30 декабря 2018 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Всех преподобных отцев Киево-Печерских — Патриаршего подворья в Старых Черемушках г. Москвы (Андреевское благочиние Юго-Западного викариатства) и Божественную литургию в новоосвященном храме.
Его Святейшеству сослужили: архиепископ Сингапурский и Юго-восточно-азиатский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря, управляющий Юго-Западным московским викариатством; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального монастыря; протоиерей Николай Карасев, благочинный Андреевского округа, настоятель храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках г. Москвы; протоиерей Андрей Марущак, клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; священник Алексий Петухов, настоятель храма Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках г. Москвы; столичное духовенство.
За богослужением молились благотворители, строители и прихожане храма.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках (регент А.Н. Кузнецова).
На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.
На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по строительству храма Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках иерей Алексий Петухов был удостоен права ношения палицы.
На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.
После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.
За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви рукоположил диакона Святoслава Волковинского, клирика храма святых страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине г. Москвы, в сан пресвитера.
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Дионисий Лобов, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне г. Москвы, преподаватель кафедры теологии Московского государственного лингвистического университета.
По окончании богослужения настоятель храма священник Алексий Петухов приветствовал Святейшего Владыку. Отец Алексий рассказал о строительстве храма и о духовной связи прихода с Киево-Печерской лаврой, а также о письме, которое было направлено приходом наместнику Лавры митрополиту Вышгородскому и Чернобыльскому Павлу в поддержку Украинской Православной Церкви.
Также отец Алексий напомнил, что 9 апреля 2018 года, в понедельник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и мэр Москвы С.С. Собянин во время посещения фестиваля «Пасхальный дар» в российской столице собрали части резных колонн на внутренних наличниках и тем самым внесли свой личный вклад в строительство храма Всех преподобных отцов Киево-Печерских в Старых Черемушках. В тот день мэр Москвы передал храму сертификат на оплату работ по изготовлению резных наличников.
Настоятель храма передал в дар Его Святейшеству икону с изображением преподобных Антония и Феодосия Печерских и преподобного Сергия Радонежского.
Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшнее воскресенье на языке церковного устава именуется Неделей праотцев. Что это за праотцы? О ком идет речь? Праотцы — это все те святые люди, которые, начиная с самой глубокой древности, предшествовали Господу и Спасителю, Мессии, а многие из них о Нем проповедовали. Они жили в языческом окружении, но даже в недрах избранного народа эти святые мужи за свою проповедь нередко расплачивались собственной жизнью. Потому что они возвещали те самые идеи, которые затем были ярко представлены в Новом Завете, но с трудом воспринимались ветхозаветным сознанием.
Вот поэтому мы и вспоминаем святых праотцев — тех, кто задолго до Рождества Христа Спасителя предвозвещал Его пришествие в мир. Не только потому, что они верили в обетование, которое было дано Адаму в раю, — что Семя Жены сотрет главу змия, то есть придет Некто, Кто разрушит власть диавола в роде человеческом (см. Быт. 3:15). Но еще и потому, что они жизнью своей предвосхищали появление нового образа жизни, в основе которого — великие заповеди, принесенные роду человеческому Господом и Спасителем.
Святые праотцы принадлежали к разным сословиям. Среди них были цари, пророки, люди, умудренные опытом, имевшие очень большой авторитет в избранном народе. Мы знаем, что избранный народ первоначально возглавляли харизматические духовные вожди, которым на смену пришли цари. Древние израильтяне решили, что именно царь как светский владыка, сосредоточив в своих руках и законодательную, и исполнительную, и судебную, и военную власть, сможет обеспечить победу своего народа над врагами. Долгое время у израильтян такого лидера не было, — они верили, что ими управляет Бог, как управлял Он их предками, выведя из Египта и сохранив в море окружавшего идолопоклонства. Но слабость веры привела к тому, что в какой-то момент древние израильтяне отказались от того, чтобы Бог ими управлял. Правление, известное в истории как теократия, то есть управление Богом через духоносных мужей, именуемых судьями, сменилось установлением царской власти. И когда к последнему судье, пророку Самуилу, израильтяне обратились с просьбой поставить царя, Господь сказал Самуилу: «не тебя они отвергли, но отвергли Меня» (1 Цар. 8:7).
Эта история может научить многому и нас, современных людей. Конечно, речь идет не о государственном строе или светском характере государства, — все эти вопросы давно решены и, с тем или иным успехом, реализуются в истории человечества. Но главный принцип, который был включен в жизнь рода человеческого Самим Богом, не должен уходить ни из жизни тех, кто облечен властью, ни из нашей с вами жизни. Никто не должен сказать про нынешнее поколение православных людей, что они от Бога отказались. Тысячелетия отделяют нас с вами от пророка Самуила, но его слова должны запечатлеться в наших умах и сердцах. И каждый из нас должен задавать себе этот ключевой вопрос: «Не предаю ли я своего Господа и Спасителя, своего подлинного Царя и Правителя? Не отказываюсь ли я от Него? Не отдаю ли душу иной силе, чаще всего темной, которая заступает на место светлой силы?»
Наша верность Господу не предполагает сегодня никаких политических обязательств. Церковь не является политической организацией, она отделена от государства, но она объединяет единомышленников, она объединяет народ Божий, в задачу которого входит хранение веры так, как хранил ее Древний Израиль, как хранили ее судьи, как хранили ее пророки, как хранили ее святые праотцы. Через библейские тексты, через богослужебные песнопения то, что было в глубочайшей древности, оживает в нашем религиозном сознании, потому что святые праотцы и для нас, людей современных, остаются авторитетами, духовными вождями, примерами в жизни.
