Патриарх (видео), Патриарх (новости)

«Слово пастыря». Выпуск от 12 ноября 2016 года

В очередном выпуске авторской программы «Слово пастыря», вышедшем в эфир 12 ноября 2016 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл размышляет о роли русского языка и литературы в жизни современного общества.

Доброе утро, дорогие телезрители!

В адрес нашей передачи поступил такой вопрос: «Скажите, пожалуйста, почему Вы согласились возглавить Общество русской словесности? В чем, с Вашей точки зрения, опасность небрежения к русскому языку, его искажения? Как Вы считаете, может ли это Общество помочь исправить ситуацию?» Этот вопрос задает Смоленкова Алла Георгиевна из Санкт-Петербурга. И близкий по содержанию вопрос, поступивший от Татьяны Сергеевны Белых из города Казани: «Ваше Святейшество! В нашем обществе не утихает дискуссия об образовании. В ней принимает участие Церковь. Скажите, пожалуйста, какие вещи вызывают наибольшую обеспокоенность у нашего духовенства и у Вас лично?»

Что касается моего участия в работе Общества русской словесности, то оно связано с предложением главы государства. Владимир Владимирович Путин отметил, что было бы неплохо это общество возглавить Патриарху.

Повестка дня Патриарха очень специфическая, откликаться на все предложения физически невозможно, и поэтому ее формирование связано в первую очередь с тем, как Патриарх понимает приоритеты в своей деятельности.

После долгих размышлений я принял приглашение Владимира Владимировича и возглавил Общество русской словесности. Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, я скажу и о причинах, которые побудили меня заняться этим делом, напрямую как бы не относящимся к церковному служению. На самом деле все, что сегодня происходит в области образования, культуры, языка, имеет отношение к духовному миру человека. Давайте вспомним (те, кто может вспоминать уже достаточно давно минувшие годы), какие предметы даже в советское время могли влиять на духовное состояние учащегося, на формирование его мировоззрения. Я не говорю сейчас об идеологизированных предметах, — речь идет о предметах, которые всегда входили в школьную программу.

Несомненно, это в первую очередь литература. Почему? Потому что, знакомясь с образцами литературы, особенно классической, учащиеся входили в сферу, связанную с мировоззренческим выбором, с отношением личности к добру и злу. Классическая русская литература формировала нравственный облик человека. Например, идея самопожертвования была представлена не только в русской классической, но даже и в советской литературе. Образ человека, который готов пожертвовать собой ради других, — это же христианский образ! К этому Господь призывает каждого из нас — чтобы мы жили не только ради себя (потому что иначе человек существовать не может), но иодновременно ради других.

Если соотнести это с современной системой ценностей, которые навязываются людям через массовую культуру, — разве здесь есть место подвигу и жертве? Нет, здесь другие ценности и другие призывы: зарабатывать больше, потреблять больше, быть успешным, быть сильным, побеждать врага, даже если он твой родственник, знакомый, друг.

Литература формировала и сегодня формирует духовный, нравственный облик человека. Если литература не преподается в школе, то как молодой человек разберется в сложностях человеческих отношений? Как он обретет критерии для определения того, что хорошо, а что плохо? Ведь на уроке математики эти идеи вам никто не передаст. Технические предметы связаны с другими сферами человеческого бытия. А вот литература — это предмет, который развивает мысль и воспитывает личность.

Но ведь идеи и мысли передаются с помощью языка! А когда язык деградирует, это отражается, в том числе, и на содержании речи. Сегодня образчики разговорного языка представлены в социальных сетях. У меня нет времени в них погружаться, но время от времени заглядывать приходится. По большей части страшное впечатление! Это не русский язык, это тяжело даже охарактеризовать. Люди потеряли вкус к языку, к грамотной речи. Используются жаргонные слова, иностранные заимствования или просто тарабарщина, и все это обрушивается на молодых, формируя их языковую культуру, ведь именно молодежь, в первую очередь, сидит в социальных сетях день и ночь.

Иногда приходится смотреть выступления молодых людей по телевидению. Я удивлен тем, что люди, часто не владеющие английским языком, говорят с английскими интонациями. Почему? А потому что кто-то приучил их к этим интонациям. Мне приходилось встречаться за рубежом с представителями старой эмиграции, которые выехали из России в результате революционных событий. Как бережно они относились к русскому языку, прекрасно владея не одним иностранным языком! И никаких английских интонаций — все было четко в соответствии с правилами русской грамматики, фонетики, лексики.

Почему же люди XX и XXI века так разрушают свой язык, засоряя его ненужными иностранными словами, которые вдруг становятся модными? Почему? Откуда эта мода? Несомненно, отсутствие серьезной языковой подготовки в школе, отсутствие знания литературы нравственно обезоруживает нашу молодежь. А если под видом литературы нашим школьникам, молодым людям будут предлагать произведения, которые разрушают духовно-нравственную традицию народа, то будет утрачено не только понимание русской культуры — мы в нравственном отношении потеряем молодое поколение.

Все эти проблемы носят принципиальный характер. Речь идет действительно о нравственном и культурном воспитании молодежи. Ведь литературные произведения формируют в сознании читающих художественный образ. Сегодня молодежь смотрит в основном фильмы или постановки, в которых видимый образ уже создан режиссером и актерами, без какого-либо участия со стороны зрителя. А когда вы читаете художественную литературу, вы сами создаете этот образ, — вы со-трудник, соработник, соучастник творческого процесса, который сам по себе обогащает личность.

Ребенок не способен создавать художественный образ. Именно поэтому дети значительно легче воспринимают звуковое воздействие и видимый образ. А когда человек становится взрослым, у него появляется способность самому создавать художественный образ. Чтение и изучение художественной литературы и призвано развивать эту замечательную способность человеческой личности.

Трудно сказать, что будет с грядущими поколениями, если не произойдут очень серьезные изменения в преподавании русского языка и литературы в нашей школе. Поэтому Общество русской словесности будет в первую очередь заниматься этими вопросами, хотя и многими другими, не буду их сейчас перечислять. Уже сформирована программа, в формировании которой участвовали наши лучшие слависты, филологи, педагоги, родительское сообщество. Очень надеюсь, что в результате этой работы во взаимодействии с Министерством образования Российской Федерации, Академией педагогических наук, другими профильными учреждениями мы сможем возродить лучшее, что было в нашей школе в области преподавания языка и литературы, и это лучшее развить применительно к потребностям сегодняшнего дня.

На этом я заканчиваю нашу передачу. Она, может быть, не относилась напрямую к теме «Слово пастыря», но вопросы образования и духовной культуры связаны с главной заботой Церкви о спасении человека, потому что культура оказывает огромное влияние на внутренний духовный мир как молодежи, так и зрелых людей. Надеюсь, добрые изменения в области преподавания русского языка и литературы будут содействовать улучшению и воспитательной функции нашей школы.

На этом я заканчиваю нашу передачу. Пусть Божие благословение пребывает со всеми вами, и до новых встреч.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси