21 апреля 2004 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Российскую академию образования. Состоялась беседа Его Святейшества с Президентом Академии Н.Д. Никандровым, в ходе которой были обсуждены вопросы сотрудничества Русской Православной Церкви с Российской академией образования.
Святейший Патриарх Алексий также принял участие в общем годичном собрании Академии, действительным членом (академиком) которой он является. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся в Актовом зале академии с речью, текст которой ниже приводится полностью:
Уважаемый Президент Российской академии образования Николай Дмитриевич Никандров! Уважаемые члены Президиума, дамы и господа, дорогие братья и сестры!
Я рад возможности поделиться с вами своими мыслями на годичном собрании Российской академии образования.
Думаю, всех нас волнует и заботит будущее нашей страны, мы спрашиваем себя, кто придет на смену нам, старшему поколению. Образование в России всегда находилось на высоком уровне, и сегодня специалисты из нашей страны весьма ценятся за рубежом. Однако я уверен, что образование должно быть тесно связано с воспитанием. Они нераздельны, как два крыла, и их сочетание делает человека Человеком с большой буквы.
Огромную тревогу вызывает рост беспризорности в нашей стране: около миллиона детей в России остались без опеки родителей. Понятно, что после революции, после Гражданской войны появилось много беспризорников, потерявших в этих социальных катаклизмах своих близких. Но если сейчас, в начале XXI века, на улицах наших городов вновь появилось около миллиона маленьких бродяг, причем большинство из них стало беспризорниками при живых родителях, мы должны задуматься о причинах этого явления. Необходимо немедленно принимать меры, чтобы разрешить проблему, которая ставит под удар будущее всей страны.
Воспитание должно совершаться в семьях, в учебных заведениях, но когда воспитание, становление человека проходит в подвалах, на чердаках, в подворотнях, то результатом этого становится распространение среди молодежи наркомании и алкоголизма. Разговаривая с воспитанниками детских домов, я узнал, насколько невыносимые для детей условия часто создаются в семьях, в которых родители подвержены алкоголизму и наркомании и меньше всего заботятся о воспитании своих чад. Несколько дней назад я услышал, сколь огромно в России число матерей, которые не хотят брать на себя бремя воспитания детей и отказываются от младенцев в роддомах.
Но и в благополучных семьях имеются серьезные проблемы с воспитанием детей, потому что средства массовой информации, которые сегодня оказывают огромное влияние на подрастающее поколение, насаждают культ насилия, жестокости, безнравственности. Нас убеждают в том, что жизнь человеческая ничего не стоит. Компьютерные игры, столь популярные среди детей, с малых лет приучают их мысли о том, что убийство — это вполне обычная вещь. А когда мы слышим, что подростки, даже девочки, зверски расправляются со своими сверстниками, нас это ужасает, мы не можем понять, откуда в них эта жестокость.
Некоторые считают, что воспитание не имеет прямого отношения к образованию, но я уверен, что для того, чтобы вырастить достойных граждан нашей страны, которые любили бы свою Родину, знали ее историю, которые бы были патриотами России, мы должны дополнить образование воспитанием.
В 1970-е годы в Колонном зале Дома Союзов на одной из миротворческих конференций выступил писатель Константин Симонов. Он начал свое выступление вопросом: нужно ли через 20 лет после окончания Великой Отечественной войны писать и говорить о ней? И, отвечая на свой вопрос, сказал, что необходимо помнить об этой войне, ибо рассказы о мужестве нашего народа имеют огромное воспитательное значение для будущих поколений. И сейчас знание истории страны, память о подвигах нашего народа необходимо прививать подрастающему поколению.
На одном из собраний, посвященных 700-летию со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского, мэр Москвы Ю.М. Лужков рассказал, как однажды он подошел к группе школьников, которые стояли возле памятника маршалу Жукову, и спросил их, знают ли они, кто такой был Даниил Московский. Никто не знал этого. Тогда он спросил, кто такой Димитрий Донской. Ответа также не было. А на вопрос, знают ли они, кто такой Иван Калита, один из ребят сказал, что это был человек, которых носил сумку и собирал деньги. Вот какое представление у сегодняшних школьников о тех, кто основал Русь, кто собирал вокруг Москвы славянские земли, распространял пределы России от края и до края света, кто полагал свои силы для того, чтобы наша страна стала великой державой.
В настоящее время поднят, в том числе и на уровне Президента России, вопрос, касающийся содержания школьных учебников по истории Отечества. 70 учебников получили гриф Министерства образования, однако эти пособия по-разному трактуют нашу историю, зачастую противореча друг другу. Президент России В.В. Путин приводил в качестве примера один из учебников, согласно которому было бы лучше, если бы фашисты победили, а мы проиграли бы в Великой Отечественной войне. Думаю, это является свидетельством полного отсутствия патриотизма, отсутствия любви к Родине у авторов данного пособия. Я очень рад решению о подготовке нескольких учебных пособий по этому предмету, в которых правильно трактовались бы события истории нашего государства.
В течение последних лет мы регулярно ставим вопрос о том, чтобы факультативно, с согласия учеников и их родителей, ввести в школах преподавание предмета «Основы православной культуры». Нам часто говорят: «Мы не допустим преподавания в школах «Закона Божия». Но «Основы православной культуры» — это не «Закон Божий», а культурологический предмет, в рамках которого учащиеся смогут узнать о тысячелетней культуре нашего народа. Уверен, что каждый сознательный человек должен знать историю своей культуры и гордиться ею.
И, тем не менее, мы встречаем противодействие в этом вопросе. Например, нам говорят, что введение такого предмета обидит мусульман. Но если мусульмане живут в России, среди русского народа, воспитанного в православной традиции, они должны знать основы православной культуры, точно так же, как православные, проживающие в местах компактного расселения мусульман, должны знать историю и основы исламской культуры. И это уже делается в Татарстане. Точно так же образованный человек должен знать основы культуры буддизма и иудаизма, тоже являющихся традиционными религиями России. Знание основ своей культуры делает человека культурным, помогает узнать и понять историю своей земли. Иначе мы станем Иванами, не помнящими родства.
Встречаясь с новым министром образования и науки А.А. Фурсенко, я нашел понимание в вопросе о том, чтобы вне сетки программы, в рамках факультатива, ввести в школах культурологический предмет, знакомящий детей с основами православной культуры, которая на протяжении более чем тысячи лет остается основой созидания России.
Не следует стесняться говорить о православных корнях нашей страны. Почему сегодня при принятии Европейской конституции в Преамбуле этого документа не желают упомянуть, в основном по требованию Франции, о христианских основах европейской культуры? Отчасти такая позиция является следствием значительного присутствия мусульман во Франции, но, тем не менее, полагаю, было бы неправильным и неразумным игнорировать тот факт, что европейская культура имеет христианские корни.
Церкви, государству и обществу следует объединить усилия не только в области образования, но и в сфере воспитания, чтобы противостоять негативному воздействию средств массовой информации, которые зачастую воспитывают подрастающее поколение в духе негативизма, пропагандируя без каких-либо ограничений со стороны государства жестокость, насилие и безнравственность. Интернет также потенциально представляет опасность для детей и подростков, поскольку может служить как познавательным целям, так и использоваться для развращения молодежи.
Я хотел бы привести несколько примеров, показывающих, как Православная Церковь занимается воспитанием тех, кто лишены родительского тепла и ласки. Некоторое время назад Церкви был передан бездействовавший в течение многих лет пионерский лагерь в 12 километрах от Троице-Сергиевой Лавры в деревне Топорково. На территории бывшего лагеря мы организовали приют для мальчиков. Были оборудованы спортивные сооружения, средняя школа, храм, жилой корпус и четыре цеха: столярный, слесарный, керамический и пошивочный, — чтобы дети из этого приюта получали не только образование, но и профессию, которая могла бы их прокормить. Между прочим, как это ни неожиданно, многие из мальчиков — воспитанников приюта хотят работать именно в пошивочном цехе.
Данный пример свидетельствует о том, что, организуя православные приюты и детские дома, мы не ставим себе целью подготовку монахов или священнослужителей, но стремимся в первую очередь воспитать достойных граждан страны.
В Малоярославце при женском монастыре существует большой приют для девочек из семей, в которых родители страдают алкоголизмом или наркоманией. Среди воспитанниц есть и такие, кто сами когда-то пробовали наркотики. Глядя на этих девочек, убеждаешься, что такие дети не потеряны для страны, для общества, для будущего. Подобные примеры не единичны. Таким образом, Церковь вносит свой вклад будущее страны.
Уверен, что необходимо объединить наши усилия по воспитанию подрастающего поколения, ибо именно от него зависит будущее России.
Я рад встретиться с людьми, которые посвятили свою жизнь образованию молодежи. Во всем мире славятся наши ученые, но нужно, чтобы подрастающее поколение и впредь получало хорошее образование, чтобы наши дети были воспитанными, знали свою историю, были патриотами.
Нередко приходится слышать, как наши сограждане говорят о России: «эта страна». Меня это коробит. Понятно, что данное выражение является калькой англоязычного фразеологизма, однако для соотечественников, объединенных общей любовью к России, гораздо естественнее говорить о своем Отечестве как о «нашей стране». Мы должны чувствовать ответственность за свою страну, гражданами, сынами и дочерьми которой мы являемся.
Я от души желаю Российской академии образования благословенных успехов в том деле, которое она осуществляет, руководя процессом образования в России. Однако не следует забывать и о воспитании. Еще раз скажу: только в том случае, если будем сочетать образование и воспитание, мы сможем вырастить достойных граждан нашей страны, которые знают свою историю, любят свое Отечество и готовы ему служить.
Благословенных успехов всем вам в деле образования и воспитания грядущих поколений!