Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Центральное викариатство (новости)

Святейший Патриарх Кирилл освятил храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках (Аланское подворье) и возглавил хиротонию архимандрита Петра (Прутяну) во епископа Кафского

 

27 ноября 2022 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках (Аланское подворье) г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме. В 2022 году проходят мероприятия, посвященные 1100-летию Крещения Аланского государства. 12-13 ноября с.г. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Первосвятительский визит во Владикавказскую епархию.

За Литургией в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках состоялась хиротония архимандрита Петра (Прутяну) во епископа Кафского, викария Патриаршего экзарха Западной Европы.

Перед началом Литургии были освящены три престола храма после реставрации: центральный — в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый — в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, левый — в честь великомученика Димитрия Солунского.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископ Корсунский и Западноевропейский Нестор, Патриарший экзарх Западной Европы; архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Олег Егоров, благочинный храмов Покровского округа г. Москвы, настоятель храма преподобного Василия исповедника — Патриаршего подворья у Рогожской Заставы г. Москвы; иерей Вячеслав Джейранов, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках (Аланского подворья); протоиерей Иоанн Гербовецкий, благочинный Португальского округа Испанско-Португальской епархии; священник Марин Гузун, клирик Покровского собора г. Гатчины (Гатчинская епархия Санкт-Петербургской митрополии); духовенство г. Москвы.

В храме присутствовали: председатель Либерально-демократической партии России, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе ФС РФ, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Л.Э. Слуцкий; председатель Правительства Южной Осетии К.Х. Джуссоев; заместитель председателя Правительства Республики Северная Осетия — Алания — полномочный представитель Республики Северная Осетия — Алания при Президенте РФ И.А. Барсков; Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Южная Осетия в Российской Федерации З.Н. Гассиев; заместитель председателя Правительства Республики Южная Осетия, министр экономического развития Республики Южная Осетия Д.М. Тадтаев; благотворители, строители и благоукрасители храма.

На телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru осуществлялась прямая трансляция Патриаршего богослужения.

Богослужебные песнопения исполнили хор храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках под управлением чтеца Артемия Кравченко и братский хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).

Апостольское чтение и молитва «Отче наш» прозвучали на осетинском языке.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла, на основании решения Священного Синода Русской Православной Церкви от 13 октября 2022 года (журнал № 96), в связи с назначением Патриаршим экзархом Западной Европы архиепископ Корсунский и Западноевропейский Нестор был возведен в сан митрополита.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.

За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан пресвитера диакона Александра Константинова, клирика храма бессребреников Космы и Дамиана в Шубине.

Проповедь перед причастием произнес иерей Анатолий Копалкин, клирик подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Андроникова монастыря.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Кафского Петра на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Петр!

Святой Дух, виновник спасения всех людей, через возложение рук архипастырей прикоснулся ныне Своим дуновением и к твоему сердцу, и к твоему разуму, к естеству твоему, и возвысил, окрылил и укрепил (антифон степенный, 6-й глас) тебя для дальнейшего служения Церкви Православной в сане епископа, дабы вслед за апостолами ты с еще бóльшей ревностью распространял благоухание познания о Христе (2 Кор. 2:14), как об этом ярко говорит апостол Павел.

Подобно сыну мудрому, который слушает наставление отца (Притч. 13:1), внемли и ты словам Патриарха. Обращаю их к тебе не только по долгу Предстоятеля, но и руководствуясь попечением о доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15).

Милостью Господней и трудами многих усердных работников Виноградника Христова в последнее время как на всем каноническом пространстве Московского Патриархата, так и по всему миру восстанавливаются и строятся наши храмы, созидаются литургические общины, развивается молодежная и просветительская деятельность, организуется системная помощь страждущим и нуждающимся. Обо всем этом и тебе надлежит заботиться на месте твоего служения, потому что все перечисленное стало органической частью церковного служения наравне с другими деланиями, бывшими ранее. Но все эти служения формируются, осуществляются и напояются Божественной благодатью тогда, когда в центре церковной жизни — Святая Евхаристия. Тебе необходимо прилагать усилия не только ради устроения внешнего благолепия Церкви и укрепления ее общественных позиций. Сегодня, как, впрочем, и во все времена, важно стремиться к тому, чтобы быть для людей примером исполнения евангельских заповедей. Кому, как не епископу, надлежит быть образцом для верных (1 Тим. 4:12) и первому стараться восходить на гору добродетелей, покорив которую, человек способен явить окружающим благословенные плоды Духа Святого: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5:22)!

