27 марта 2016 года, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Всемилостивого Спаса в Митине — подворья Патриарха Московского и всея Руси и возглавил Божественную литургию свт. Василия Великого в новоосвященном храме.
За Литургией была совершена хиротония архимандрита Иоанна (Сичевского) во епископа Елгавского, викария Рижской епархии (Латвийская Православная Церковь).
Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей; митрополит Рижский и всея Латвии Александр; митрополит Рязанский и Михайловский Марк, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Даугавпилсский и Резекненский Александр; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Подольский Тихон; епископ Нарвский и Причудский Лазарь; епископ Бронницкий Парамон, наместник Донского ставропигиального монастыря, управляющий Северным и Северо-западным викариатствами; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков; благочинный Спасского округа Северо-западного викариатства, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Куркине иеромонах Даниил (Бушуев); настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митине иерей Григорий Геронимус; духовенство Латвийской Православной Церкви и г. Москвы.
За богослужением молился епископ Балтийский Серафим.
В храме присутствовали председатель Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий, префект Северо-Западного административного округа г. Москвы А.А. Пашков, заместитель префекта СЗАО г. Москвы М.В. Галанин, глава управы района Митино г. Москвы В.Д. Воробьева.
Богослужебные песнопения исполнили хор храма Всемилостивого Спаса в Митине (регент — В.К. Тимофеев), детский хор хоровой студии «Ключ» при храме Всемилостивого Спаса в Митине и хор средней общеобразовательной православной школы «Спас» Северо-западного викариатства под управлением Т.В. Локтевой.
На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. Верующие, не попавшие в переполненный храм, следили за трансляцией на большом экране, установленном на площади перед храмом.
После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине.
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Горбунов, настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены в Митино г. Москвы.
По окончании Литургии Святейший Владыка напутствовал епископа Елгавского Иоанна на служение и вручил ему архиерейский жезл:
«Преосвященный епископ Иоанн!
Сей святой храм стал сегодня поистине Сионской горницей, ибо через возложение рук наших, ты, как и ученики Христовы некогда во Иерусалиме, облекся силою свыше (см. Лк. 24:49). Премудрый Творец и Промыслитель соделал тебя ныне блюстителем Своего словесного стада. Теперь ты — преемник и продолжатель апостольского служения, домостроитель тайн Божиих (см. 1 Кор. 4:1), иерарх Церкви.
Прежде чем ты отправишься на место своих трудов, древняя традиция повелевает мне преподать тебе наставление и вручить архиерейский жезл. Опираясь на него, ты пойдешь проповедовать явившегося во плоти Единородного Сына Отчего, будешь увещать и назидать, утешать и помогать, обличать, исправлять и созидать.
Епископское служение — это, прежде всего, великая миссия свидетельства о Свете, пришедшем в мир, о Свете истинном, который не может поглотить никакая тьма. В наше время огромное число людей блуждают по дорогам жизни, не зная, куда и зачем идут. Уныло скитаясь в поиске мнимых удовольствий, руководствуясь губительными идеями, они с трудом отличают добро от зла и запутываются во лжи. Многие сегодня уклоняются на неправедные стези под воздействием пропаганды греха и вседозволенности. Мы — служители Христовы — должны делать все возможное, чтобы в сердцах людей рождалась и укреплялась вера, возгоралась любовь к Спасителю. Церковь Самим Своим Основателем призвана возвещать Евангелие Царства, проповедовать Истину, и потому мы не можем замыкаться только в наших общинах, концентрироваться исключительно на своих внутренних делах, когда мир вокруг нас находится во зле, когда духовная слепота заграждает очи ближних и дальних.
Господь, обращаясь к ученикам Своим, призывает их: "Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве" (Ин. 4:35). Несмотря на большое число соблазнов, на секуляризацию общественной жизни, пересмотр базисных, основных нравственных ценностей, немало людей сегодня стремятся обрести подлинный смысл бытия, найти путь к Богу. Их умы и сердца жаждут истины. Чтобы Благая весть их достигла, голос Церкви должен звучать громко и убедительно, свидетельствуя о Том, Кто был "предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего" (Рим. 4:25). Нужно стремиться для каждого находить понятные слова, обращаться и к отдельному человеку, и к какой-либо группе людей на доступном им языке.
На архиерея, особенно в нынешний информационный век, устремлены пристальные взоры многих. Люди обращают внимание и на слова, и на поступки епископа, по которым судят обо всей Церкви. Помни, что возвышенные и правильные речи будут звучать фальшиво, если жизнь не будет им соответствовать. Ведь когда человек говорит от личного опыта, когда его слова прошли через его собственный разум, через его сердце, тогда они становятся убедительными. Итак, согласно с апостольским наставлением "будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (1 Тим. 4:12), "старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины" (2 Тим. 2:15).
Господь судил тебе совершать епископские труды в родном для тебя краю — на Латвийской земле, где ты родился, получил образование и принял сан. Хорошее знание местных реалий, приобретенный тобою разнообразный опыт станут добрым подспорьем в предстоящем служении викария Рижской епархии. Будь усердным и неленостным сподвижником Преосвященного митрополита Александра, помогая ему в церковном управлении, в развитии миссионерской и просветительской, катехизаторской и благотворительной деятельности, в совершенствовании всех сторон приходской жизни.
Латвийская Православная Церковь, как тебе хорошо известно, уже долгое время является самоуправляемой в составе многонациональной Русской Православной Церкви, чье пастырское попечение простирается сегодня на разные страны и народы. Хотел бы особо подчеркнуть важность сохранения нашего духовного единства, которое не должно зависеть от каких-либо переменчивых обстоятельств жизни, ибо церковные границы не определяются ни государственными пределами, ни этническими различиями, ни политической конъюнктурой. Ответственность за церковное единство лежит, в первую очередь, на епископах, а также на духовенстве и верных чадах. Твердо помня об этом своем долге, прилагай все усилия к тому, чтобы, по слову апостола, "сохранять единство духа в союзе мира" (Еф. 4:3).
Исторически сложилось так, что православные в Латвии проживают вместе с представителями иных христианских исповеданий. Нужно стремиться поддерживать с ними добрые отношения, создавать различные социально значимые проекты, развивая полезное соработничество, направленное на утверждение нравственных ценностей среди людей, на служение делу гражданского мира и согласия, на созидание общественной справедливости.
Многое предстоит тебе исполнить, многое осуществить. И одних человеческих сил и способностей для этого не хватит. Не отчаивайся, но всецело уповай на Господа. Испрашивая у Него помощи и благодатного вразумления, помни, что Он, по слову святителя Иоанна Златоуста, "будет содействовать нам, если только мы не будем беспечны и холодны, но будем привносить от себя свое — готовность, усердие, желание, мысль, неусыпность, попечение, свободу от житейских дел, искание будущего и каждодневное к нему стремление. Если мы будем доставлять это с тщательностью,… мы достигнем небесных благ" (Беседа 10-ая, сказанная в церкви апостола, после того как предварительно побеседовал немного епископ, на слова: "жатвы много, а делателей мало". Творения, том 12, кн. 1).
С таким напутствием приими сей жезл и преподаждь благословение предстоящим людям, молившимся о даровании тебе непорочного архиерейства. Аминь».
По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение.
От лица духовенства и прихожан храма Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал настоятель новоосвященного храма священник Григорий Геронимус. Поздравив Святейшего Владыку с 40-летием архиерейской хиротонии, отец Григорий преподнес Его Святейшеству Патриаршие облачения.
Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом:
«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Григорий, настоятель сего святого храма!
Всех вас сердечно поздравляю со вторым воскресеньем Великого поста. В этот день мы вспоминаем святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского, человека, который, обладая силой богословского прозрения, помог своим современникам, как помогает и всем нам понять, что дело нашего спасения совершается не нашими физическими, умственными или волевыми усилиями, но Сам Господь спасает нас силой Своей благодати. И если человек устремляется навстречу этой благодати, то он может достигнуть такой духовной высоты, что невидимая Божественная энергия становится видимой. Рассуждая о свете, который осиял учеников Спасителя на горе Фавор, святитель учил Своих учеников и учит нас, что Божественная благодать может являться в виде дивного света в человеческой жизни.
Мы знаем, что со светом всегда связана радость. Сегодня прекрасный солнечный день, и у людей хорошо на душе. То же происходит, когда благодать Божия воздействует на человеческую природу: человек просветляется, общение с ним приносит радость, и не требуется никаких дополнительных усилий для счастья. Оно уже не зависит от материального достатка, от места проживания, от занимаемой должности, потому что источником счастья и мира становятся не внешние факторы, которые могут вдохновлять нас только отчасти, но внутреннее состояние души.
И как же стяжать эту благодать? Как обрести этот Фаворский свет? Симеон Новый Богослов сказал замечательные слова: "Врачуют человека от физических недугов не буквы, которыми прописываются лекарства, а сила полезного вещества". Вот так же и духовное врачевание происходит не от букв Божественного слова, а от силы Христовой, Коим это слово было обращено к людям». Источником благодати является Бог. А как мы для себя открываем Бога? Мы не можем обойтись без Его слова. Это в древности, когда многие не владели грамотой, перед ними была закрыта возможность читать Божественное слово. Сейчас каждый может это делать. Когда мы открываем Евангелие, — верующие или неверующие, воцерковленные или те, кто вообще ничего не знает о христианстве, — то для того чтобы понять смысл Божественного слова, нам нужно на мгновение представить, что это не слова человеческие, это не обычная книга, изданная в типографии, — это Сам Бог обращается к нам Своими словами, это Божественное слово. И если эта мысль посетит нас хотя бы на мгновение, она изменит наше отношение к тексту.
Хорошо известно, что многие люди, особенно далекие от Церкви, открывают Евангелие просто как один из старинных древних источников, читают его так же, как читают другие древние тексты. Евангелие критикуют, задают вопросы, с чем-то соглашаются, с чем-то нет, словно дискутируя с автором, предполагая, что это просто человек, как бы его ни звали: Матфей, Марк, Лука, Иоанн, или, как многие считают, за этими именами скрывается кто-то другой. Евангелие воспринимается не как слово Божие, а как один из источников информации — в таком случае никакого врачевства души от чтения Божественных писаний не будет. Но для того чтобы нам через слово явился Автор, чтобы через слово Евангельское мы встретились со Христом, нам нужно понять хотя бы на мгновение, что с нами говорит Бог и что слова эти имеют конкретное отношение к каждому, кто их читает. Не просто ко всем и ни к кому конкретно, а лично к тебе, человеку, открывшему эту книгу. Читай и помни, что Бог с тобой говорит. И как только это сознание становится достаточно отчетливым, то первое, что возникает в душе, — это желание обратиться к Автору этих слов и сказать Ему нечто очень важное о себе, о своей жизни, о своих проблемах. Нередко человек, которого вдруг охватывает непреодолимое желание сказать что-то Автору, откладывает текст, и в этот момент происходит то, что мы называем молитвой. А молитва устанавливает живую связь между человеком и Богом.
В этом смысле Симеон Новый Богослов и учит нас, что Божественные словеса как буквы, то есть как обычный текст, к которому люди относятся как к любому другому, не могут спасти человека, не могут уврачевать душу, не могут стать реальной помощью. А вот живой Христос, Который через эти буквы, через эти тексты, через эти слова вдруг входит в нашу жизнь и с Которым мы устанавливаем молитвенную связь, — Он-то и является источником преображающей нас Божественной благодати.
И если наш разговор с Автором евангельского текста продолжается, то в нас рождается молитва — может быть, неосознанная, самая простая, самая короткая: "Господи, помоги мне. Ты ведь обратился с этими словами к миру и ко мне. Помоги мне ответить на эти слова". Тогда последует очень существенный этап: мы поймем, что не можем так просто обращаться к Богу из-за множества грехов, больших и малых преступлений, которые мы совершаем в мыслях, в словах, в действиях. Из живого общения с Богом возникает потребность сказать Ему о наших грехах, попросить помощи и прощения.
Вот так через соприкосновение со священным текстом рождается молитва, через молитву — покаяние, и человек, хотя бы на какие-то мгновения, обретает опыт, которым он никогда ранее не обладал, — опыт общения с Богом, Который произнес Свое слово для нашего спасения. И всякий раз открывая Евангелие, Новый Завет, мы должны понимать, с Кем мы вступаем в беседу. Получая письмо от большого начальника, мы понимаем, что за этим текстом — государственная власть, высокий авторитет. Но что может сравниться с Божественным авторитетом, с Божественной властью над всем мирозданием и над каждым из нас? Святитель Григорий учил о том, что через внутренний духовный опыт человек обретает удивительную возможность принимать Божественную благодать, ту самую силу, которая преобразует нашу жизнь, которая и совершает дело нашего спасения. И, может быть, сегодня, когда мы совершаем его память, нам нужно принять важное решение — попытаться через евангельский текст, через Божественные слова вступить в более тесное общение с Богом, Который передал нам эти слова ради того, чтобы вслед за ними на нас излилась Его Божественная сила, Божественная благодать, о которой так прекрасно учил своих учеников и учит нас святитель Григорий, архиепископ Фессалонитский.
Я хотел бы всех вас, дорогие мои, поздравить с замечательным событием — с освящением храма Всемилостивого Спаса в Митино. Вспоминаю день, когда мы здесь, на неухоженном пустыре, закладывали камень в основание этого храма, и хотел бы принести большую благодарность настоятелю отцу Григорию, духовенству, благодетелям и всем вам, мои дорогие, которые участвовали в строительстве этого храма. За четыре года все построено и освящено, и не только возведен храм, но и создана замечательная активная православная община, которая занимается многими делами — и образованием, и оказанием благотворительной помощи, и работой с детьми и молодежью, — так, сегодня мы могли слышать замечательное пение детского хора. То есть вокруг храма сложилась реальная, живая современная христианская община, и сколько же людей обретет здесь покой, мир и спасение от житейских треволнений! Пусть Господь всех вас укрепляет, и пусть храм сей действительно будет местом активной церковной жизни, которая бы простиралась далеко за его пределы».
В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал икону святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Во внимание к трудам по строительству храма Всемилостивого Спаса — Патриаршего подворья в Митине Предстоятель Русской Церкви наградил настоятеля храма священника Григория Геронимуса орденом преподобного Серафима Саровского III степени.
Верующим были розданы иконки Всемилостивого Спаса с Патриаршим благословением.
***
Храм Всемилостивого Спаса в Митине возведен в рамках программы строительства православных храмов в российской столице.
Молебны на месте строительства совершались с сентября 2011 г. К празднику Рождества Христова в 2012 года рядом со строительной площадкой был возведен малый деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Последнее богослужение во временном храме было совершено 14 октября 2013 года. В августе 2014 года временный храм был перенесен на ул. Фабрициуса, вл. 33-35, где также строится новый храм.
6 апреля 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня на месте строительства будущего храма. В августе 2013 года полностью завершилось возведение храма Всемилостивого Спаса. 14 августа 2013 года первую Божественную литургию в новом храме совершил архиепископ Егорьевский Марк.
В июне 2014 года в храме был сооружен приставной престол в честь Воскрешения праведного Лазаря.
К началу 2016 года храм, дом причта и земельный участок полностью оформлены и переданы в собственность Патриаршего подворья.
При храме осуществляется молодежная, миссионерская и катехизаторская работа. Приход храма оказывает помощь трем домам престарелых, сотрудничает с общественной организацией многодетных семей района Митино, с центром социальной адаптации людей с ограниченными возможностями «Турмалин». Действуют воскресная школа и детская хоровая студия «Ключ».
Сайт храма: www.hramspasa.ru.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси