Северо-Западное викариатство (новости), Строительство храмов (новости)

Согласован эскизный проект храма Воздвижения Креста Господня в Митине

Руководитель архитектурного отдела Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата протоиерей Андрей Юревич согласовал эскизный проект храмового комплекса с храмом Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Митине.

Главный архитектор проекта — кандидат архитектуры А.И. Зусик. Ведущий архитектор — И.М. Литвинов. При участии архитектора С.И. Пономаренко.

Утвержденному эскизу предшествовало пять вариантов. При создании проекта архитекторы столкнулись с рядом непростых условий. На площадке уже построено здание воскресной школы, которое необходимо было соединить с проектируемым храмом и гармонично вписать в композицию церковного комплекса. Участок, отведенный под строительство, имеет большие ограничения: над ним проходит линия ЛЭП, что почти вполовину уменьшает территорию под застройку. С другой стороны участка, под землей, идет магистраль газа высокого давления. Таким образом, остается около 20 соток, на которых можно строить. При этом конфигурация оставшегося участка имеет форму остроконечного треугольника.

«Храм Крестовоздвиженский, — рассказал А.И. Зусик, — и нам хотелось найти образное решение, соответствующее этой теме. Прототипом образного решения храмового комплекса послужили архитектурные формы русских церквей ХVI-XVII веков, отличающиеся особенным богатством и красотой. Храм решен пятиглавым с шатровым венчанием, позволяющим достигнуть пирамидальности общей массы здания, его устремленности в небо. Использование в композиции храма шатрового пятиглавия создаст максимально живописный силуэт храмового комплекса и сделает его главной градостроительной доминантой окружающей застройки. Ярусность, ступенчатость основной массы здания храма олицетворяет холм-Голгофу, над которой воздвигнут Крест Господень. Этот композиционный прием подчеркнут ярусностью кровли, в плане имеющую форму креста. Основной объем здания храма покоится на стилобате и опоясан террасой-гульбищем для проведения крестного хода. Стилобат соединяет храм со зданием воскресной школы».

Композиционный прием «шатрового пятиглавия» впервые применен в храме, возведенном в Петергофе в начале ХХ века архитектором Николаем Султановым. Это был придворный храм Петергофского дворца. Николай Султанов, ученый, архитектор, ратовал за возвращение к истокам русской архитектуры.

Перекрытие зала храма решено без опор — единым пространством, которое охватывают две пары арок, пересекающихся между собой в зените свода и несущих центральный восьмиугольный шатер храма. В каждой грани у его основания располагаются окна, которые призваны освящать центральное пространство храма. Световые потоки будут попадать в зал храма так же через окна восьмериков малых шатров. Свет из двух малых шатров направлен на иконостас и солею. Получается достаточно необычный и декоративный интерьер.

Подобный купол из парных арок развивал в своем творчестве великий русский архитектор Василий Косяков, который известен как автор Кронштадтского собора. Он же автор замечательного храма Успения Пресвятой Богородицы на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге.

Архитекторы соединили здания Крестовоздвиженского храма и воскресной школы, увенчанной колокольней, единым стилобатом. На нем покоится храм: паперть, молельный зал, алтарь. В стилобате размещены крестильня, трапезная, помещения универсального зала и т.п.

По проекту создан многофункциональный храмовый комплекс, в котором с удобством разместятся и классы воскресной школы, и помещения для развития социальной деятельности, работы с молодежью, и др. Таким образом, строение отвечает всем современным требованием центра православной культуры.

Пресс-служба ФХУ