Неслучайно именно любовь апостол Павел ставит во главу угла, ибо, по мудрому изречению святого Иеронима Стридонского, из любви рождаются все блага, а без нее прочие добродетели не считаются добродетелями (Толкование на Послание к Галатам). Нет любви — и все остальное перестает быть добродетелью, то есть делом угодным Богу.Молюсь Вседержителю, дабы сия важнейшая добродетель была средоточием и твоего архиерейского служения.

Преподобный Паисий Святогорец, один из самых известных подвижников современности, не без основания говорил, что люди более всего ждут от пастыря двух вещей: во-первых, чтобы он был не сребролюбив и имел любовь (Слова. Т. 1. С болью и любовью о современном человеке). А посему, как человек Божий, убегай сребролюбия, которое есть корень всех зол (1 Тим. 6:10-11). Именно так: если в центре жизни человека — деньги, то не может быть настоящей любви. Как огня, бойся и неразрывно связанных со сребролюбием гордости и превозношения, которые суть главнейшие враги истинного служителя. Того, кто должен быть кроток и смирен сердцем, как свидетельствует Евангелие (Мф. 11:29).

Твое епископское делание будет проходить в непростых внешних условиях, в которых, полагаю, весьма востребованным будет и твой опыт несения разнообразных церковных послушаний, преподавательской и научной работы вкупе со знанием иностранных языков. Промыслом Божиим тебе указано быть помощником Преосвященному Нестору в духовном окормлении православных верующих, проживающих в странах Западной Европы.

Сегодня, когда весь мир переживает трудный период своего бытия, многие люди были вынуждены покинуть свою историческую Родину в силу неблагоприятных политических и экономических обстоятельств, уехали в чужие края и, конечно,нуждаются в особом внимании и утешении. Стремись быть, по слову апостола, всем для всех, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9:22). Старайся поддерживать народ Божий в различных скорбях и обстояниях, чтобы, чувствуя твою любовь и заботу, люди осознавали, что Церковь — это реальная духовная сила, объединяющая взыскующих спасения вне зависимости от национальности и личных политических предпочтений, это место, где человек обретает подлинное единство в Духе Святом, в Котором нет ни эллина, ни иудея, но всяческая и во всех Христос (Кол. 3:11).

Будь ко всем приветливым, учительным, незлобивым (2 Тим. 2:24) и стремись к тому, чтобы, как говорит святитель Григорий Двоеслов, ковчег твоего сердца был наполнен добрым расположением (Перед очами Божиими). Всеми силами старайся исполнять призыв Христа Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Искренне желаю тебе, дабы, по слову апостола Павла, успех твой для всех был очевиден (1 Тим. 4:15).

А посему, делая твердым свое звание и избрание (2 Пет. 1:10), не ослабевай в молитвенном делании и совершении Божественных служб. Никогда не забывай о том, что епископ — это прежде всего предстоятель литургической общины. Как бы ни были обширны твои заботы, нет ничего важнее принесения Бескровной Жертвы благодарения. В странах с инославным окружением, где православные верующие не столь многочисленны, потребность в совместной молитве и даже простом человеческом общении ощущается особенно остро, знаю это по своему собственному опыту. Делай все от тебя зависящее, чтобы каждый приход был по-настоящему дружной семьей, где каждый готов оказать поддержку ближнему.

Пусть же сей жезл, видимый знак архиерейского достоинства, будет тебе неизменным напоминанием о высоте и ответственности вверенного тебе служения. Прими его и, воздав хвалу Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе (2 Кор. 2:14), преподай благословение верным, молившимся ныне вместе с нами о том, чтобы Господь, снитием Утешителя Духа священных учеников соделавый честными сосудами, показал и тебя приятелищем Своего пришествия, как мы просим об этом Господа в молитве ко Святому Причащению. И да будет благословение Божие на твоем архипастырском служении во славу Церкви и во спасение людей. Аминь».

По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках иерей Вячеслав Джейранов приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству икону великомученика Георгия Победоносца с надписями на осетинском языке.

Святейший Патриарх обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

За сегодняшней Божественной литургией нам было предложено евангельское чтение про милосердного самарянина (Лк. 10:25-37). Все, наверное, хорошо знают этот евангельский рассказ, но я кратко напомню его содержание. Некий человек, видимо, достаточно состоятельный, путешествовал, на него напали разбойники, ограбили, избили и бросили еле живым. Это было в южной части Палестины. Места, где это произошло, достаточно пустынные — горы, песок, камни, и можно себе представить, как ни в чем не повинный человек, ставший жертвой разбойничьего налета, лежал, истекая кровью. Мимо проходил священник иерусалимского храма, видел этого человека, но даже не подошел к нему и пошел дальше. Потом по той же дороге шел левит (это примерно то же, что сегодня диакон в нашей церкви, церковный служитель). Посмотрел, не мог не посмотреть, ведь любопытство — это всегда достаточно сильное чувство; но не подошел.