Пусть Господь каждому из нас помогает сопротивляться греховным обстоятельствам жизни так, как сопротивлялись древние, с той лишь разницей, что древние жили до пришествия в мир Христа Спасителя, а мы — после. Древние опирались на мудрость и на свою человеческую силу, а мы можем опираться и на мудрость, и на силу, а если силы нет, то и на слабость свою, потому что подлинной силой, которая помогает христианину спасаться, является сила благодати Божией, дарованная нам и по молитвам праотцев, и по искупительной жертве Самого Господа и Спасителя нашего, через сошествие Духа Святого на апостолов, ставших последователями праотцев и проповедавших Единого Бога, в Троице покланяемого, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь».
Передавая в дар храму Иверский образ Божией Матери, Святейший Владыка, в частности, отметил: «Я благодарю вас, отец настоятель, за добрые слова, которые вы произнесли. Обычно я не освящаю временные храмы. Но когда я познакомился со строительством этого храма, и особенно после моего посещения, о котором вы напомнили, я подумал, что такой временный храм нужно непременно освятить для того, чтобы этим освящением подчеркнуть важность тех трудов, которые были положены вами, приходской общиной, зде пребывающей, по организации церковной жизни. А строительство этого храма было важным этапом в организации этой жизни. Но, как вы уже сказали, я хотел бы особенно это подчеркнуть, наше самое главное торжество впереди — когда будет построен основной храм. И я хотел бы в том числе и через посещение сегодня этого временного храма подчеркнуть мое особое отношение к строительству храма здесь, в этом районе, на этой земле, где живут очень многие православные люди. Пусть Господь помогает вам одновременно со строительством развивать и все приходские служения, которые сегодня необходимо развивать, чтобы современные люди узнавали о Православии больше, умом и сердцем принимали ту великую весть о Христе, которую через Православную Церковь мы несем своим современникам».
«Еще раз сердечно благодарю вас, мои дорогие, за ваши усилия по созиданию этого Божиего храма и призываю не расслабляться, а устремляться к еще более возвышенной цели — построению нового большого каменного храма на этой земле. Пусть Господь хранит приход сей и пусть Господь дает вам силы и в вере укрепляться, и в духовной жизни возрастать, чтобы приносить тот плод, к которому нас Господь призывает — плод мира, любви, долготерпения, всего того, что изменяет жизнь человека к лучшему. Храни вас Господь», — напутствовал Святейший Патриарх Кирилл прихожан.
По благословению Его Святейшества и во внимание к помощи в строительстве храма Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках г. Москвы церковные награды были также вручены:
- Патриаршая грамота — клирику храма Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках г. Москвы иерею Антонию Фуксу, заместителю главы управы Академического района г. Москвы по вопросам строительства, торговли и услуг Г.В. Токанову, генеральному директору ООО «Энергодиагностика» С.В. Власову, генеральному директору АО «Джи Ар Менеджмент» К.П. Каричеву, заместителю генерального директора строительной компании «СК Альянс» М.В. Васянину;
- медаль преподобного Андрея Иконописца — иконописцу храма Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках г. Москвы В.К. Зволинской;
- медаль «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви» — коммерческому директору ООО «ДИЕТА-Н» А.В. Зацепину, руководителю хозяйственной службы храма Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках г. Москвы Е.А. Курочке, директору воскресной школы храма Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках г. Москвы С.С. Щербининой, регенту, преподавателю храма Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках г. Москвы Н.С. Румановой.
***
Строительство храмового комплекса Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках осуществляется в рамках Программы строительства православных храмов в г. Москве. Подворье учреждено Патриаршим указом от 28 ноября 2012 года. 9 июля 2013 года Патриаршим указом настоятелем строящегося храма был назначен священник Алексий Петухов, клирик храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках г. Москвы.
С 9 по 12 октября 2013 года состоялась паломническая поездка группы прихожан строящегося храма в Киево-Печерскую лавру. В стенах Лавры была заказана и написана для храма Свенская-Печерская икона Божией Матери. Освящение иконы совершил наместник Лавры митрополит Павел 13 декабря 2013 года.
Строительство храмового комплекса Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках началось в конце 2013 года. По возведении временной часовни, в которой с начала 2014 года начали совершаться постоянные молебны, в марте 2014 года было начато строительство временного деревянного храма в честь Всех преподобных отцев Киево-Печерских. 12 сентября 2018 года получено разрешение на ввод храма в эксплуатацию.
Храм Всех преподобных отцев Киево-Печерских на 150 прихожан состоит из прямоугольного здания трапезной части с алтарем и соединенного переходом здания часовни входной группы, в которой располагается церковная лавка. На мансардном этаже тыльной части храма располагается колокольня.
В 2014-2015 годах силами прихода при участии управы Академического района и префектуры ЮЗАО г. Москвы были выполнены основные работы по строительству деревянного храма.
На солее храма установлено декоративное ограждение. Пол алтаря выложен мрамором, пол трапезной части плиткой с декоративными элементами. В 2015 году установлен четырехъярусный резной деревянный иконостас. Каркас иконостаса выполнен специалистами Владимирских реставрационных мастерских.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси