Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Центральное викариатство (новости)

Святейший Патриарх Кирилл возглавил встречу Феодоровской иконы Божией Матери и совершил Литургию перед чудотворным образом в Храме Христа Спасителя

14 мая 2023 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

По прибытии в храм Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Филарета Московского.

Перед началом Литургии состоялась торжественная встреча чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, которая по благословению Его Святейшества была принесена в Храм Христа Спасителя из Богоявленско-Анастасииного монастыря г. Костромы. Святыня принесена духовенством Костромской епархии во главе с митрополитом Костромским и Нерехтским Ферапонтом.

Предстоятель Русской Церкви вышел к западным вратам Храма Христа Спасителя, куда прибыл автомобиль с чудотворным образом. Святейший Владыка приложился к иконе, которую несли священнослужители Костромской епархии. Затем икона была установлена в центре храма. Во встрече святыни приняли участие представители костромской и московской дружин Организации российских юных разведчиков.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриарха, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Серафим (Зализницкий); митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; митрополит Елисей (Иванов); митрополит Иосиф (Масленников); митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт; митрополит Иоанн (Рощин); архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома; архиепископ Люберецкий и Подольский Аксий; епископ Гурий (Шалимов); епископ Раменский Иринарх, председатель Синодального отдела по тюремному служению; епископ Серпуховской Роман; епископ Нектарий (Фролов); епископ Верейский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай; епископ Зарайский Константин; епископ Павлово-Посадский Силуан, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Наро-Фоминский Парамон; епископ Галичский и Макарьевский Алексий; епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; епископ Игнатий (Григорьев); епископ Озерский Порфирий; епископ Луховицкий Евфимий, председатель Синодального миссионерского отдела; епископ Звенигородский Кирилл, ректор Московской духовной академии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Валерий Бунтеев, секретарь Костромской епархии, настоятель храма святителя Иоанна Златоуста г. Костромы; протоиерей Виталий Шастин, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Костромской епархии, настоятель Илиинского храма г. Костромы; протоиерей Игорь Шашков, благочинный 2-го церковного округа Костромской епархии, настоятель храма мчч. Александра и Антонины г. Костромы; иерей Георгий Омельченко, руководитель молодежного отдела Костромской епархии, настоятель храма Воскресения Христова на Дебре г. Костромы; наместники ставропигиальных монастырей, благочинные и духовенство г. Москвы.

На богослужении присутствовали: председатель Либерально-демократической партии России, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе ФС РФ, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Л.Э. Слуцкий; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, президент  Межпарламентской  ассамблеи Православия С.А. Гаврилов; заместитель губернатора Костромской области М.Ш. Хасанов; депутат Государственной Думы ФС РФ от Костромской области А.В. Ситников; руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы В.И. Сучков; член президиума Российской академии художеств, член Центрального совета Российского военно-исторического общества, член Патриаршего совета по культуре народный художник РФ В.И. Нестеренко; художественный руководитель Русского духовного театра «Глас» заслуженный деятель культуры Российской Федерации Н.С. Астахов; члены делегации Костромской области.

В храме молились заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря игумения Иулиания (Каледа), игумении женских монастырей, скауты Организации российских юных разведчиков, православная молодежь, многочисленные паломники и прихожане.

Песнопения Литургии исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).

Литургия транслировалась в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси.

Проповедь перед причастием произнес иерей Николай Вахромеев, клирик храма Троицы Живоначальной на Шаболовке г. Москвы.

По окончании Литургии руководитель Патриаршей службы протокола протоиерей Андрей Бондаренко огласил Патриаршее послание по случаю торжественного принесения чудотворного образа Феодоровской иконы Божией Матери из Костромы в Москву.

Затем перед чудотворной святыней было совершено молебное пение.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Этот воскресный день посвящен встрече Спасителя с самарянкой — евангельскому событию, которое в себе несет много духовных смыслов (Ин. 4:5-42). Многим хорошо известно, что самаряне с иудеями не общались, как и в Евангелии сказано, да и в истории это запечатлено. Два племени были разделены не только культурными отличиями, но у них были, говоря современным языком, очень глубокие богословские расхождения. Самаряне не признавали Иерусалимский храм, они не считали возможным молиться в нем и, отказавшись посещать Иерусалим, молились рядом со своим местом проживания, на высокой горе Гаризим. Там они соорудили жертвенник и возносили молитвы Единому Богу, и расхождение между двумя племенами было настолько глубоким, что положило непреодолимое препятствие для всякого общения.

И можно себе представить удивление самарянской женщины, когда Спаситель, а Он был иудей, заговорил с ней. Она тут же напоминает Ему, что иудеи с самарянами не общаются: зачем же Ты заговорил со мной? Но Господь рассказывает о ее жизни, о том, сколько раз она была замужем, и о том, так ли уж благочестиво она жила. И женщина, пораженная совершенно необъяснимым для нее откровением, поняла, что перед ней Божий человек, и сразу же спросила о том, что более всего волновало самарян: где нам следует молиться — в Иерусалиме, как иудеи, или на нашей горе Гаризим? Господь отвечает, что иудеи правы и молиться надо в Иерусалимском храме, но настанет время, когда ни в Иерусалиме, ни на горе Гаризим не будут молиться, но подлинные поклонники будут возносить молитву Господу в духе и истине.

Трудно сказать, насколько уразумела эти слова самарянка, но они запечатлены в Евангелии и дошли до нас. Для нас эти слова открывают очень многое. Что такое поклоняться в духе? Очень часто про того или другого человека говорят: он действует в духе, и далее называется какое-то авторитетное имя — учителя, вождя, руководителя. Человек, действующий в духе кого-то, продолжает его дело, осуществляет его заветы, его учение. Ну, а что такое истина? Сложнейший вопрос, над которым бились в то время языческие умы и не могли ответить, потому что было много мудрых философов, и у каждого из них — своя школа, каждый настаивал на том, что только он носитель мудрости и истины.

Слова Спасителя, конечно, поразили самарянку, но ведь в этих словах заключалась абсолютная божественная правда: наступит время, когда ни на горе Гаризим, ни в Иерусалиме не будут молиться, считая, что молитва только в этих местах достигает Бога. Отныне подлинные поклонники будут поклоняться в духе и истине. В духе, то есть будут продолжать дело своего Учителя, ведь когда говорят "он действует в духе", предполагают, что он продолжает чье-то дело. Значит, Господь сказал, что подлинные поклонники будут продолжать Его дело, но, кроме того, сказал и о том, что именно у этих поклонников будет возможность обладать истиной.

Этими последователями Господа были святые апостолы, затем служение апостольское восприняла Церковь, и мы с вами, люди, отделенные от тех событий двумя тысячелетиями, и есть те, в отношении которых Господь дал такое обетование: будут поклоняться в духе и истине.

Но знаем, как на протяжении веков люди отказывались поклоняться в духе и истине. Во-первых, увлекаясь разного рода учениями, философскими взглядами, которые напрочь перечеркивали всякую веру, которые создавали иллюзию непререкаемой истины. В это верили, этому служили, за это боролись, и сколько крови было пролито, в том числе и в нашей многострадальной стране! Но проходит время, и самые, казалось бы, непоколебимые человеческие учения исчезают. Кто-то продолжает в них верить, кто-то продолжает делать то, что заповедали учителя прошлого, но истины в том, что является частным мнением, быть не может. Кто-то верит, а кто-то не верит, кто-то признает, а кто-то не признает. Но истина, о которой сказал Господь, действительно живет. Истина правильного богопочитания, того самого богопочитания, которое открывает людям Царство Небесное. И наследницей этого Божественного промышления является Святая Церковь, Церковь-мученица и исповедница.

Когда мы говорим «Церковь», мы имеем в виду не только духовенство, но и всех верующих, и святых, и грешников, которые через покаяние, через святые таинства желают обрести спасение и идут по трудному пути его обретения. Кто-то спасается, кто-то погибает, но это Церковь, которая еще в глубокой древности была названа Церковью воинствующей. Воинствующей с грехом, воинствующей с ложными идеями, с лживыми идеалами, могущими погубить человеческую душу. Церковь со смирением проносит через тысячелетия свое служение, и если кто-то из иерархов, богословов отступает от православной веры, то Церковь никогда не отступала и не отступает. И не может отступить, потому что в ней живет и действует Святой Дух.

Сегодня у дела Божиего, у того дела, которое Господь вручил Своим последователям, действительно много препятствий, и мы знаем, как время от времени появляются лжеучителя, как пытаются увести мысль человека, с тем чтобы она не связывала идеал жизни с Господом и Спасителем. Но, тем не менее, мы можем и должны исповедовать, что Божественная истина реально присутствует в роде человеческом — через то послание, которое Господь вручил Церкви Своей, то послание, которое Церковь, получив от Христа, передает всему роду человеческому.

И дай Бог, чтобы эта миссия Церкви никогда не пресекалась, чтобы никакие лжеучения, никакие ложные идеалы не сбивали людей с единственного правильного и спасительного пути — того, о котором так кратко и очень символически сказал Господь в беседе с самарянкой: настанет время, когда люди будут поклоняться не в Иерусалиме и не на горе сей, а в духе и истине. Дай Бог, чтобы и мы с вами стали такими поклоняющимися Господу людьми — в духе, то есть продолжателями Его заповедей. Но нельзя принимать веру Христову и не делать добрых дел. Нельзя называть себя православным христианином и не отвечать на призыв Господа, не совершать то, что обязан совершать православный христианин. А ведь истина, которая действительно живет и действует в Церкви Божией, которая, являясь огромной силой, преодолела всевозможные искушения и интеллектуальные соблазны двухтысячелетней истории, тоже с нами.

А что требуется от нас? От нас требуется пребывать в этой истине, сохранять веру в Господа и Спасителя и делать все то, к чему Господь нас призвал. Тогда мы будем подлинными поклонниками и учениками Спасителя, которым не нужно молиться ни в Иерусалиме, ни на горе Гаризим, но, пребывая в Церкви Божией, мы будем обретать реальную связь с Учителем и Спасителем нашим Господом Иисусом Христом. И да хранит Господь веру православную в народе нашем, да укрепляет Он единство нашей Святой Церкви, да вдохновляет народ наш на добрые дела. Аминь».

Во внимание к вкладу в сохранение традиционных ценностей в обществе и в связи с 80-летием со дня рождения художественный руководитель Русского духовного театра «Глас» Н.С. Астахов был награжден орденом благоверного князя Даниила Московского II степени.

Участники богослужения поклонились чудотворной иконе. Верующим были вручены иконки Божией Матери «Феодоровская» с Патриаршим благословением.

Доступ верующих к иконе в Храме Христа Спасителя будет открыт ежедневно с 15 по 27 мая с 8.00 до 21.00. В период пребывания иконы в Москве перед чудотворным образом духовенством Московской епархии, Московской митрополии и ставропигиальных монастырей ежедневно будут совершаться молебные пения с чтением акафиста.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси