23 декабря 2018 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Казанской иконы Божией Матери в Узком (Параскево-Пятницкое благочиние Юго-Западного викариатства г. Москвы) и Божественную литургию в новоосвященном храме.
Его Святейшеству сослужили: архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря, управляющий Юго-Западным московским викариатством; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Петр (Поляков), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Узком; протоиерей Анатолий Кожа, благочинный Параскево-Пятницкого округа, настоятель храма вмц. Параскевы Пятницы в Качалове г. Москвы; протоиерей Димитрий Толкачев, духовник Юго-Западного викариатства, клирик храма Казанской иконы Божией Матери в Узком; архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе — московского подворья Оптиной пустыни; протоиерей Андрей Марущак, клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; столичное духовенство.
На богослужении присутствовал первый заместитель председателя Московской областной Думы Н.Ю. Чаплин.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма Казанской иконы Божией Матери в Узком (регент А.Д. Пигарь).
На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.
На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.
После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.
За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Максима Абда, клирика храма Всех святых, Патриаршего подворья во Всехсвятском г. Москвы, в сан пресвитера.
Проповедь перед причастием произнес священник Димитрий Сорокин, клирик храма Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке г. Москвы.
По окончании богослужения архимандрит Петр (Поляков) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству список Казанской иконы Божией Матери — копию чудотворного образа, находящегося в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня Евангельское чтение (Лк. 17:12-19) посвящено теме благодарения. В небольшом отрывке рассказывается о неблагодарных прокаженных, которые не пришли воздать хвалу Богу после того, как Спаситель их исцелил. Лишь один иноплеменник, самарянин, совершил это важнейшее деяние — пред лицом Господа и Спасителя, исцелившего его, возблагодарил Бога за великую милость.
Тема благодарения очень важна. В Ветхом Завете часто встречаются такое слово, как «хвала». Хвала Богу — это синоним благодарения Богу. А В Новом Завете слово «благодарение» используется десятки раз, в том же смысле, в каком в Ветхом Завете говорится о прославлении Бога. «Отче, прославь Меня у Тебя Самого славою, — говорит Спаситель в последнем слове перед Гефсиманскими мучениями, — и Сын Твой прославит Тебя» (см. Ин. 17:1, 5). Но ведь Христос знал, о чем говорит. Какое же прославление, кроме страданий, поношений, креста, которые Он должен был претерпеть? Он должен был принести жертву, — но эта жертва была прославлением Бога Отца.
Совершенно неслучайно главное богослужение Церкви называется Евхаристией, — потому что мы совершаем ее в воспоминание жертвы благодарения, которую Бог принял от Своего Сына и Спасителя нашего. То была действительно жертва искупления и одновременно жертва благодарения, жертва хвалы Богу. Именно так Церковь всегда воспринимала Голгофскую жертву. Именно поэтому воспоминание об этой жертве стало центральным богослужением христианской общины. И всякий раз, когда мы совершаем Божественную литургию, когда мы совершаем Евхаристию, мы прославляем Господа за все то, что от творения мира и до сего дня было совершено силой Божией для спасения рода человеческого.
Очень важно осознать, что благодарение является существенной частью религиозной жизни. Без благодарения Богу цепь, соединяющая человека с Богом, не замыкается. Нельзя только получать от Бога то, что мы у Него просим. Тогда эта цепь работала бы только в одном направлении — от Бога к человеку. Но ведь само слово «религия» в переводе с латинского означает «связь», а связь не может быть односторонней. Связь всегда требует ответа. И этим ответом на Божественные благодеяния, на исполнение Богом наших молитв является наше благодарение, которое мы как Церковь совершаем в воспоминание Жертвы, принесенной Господом и Спасителем, и которое каждый из нас должен совершать в своей личной молитве.
Когда мы приходим в храм, то, наверное, в первую очередь думаем о своих проблемах, о своих скорбях. Часто их действительно очень много, и в первую очередь мы просим Господа: «Помоги, облегчи, сними крест, дай силы, исцели». И ведь Господь так часто отвечает на нашу молитву! Но хватает ли у нас времени и сил для того, чтобы возблагодарить Господа за все то, что Он нам дает? За нашу жизнь, за наше здоровье? Ведь даже если мы не вполне здоровы, но у нас есть силы, чтобы двигаться, общаться друг с другом, работать, — уже за все это нужно благодарить Господа, как и за каждый прожитый день, ведь каждый день есть день благости Божией.
Поэтому благодарение является существенной характеристикой религиозной жизни человека. Исходя из этого, каждый из нас может замерить уровень своей религиозности. Спросите себя, какой объем в ваших молитвах занимает благодарение Богу, и вы сразу определите уровень своей религиозности, уровень своей веры. Человек с горячей верой в первую очередь благодарит Бога, благодарит непрестанно за каждый прожитый день, за то, что он видит и слышит, за возможность трудиться, за своих родных и близких, за своих друзей, за тех, с кем он идет по жизни. Он благодарит Бога за мир на земле, благодарит за свежий воздух и чистую воду, за то, что у него есть, что вкусить, чтобы поддержать свои силы. Верующий человек в первую очередь благодарит Бога и в свете этого благодарения испрашивает у Господа благословения и помощи на свою жизнь и на свои дела. Именно так жили святые угодники. Главным элементом их внутренней духовной жизни было благодарение Господу, в лучах которого осуществлялись и все иные прошения, потому что именно божественные лучи благодати приносят от Бога ту силу, которая преобразует нашу жизнь и через которую Бог отвечает на наши молитвы.
Сегодняшний день и сегодняшнее евангельское чтение очень и очень важны для нас. Во-первых, чтобы мы могли, как я только что сказал, замерить уровень своей веры, своей религиозности. А если мы поймем, что этот уровень не очень высок, то, может быть, отныне будем начинать день с благодарения Господу за себя, за своих родных и близких, за народ, за страну, за мир, за тишину — за то, чем мы наслаждаемся, даже не отдавая себе отчет в том, сколь велика во всем этом милость Божия. И запомним навсегда, что именно благодарение Богу является главным показателем нашей веры и нашей надежды на Него.
Возблагодарим Господа за все Его дивные дела, и с этой благодарностью сердечной пойдем по жизни, дабы благодарение Богу приближало наши молитвы к Нему и в ответ на эти молитвы Господь давал нам все необходимое — о чем мы Его просим и на что мы надеемся. Аминь».
«Я внимательно прочитал все то, что касается начала возрождения здесь церковной жизни. И хотел бы поблагодарить всех тех, кто стал бороться за этот храм начиная с 1990 года. Не знаю, присутствуют ли здесь эти люди, но я благодарю всех — и тех, кто сейчас здесь, и тех, кого нет, и тех, кто, может быть, уже ушел от нас. Открытие храма стало результатом реального подвига людей, и в память об этом подвиге, о большой и трудной борьбе, о длинном пути, который пришлось пройти приходу, я бы хотел вручить для сего святого храма старинный образ Божией Матери со святыми апостолами. Поздравляю всех вас с праздником!» — сказал Святейший Патриарх Кирилл, передавая в дар новоосвященному храму Иверскую икону Божией Матери с изображениями четырех евангелистов.
Затем состоялось вручение церковных наград.
Во внимание к трудам по восстановлению храма Казанской иконы Божией Матери в Узком г. Москвы настоятель храма архимандрит Петр (Поляков) был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени.
Во внимание к помощи в восстановлении храма Казанской иконы Божией Матери в Узком г. Москвы президент Медицинской корпорации RHANA Е.А. Диброва была награждена орденом преподобной Евфросинии Московской III степени.
Во внимание к помощи в восстановлении храма Казанской иконы Божией Матери в Узком г. Москвы заместитель генерального директора ООО «Амирал» С.В. Лапшин был награжден орденом преподобного Андрея Иконописца III степени.
Во внимание к помощи в восстановлении храма Казанской иконы Божией Матери в Узком г. Москвы Л.А. Серастанова была награждена медалью преподобной Евфросинии Московской.
«Еще раз всех вас, мои дорогие, поздравляю с этим торжественным днем, с великим освящением храма. Пусть благословение Божие пребывает над всем приходом, над отцом настоятелем, над духовенством, помогая вам развивать все необходимые служения, которыми должна сопровождаться жизнь современного московского прихода. Совершая богослужения, мы творим великое и самое основное дело. Но вокруг этого дела должны развиваться и образовательные программы, и служение милосердия, и все то, что претворяет нашу веру в реальные добрые дела. Храни вас всех Господь, и Матерь Божия пусть покрывает вас Своим небесным и спасительным Покровом. С праздником!» — напутствовал Святейший Патриарх Кирилл духовенство и верующих Казанского прихода.
***
Церковь в честь Казанской Иконы Божией Матери, что в усадьбе «Узкое», города Москвы построена в 1698 году боярином Тихоном Никитичем Стрешневым. Этот храм является прекрасным образцом усадебной архитектуры в стиле московского «нарышкинского» барокко.
По преданию, со звонницы храма император Наполеон наблюдал за отступающей французской армией в 1812 году.
На протяжении двух столетий храм в честь Казанской иконы Божией Матери был центром духовной жизни усадьбы «Узкое», владельцами которой в разные годы являлись князья Голицыны, Гагарины, Стрешневы, Оболенские, Нееловы, Толстые.
Последним владельцем усадьбы «Узкое» был Петр Николаевич Трубецкой, получивший имение в 1890 году в наследство от своей тетки Софии Васильевны Толстой.
Храм был закрыт в 1928 году. В советское время в здании храма размещались книги, которые числились на балансе Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) Академии наук, изъятые в разные годы из научного и культурного обращения. Среди них русский антиквариат, архивы и книги репрессированных писателей, редчайшие памятники церковно-богослужебной литературы, трофейные немецкие библиотеки и архивы, вывезенные из Германии в конце войны.
В 1990 году группа православных христиан, испросив благословение Священноначалия Русской Православной Церкви, стала ходатайствовать о передаче храма православной общине; на тот момент храм находился на территории академического санатория «Узкое».
25 ноября 1990 года было проведено учредительное приходское собрание и избран приходской совет. С этого дня приход получил права юридического лица.
В течение полутора лет, с августа 1990 по февраль 1992 года, прихожане не имели возможности войти в храм, по всем законам принадлежащий общине.
По праздникам община собирались для молитвы у запертых церковных дверей. На улице перед Казанской иконой Божией Матери стали регулярно служить молебны, в арендованном помещении бывшего клуба проводили водосвятия, крестили.
Постепенно стала налаживаться приходская жизнь. На первом же приходском собрании было решено создать детский церковный хор.
Богослужения в храме возобновились в день Святой Пасхи 1992 года. В результате скоординированных усилий храм был освобожден от книг и очищен от многолетнего мусора. Все прихожане трудились для того, чтобы успеть привести храм в порядок к празднику Святой Пасхи. В Великую Субботу храм был освящен малым чином. С этого момента в храме стали совершаться регулярные богослужения.
В сентябре 1994 года по инициативе Святейшего Патриарха Алексия и мэра Москвы Ю.М. Лужкова был учрежден Общественный наблюдательный совет по воссозданию храма.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси