С 18 по 24 ноября 2019 года, в дни осенних школьных каникул, при Даниловом монастыре проходила мировоззренческая программа «Дружба и предательство» для участников 7-16 лет. Исследовательский семидневный проект проводился в рамках городского лагеря, организаторами которого выступили педагоги и психологи клуба «Пилигримия» Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи.
Юных участников ожидали увлекательные дискуссии, обмен размышлениями и наблюдениями, творческие проекты и яркие презентации, арт-педагогика, разнообразные подвижные игры на свежем воздухе, включая баскетбол на открытой спортивной площадке Москвы.
Участники клуба «Пилигримия» подготовили и провели интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» с библейской тематикой, а в День матери дети пригласили своих мам на музыкальный вечер.
Центральной частью осенней программы традиционно стала совместная молитва за Божественной литургией в храме Сретения Господня при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи.
Юлия Лагутинская, педагог и методист, один из авторов программы, рассказала о затронутых в ходе прошедшего мероприятия темах:
«Дружба — явление, которое важно для человека на любом этапе его жизни, но никогда так остро эта тема не стоит, как в подростковом возрасте. Возрасте, когда человек, учась понимать себя и других, ищет близкого себе по духу — того, кто поймет, поддержит, кому можно доверить свои мечты, тайны и переживания. Вот тут и выходит на передний план такое понятное и в то же время таинственное слово "друг". Так кто же такой друг? Чем он отличается от всех других? Чего я жду от нашей дружбы и чего именно я жду от моего друга? Это вопрос не праздный, ведь так часто тема дружбы у подростка напрямую связана с темой предательства.
Нередко можно услышать от ребят: "У меня нет друга — он меня предал" или "Я никому не верю — меня предала лучшая подруга". И чаще всего предательство подруги заключалось в том, что она пошла гулять с другой девочкой, а друга — в том, что он рассказал секрет одноклассникам. И если с последним все более-менее ясно ("он обещал молчать"), то с первой ситуацией все не так однозначно, хотя не менее обидно.
Можно ли назвать предательством то, что друг не оправдал моих ожиданий? А если он выдал мою тайну, хотя обещал молчать? А если не обещал, но я думал, что он сам это поймет? А если он не знал, что делает мне больно? Если это просто ошибка? Как отличить ошибку от предательства? Ведь я тоже могу оказаться на его месте и ошибиться, не понять... А предавал ли я? Являюсь ли я сам хорошим другом? А если предавал, то почему? В ответ на предательство другого или ради чего-то большего в жизни? А может, чтобы сохранить свой статус и авторитет в коллективе? Что такое предательство? Это когда я выдаю чужие тайны? Или ложь тоже предательство? Что такое доверие? Кому можно доверять, как это понять? Бывает ли дружба без доверия? Если нет, то как быстро можно начать доверять, а значит, и дружить с человеком? Может ли мое поведение быть причиной того, что меня "предали"? Можно ли прощать предательство или, прощая, ты поощряешь его?
Так много вопросов, на которые мы искали и находили ответы. Все эти вопросы живые, жизненные, выстраданные подростками, которые и попросили нас подготовить эту программу несколько месяцев назад».
Педагоги и психологи Данилова монастыря уже завершают разработку следующей программы для московских школьников. Планируется, что это будет тренинг по целедостижению и целеполаганию, который будет называться «В этом году я впервые» и состоится в выходные декабря 2019 года.