А потом проезжал на осле или на лошади самарянин, то есть человек, который не принадлежал к иудейскому народу. Тот, кто попался разбойникам, был иудеем, а отношения между самарянами и иудеями были очень и очень напряженными — иудеи с самарянами не общались. Хотя и те, и другие верили в Ветхий Завет и в пророков, однако были некие особенности в вероучении, ввиду которых никакого общения между самарянами и иудеями не было. Но самарянин подошел к несчастному иудею, на которого напали разбойники, и стал оказывать ему помощь. В первую очередь надо было дезинфицировать раны, а единственным средством дезинфекции тогда было вино. Конечно, у самарянина было в запасе вино, поскольку он путешествовал, и он возлил вино на раны. А для того чтобы снять гематомы, синяки, надо было умягчить ткань, и для этого самарянин использовал масло, елей, растирая им тело несчастного. Казалось бы, достаточно, но нет, самарянин берет его с собой, привозит в селение, помещает в гостиницу, платит деньги хозяину и говорит: "Позаботься об этом человеке, а если что истратишь сверх, то я возмещу твои затраты, когда буду возвращаться".

И Господь спрашивает: "Скажи, а кто был ближним для этого человека?" Ему отвечают: "Тот, кто сотворил ему милость". Но ведь тот, кто сотворил милость, не был единоплеменником, а был из вражеского племени, он был самарянин! Что же это означало в тех исторических условиях? Это было невероятное заявление! Невозможно было услышать ни от одного иудея, чтобы самарянин, представитель враждебного племени, мог быть ближним для иудея. Но Господь говорит: тот, кто сделал тебе добро, — он и есть ближний.

Как же мы можем применить мудрость этого евангельского повествования к нашей жизни? Ведь и мы часто как бы выбираем себе ближних. Есть родственники, братья, сестры, муж, жена — это понятно, это по родству, ну, а дальше как? А дальше мы уже сами избираем себе ближних и нередко хотим, чтобы эти ближние были влиятельными, состоятельными, даже начальствующими. Мы стараемся заручиться их поддержкой, войти в доверие, чтобы от этой близости что-то получить — продвижение по службе, увеличение зарплаты, какое-то другое поощрение. Мы выбираем себе ближнего, который нам нужен, который может для нас что-то сделать. Но Господь этой притчей, этим повествованием учит нас тому, что критерий выбора ближнего не должен быть меркантильным. Вступая в общение с человеком, никогда не нужно спрашивать себя: а что он может для меня сделать? а стоит ли с ним дружить? а стоит ли его в дом приглашать? (И если ответ такой: да вряд ли что-то может, — то, конечно, и в дом не приглашать, и не дружить.)

Господь обращается сегодня к тем, кто таким образом выбирает себе друзей, знакомых, составляет компании, стремясь к своей собственной выгоде, надеясь через круг нужных знакомств непременно что-то получить. Но в таких людях невозможно найти ближних. Почему? Потому что ближний — тот, кто делает тебе добро не ради грядущих заслуг, не ради денег, а по движению сердца своего.

Очень важно использовать этот критерий, когда мы устанавливаем дружеские отношения с людьми. Нужно спрашивать себя, что я могу сделать для этого человека — не ожидая от него никакой награды, никаких преференций; и если я могу что-то сделать, надо это сделать. Именно добро соединяет людей, ведь добро и делает знакомого человека другом. Друг познается в беде, гласит пословица. А что такое "познается в беде»? Это значит даже в трудных, опасных обстоятельствах друг не останавливается перед тем, чтобы делать добро. Именно добро есть маркер дружбы, бескорыстная способность делать доброе друг другу. И это не что иное, как закон жизни, который очень легко тестировать на наших отношениях и с ближними, и с дальними.

Скажу очень прямолинейно: какую женщину муж называет хорошей женой? Ту, которая заботится о нем, которая любит его. А кого женщина назовет хорошим мужем? Того, кто заботится о ней, кто отдает себя. Получение от кого-то добра и есть движущая сила, которая приводит в действие особые чувства, когда мы друг в друге опознаём друзей или, еще важнее, мужа и жену, которые по заповеди Божией должны быть единой плотью (см. Быт. 2:24). Но эта единая плоть очень быстро может разорваться, и не останется никакого единства, если супруги не будут поддерживать друг друга доброделанием. Не только подарочками, хотя и это неплохо, но добрыми делами по отношению друг к другу. Любовь всегда должна поддерживаться добрыми делами. Как вера без добрых дел мертва (см. Иак. 2:20), так и любовь мертва без добрых дел.

Всему этому мы научены сегодняшней дивной евангельской вестью, совершенно особенным повествованием, которое дает нам в руки ключи от нашего счастья. Наверное, нам больше и знать ничего не надо. Делай человеку добро вне зависимости от того, получишь ли ты такой же ответ или не получишь. Сделай совершение добра неким важным ориентиром своей жизни, и тогда ты точно будешь счастливым человеком. Мы счастливы пропорционально тому, сколько добра мы делаем людям.

И вот еще о чем здесь нужно сказать. И священник, и левит, которые прошли мимо несчастного, не были бедными людьми. Они не были богачами, но жили неплохо. Вот и человек, который помог, самарянин, тоже не был нищим. Ведь он не только помог путнику справиться с этим шоком, с этой скорбью, но и привел в гостиницу, заплатил за него, обещав хозяину вернуть издержанное сверх того. Значит, были деньги и у самарянина. Так вот, самая важная заповедь, которую мы должны усвоить, некий закон жизни: чем больше мы даем, тем больше получаем. А иногда Господь испытывает нас: мы дали — и ничего не получили. Снова дали — ничего не получили. Правильно! Мы ведь не в магазине и не на рынке: дал денежки — получил товар. Нет, не так. Мы отдаем, не ожидая немедленного ответа от Господа, Который на нас изольет Свою благодать, успех и здоровье. Мы просто делаем добро, потому что мы так Богом научены. Но, в конце концов, за нашу милость к другим Господь нам воздаст, и воздаст так, что для нас будет очевидно, почему в какой-то момент жизни, когда все повисло на волоске, когда вдруг все разрушилось, появился тот, кто протянул мне руку помощи. А эта рука будет рукой Божией — в ответ на ту милость, которую ты сделал для ближних своих.

Вот если мы таким образом, бескорыстно будем стараться делать добро, то вся наша жизнь изменится. Изменятся межличностные отношения, общественные отношения, и не надо будет выдумывать никаких коммунизмов, никаких счастливых общественных систем, которые никогда не могу реализоваться, потому что идеальная жизнь не может быть установлена при сохранении человеческого греха, а потому все эти сказки так и остались сказками. Но что может быть? Может быть реальное умножение добра и через это умножение добра — обретение счастья, мира, благополучия и любви.

Всему этому мы научены сегодня, мои дорогие, словом Божием, и постараемся делать добро. Опять-таки, не для того чтобы кто-то увидел, не для того чтобы кто-то похвалил, а просто для того чтобы самим быть счастливыми. И да поможет нам Господь жить именно так, по Его закону, который, кроме благополучия в земной жизни, дарует нам и жизнь вечную в Царствии Божием. Аминь».

В дар новоосвященному храму Предстоятель передал икону Святой Троицы.

Затем Святейший Владыка вручил церковные награды. Во внимание к трудам по реставрации храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках наград Русской Православной Церкви были удостоены:

  • благочинный храмов Покровского округа протоиерей Олег Егоров — ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
  • настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках иерей Вячеслав Джейранов — ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
  • генеральный директор ООО «Строительно-реставрационная компания "Практика"» Р.В. Кравченко — медали ордена святого благоверного князя Даниила Московского;
  • генеральный директор АО «Инвестиционная компания "Мета"» Д.В. Логвинов — ордена благоверного князя Даниила Московского III степени;
  • заместитель руководителя Департамента культурного наследия г. Москвы Ю.А. Логинова — медали ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской.

***

Деревянная церковь Рождества Богородицы на Кулишках (на Стрелке) упоминается в 1547 году. Она стояла у места сбора русского войска перед походом на Куликово поле. Нынешнее здание Рождественской церкви в стиле зрелого классицизма строилось в 1803-1804 годах. Храм закрыли в начале 30-х годов XX века. В 1991 году храм передали Русской Православной Церкви, с 1992 года в нем возобновились богослужения и началась реставрация. В 1996 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия в храме организовано Аланское (осетинское) подворье в Москве. Перед крыльцом храма в 2010 году установлен памятник, посвященный жертвам теракта в Беслане.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси