, от болезней, глада и хлада в темницах и узах скончавшихся архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, имена их Ты Сам Господи веси».
Святейший Патриарх Кирилл на заупокойной ектении прочитал возглас:
«Яко Ты еси воскресение и живот и покой усопших раб Твоих, в годы гонения на Церковь Христову за Православную веру и правду страшныя страдания, истязания и мученическую кончину претерпевших:
Преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов Церкви Российския;
архимандритов, игуменов и иеромонахов, игумений, схимников и схимниц, монахов и монахинь, послушников и послушниц, протоиереев, иереев, диаконов, чтецов и певцов святых обителей и храмов Церкви нашея;
всех от глада, хлада и иных истязаний, ран и болезней в заточении во узах скончавшихся, о них же поминание творим ныне и их же имена Ты Сам веси, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».
За Литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил иерейскую хиротонию диакона Андрея Кириченко, клирика храма священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, в Зюзине.
Проповедь перед причастием произнес иерей Сергий Иванов, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Матвеевском.
По окончании Литургии было совершено славление. Святейший Владыка прочитал молитву новомученикам и исповедникам Церкви Русской.
Затем настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Каховке иерей Александр Мелин приветствовал Святейшего Владыку и преподнес в дар Его Святейшеству Иверскую икону Божией Матери.
Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:
«Ваши Высокопреосвященство и Преосвященство! Досточтимый настоятель отец Александр! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всегда с особым чувством — я уже об этом говорил, но, наверное, буду и далее говорить — совершаю богослужения во вновь открытых и освященных храмах. Это свидетельство о Божием чуде, которое совершилось над всеми нами, над нашим народом, над нашей страной.
Достаточно вспомнить, и сегодня об этом уже говорили, с каким энтузиазмом, с каким пафосом, с какой убежденностью в своей правоте многие способные, одаренные люди вступили на путь богоборчества, будучи очарованы совершенно страшной идеологией, которая предполагала возможность построения человеческого счастья без Бога. Даже более того — человеческого счастья при истреблении всякой веры в Бога! И ведь все это происходило не где-то вдали, в небольшой стране, населенной язычниками или инаковерующими, — все это происходило в нашей великой стране, в Российской империи, самой большой православной стране мира, с самым многочисленным православным населением, с самым большим количеством праведников, исповедников, святителей, угодников, с самым большим количеством храмов, монастырей и святынь.
Так что же произошло с нашим народом? Неужели какая-то горстка разночинцев могла так изменить его самосознание? Конечно, никакая пропаганда не смогла бы одержать такую победу, если бы у людей не было, помимо этой пропаганды, каких-то внутренних соображений, которые ослабляли их связь с Церковью. А если такое происходило, то не только по вине тех, кто стремился эту связь ослабить, — какую-то часть вины мы должны принять за своих предшественников. Не судить их, Боже упаси, а просто осознать, что и духовенство, которое было привилегированной прослойкой общества, и архиереи, которые были близки к руководству страны, почитаемы властями, народом, по всей вероятности, благодушествовали в этих условиях. Даже когда стали раздаваться тревожные звоночки о том, что и в рабочей среде что-то не так, и с интеллигенцией что-то не так, — ведь оставаться в своем уютном месте куда лучше, чем куда-то идти и набивать шишки в диалоге с людьми, пытаясь их переубедить! Конечно, были замечательные герои духа, которые вступали в открытую полемику — устную, письменную; среди них были представители и нашей русской интеллигенции, и нашего духовенства. Но общецерковного духовного подъема, с тем чтобы остановить приближающуюся опасность, не было. И только когда грянула революция, поняли все — и архиереи, и священники, и монашествующие, — что попали в беду.
Конечно, Церковь не была и никак не могла быть причиной этой беды, но я не перестаю думать о том, все ли было сделано со стороны Церкви. Так ли работали с молодежью? Так ли напрягали свои силы и вкладывали материальные средства, чтобы помочь тем, кто был действительно угнетен системой, — в первую очередь фабричным рабочим и обезземеленным крестьянам? Ведь Церковь об этом почти не задумывалась, говорили только отдельные люди, такие пламенные, как отец Иоанн Кронштадтский, предвидевший надвигавшуюся беду. А в общем все выглядело так, будто ничего и не меняется, будто всё так и будет всегда. Теплохладность — в первую очередь тех, кто должен был встать на духовную защиту Церкви, и не тогда, когда уже все грянуло, а тогда, когда смута в сознании людей только начиналась.
Где же были наши выдающиеся богословы? А эти темы как-то проходили мимо них. Замечательные исследования Ветхого Завета, Нового Завета, святоотеческой литературы, труды по догматическому богословию —мы ведь до сих пор читаем их творения, используем как учебные пособия! Но возникает вопрос: какой процент в творчестве этих высокоодаренных образованных богословов занимала реакция на то, что в стране происходит? Совсем небольшой! А это означает, что даже когда гром грянул, не все осознали свою личную ответственность за то, что ударила молния,способная разрушить и Церковь, и жизнь нашего народа.
Поэтому определенная часть ответственности — и на тех, кто был тогда способен воздействовать на умы и сердца людей. Но будет неправдой, если мы скажем, что виноваты в первую очередь те, о ком я сейчас говорю. Нет! Это результат той системы церковно-государственных отношений, в которой, с одной стороны, для Церкви был создан благоприятный режим, но, с другой стороны, Церковь лишилась самостоятельного руководства, возможности осмыслить свое внутреннее положение, анализировать происходящее в стране. Всем этим занималось государственное ведомство во главе с обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода; там, в этом министерстве по делам Церкви, и рассматривались вопросы, имеющие отношение к церковно-государственным связям и к положению Церкви в стране.
Я уже говорил об этом с амвона и сейчас повторю. Когда Александр I пригласил князя Голицына на должность обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода, тот сказал: "Ваше Величество, какой я обер-прокурор? Во-первых, я масон, а во-вторых, я безбожник". Ответ: "Иди, справишься". А если бы не было такой власти у этих обер-прокуроров, в том числе далеких от веры (хотя некоторые из них были очень благочестивыми)? Если бы Церковь сама несла за себя ответственность и перед государством, и перед народом? Наверное, иначе работал бы епископат, наверное, острие его зрения было бы направлено на проблемы, ставшие опасными для самого существования нашей страны. Но Церковь была в некоем гетто — очень комфортном, но изолированном; и лишь немногие, как Иоанн Кронштадтский, возвышали свой голос, пророчески осуждая тех, кто, пребывая во власти, не видел опасность, надвигавшуюся на страну.
Все это дела минувших дней. А что сейчас? Сейчас государство предоставило Церкви полную свободу, и Церковь старается не замыкаться в себе. Многие из вас знают, как разнообразно развивается церковное служение — это и работа с молодежью, и работа в профессиональных сообществах, в Вооруженных силах, среди нашей интеллигенции. Все это имеет место, и я хотел бы поблагодарить наше духовенство, наших активистов из мирян, которые участвуют в этой важной работе. Тем самым мы создаем систему солидарности вокруг тех духовно-нравственных ценностей, которые провозглашает и утверждает Церковь, но которые могут реализоваться только в том случае, если не только духовенство, но и значительная часть нашего общества будет активно и сознательно участвовать в этом святом деле. Вот на что должны быть направлены труды нашего духовенства.
И сейчас скажу, дорогие владыки, отцы и братья: не замыкайтесь в узком и комфортном для вас пространстве! Помолился, послужил, встретился с единомышленниками, отдохнул — вот как бы и сделал все что надо. А вокруг нас уже сейчас бурлящий мир, и неизвестно, какой процент людей реально принадлежит к Православной Церкви, живя в православной стране. Поэтому миссионерство в широком смысле этого слова, работа с детьми, с молодежью, с нашей еще не вполне воцерковленной интеллигенцией и вообще с людьми, имеющими влияние на других, — вот что является пастырской задачей. Сегодня мои слова обращены не только к клиру этого храма — ко всей Церкви! Я бы просил, чтобы каждый священник задал себе вопрос: а что он делает на этом поле миссионерства, от которого реально зависит не только духовное благополучие страны, но и подлинно свободная церковная жизнь?
Еще и еще раз задумываясь обо всем этом, мы должны помнить, что в истории Церкви не может быть времен, которые мы бы назвали передышкой, отдохновением. И наше время, которое внешне представляется очень благополучным, — это не время отдыха и не время расслабления. Я хотел бы, чтобы меня услышали — и наш епископат, и наше духовенство, и наши монашествующие, и наш благочестивый народ, особенно актив в приходах, в епархиях, все те, кто поддерживает добрые начинания Церкви.
Сегодня наша особенная молитва — об Отечестве нашем, которое вошло в очень непростой период своей истории. Мы молимся, говоря: многие ополчишася на нас. Я уже говорил об этом неоднократно и еще раз подчеркну: ополчились не потому, что мы угрожаем кому-то войной или еще чем-то. Так почему же ополчились? Я иногда спрашиваю западных коллег: почему? Если бы мы были совсем другие — другая внешность, другая культура, другая история — но ведь мы часть «просвещенного мира»! В чем же дело? Мы ведь такие же! А нам говорят: «Нет, вы внешне такие же, а если вас копнуть, то совсем другие». И они правы, потому что там от Бога отказались и строят благополучие свое без Бога, а Россия, будучи современным, развитым в научно-техническом отношении государством, идет особым путем, где соединяются вера и знания, современная культура — с религиозностью. И примером тому, конечно, наш Президент, наш премьер-министр, многие губернаторы, которые многое делают сегодня для того, чтобы активизировалась церковная жизнь.
Вознося благодарение Богу за тех, кто сегодня, будучи в руководстве страны, уделяет большое внимание духовному возрождению нашего народа, будем и сами, каждый на своем месте, трудиться и за себя, и за своего брата, за своего соседа, то есть умножать, удваивать, утраивать свои усилия. К этому я призываю всех вас, мои дорогие. А наши архиереи и настоятели должны ставить разумные задачи перед нашими приходами, конечно, советуясь с приходскими активами относительно того, что они видят важным с точки зрения свидетельства Церкви окружающему миру, какие вопросы и с кем Церковь должна обсуждать, куда и как она должна приходить. Но если будем наслаждаться благополучием переживаемого момента, то потеряем возможности, которые Господь всем нам сейчас дает. Поэтому нам нужно пробудиться, встать и идти вперед, помня, что от нашего движения вперед зависит будущее нашего Отечества».
В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх Кирилл передал икону святителя Иоанна Златоуста.
Затем состоялось вручение церковных наград. Во внимание к помощи в строительстве храма в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Каховке были удостоены:
- С.А. Жуков, генеральный директор АО «Мосинжпроект», — ордена благоверного князя Даниила Московского III степени;
- А.В. Северилов, президент АО «А7 Холдинг», — ордена благоверного князя Даниила Московского III степени;
- А.В. Сероус, полковник юстиции, руководитель Первого управления по расследованию особо важных дел ГСУ Следственного комитета России по Московской области, — ордена благоверного князя Даниила Московского III степени;
- А.А. Бабков, генеральный директор ООО «ГазПроектСтройИнжиниринг», — ордена преподобного Сергия Радонежского III степени;
- А.П. Беспалов, директор департамента проектирования АО «Специализированный застройщик "ЛСР. Недвижимость-М"», — ордена благоверного князя Даниила Московского III степени.
В завершение всем участникам богослужения были вручены иконки Божией Матери «Отрада и Утешение» с Патриаршим благословением.
***
Подворье Патриарха Московского и всея Руси — храм в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Каховке создан в рамках Программы строительства православных храмов в Москве. Храмовый комплекс возведен на пересечении улицы Каховка и улицы Азовская. Проект разрабатывался архитектором Сергеем Кузнецовым, это уже его пятнадцатый проект. Храм, построенный в стилистике псковского зодчества XVII века, представляет собой однокупольное здание с шатровой звонницей.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 12 декабря 2013 года настоятелем строящегося храма был назначен иерей Александр Мелин. 14 апреля 2014 года был совершен чин малого освящения деревянного храма. В 2015 году был выбран эскиз постоянного каменного храма и началась разработка проектной документации.
25 августа 2018 года епископ Дмитровский Феофилакт совершил чин освящения закладного камня в основание будущего храма. 5 февраля 2023 года епископ Верейский Пантелеимон малым чином освятил нижний храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси