Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Центральное викариатство (новости)

В день памяти равноапостольного князя Владимира Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

 

28 июля 2020 года, в день памяти равноапостольного великого князя Владимира, день церковно-государственного праздника Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся 24-29 июня 2008 года в Москве, в память о Крещении Руси постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 15/28 июля «совершать богослужение по уставу великого праздника, воздавая должную честь крестителю Руси». В России, Украине и Белоруссии день святого князя Владимира был включен в число государственных памятных дат, отмечаемых общественными празднованиями. Торжества проходят во всех епархиях Русской Православной Церкви.

По прибытии в Храм Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам святителя Филарета, митрополита Московского.

За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архиепископ Верейский Амвросий, наместник Сретенского ставропигиального монастыря; епископ Видновский Тихон; епископ Дмитровский Феофилакт, и.о. первого заместителя управляющего делами Московской Патриархии, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Серпуховской Роман; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Балашихинский Николай, главный редактор Издательства Московской Патриархии; епископ Зарайский Константин; епископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; епископ Павлово-Посадский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Луховицкий Петр; епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делами молодежи; епископ Бронницкий Фома, первый заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, наместник Донского ставропигиального монастыря; епископ Клинский Стефан, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами; епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального монастыря; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей; архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Патриарха Московского и всея Руси; протоиерей Михаил Егоров, секретарь Московского областного епархиального управления, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца г. Видное Московской области; архимандрит Павел (Кривоногов), наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря; архимандрит Сергий (Воронков), наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря; игумен Евмений (Лагутин), благочинный монастырей Московской областной епархии, настоятель Николо-Берлюковской пустыни с. Авдотьино Ногинского района Московской области; игумен Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря; клирики столичных и подмосковных храмов.

В числе сослужащих были также представители Поместных Православных Церквей: митрополит Филиппопольский Нифон (Антиохийская Православная Церковь); епископ Моравичский Антоний (Сербская Православная Церковь); архимандрит Серафим (Шемятовский) (Православная Церковь Чешских земель и Словакии).

В храме присутствовали: председатель Комитета по международным делам Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий; депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве В.И. Ресин; директор Департамента информации и печати МИД РФ М.В. Захарова; председатель Наблюдательного совета ООД «Россия Православная» М.М. Иванов.

Из числа представителей Русской Православной Церкви за богослужением молились: председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда; заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря игумения Иулиания (Каледа); игумении, насельники и насельницы московских и ставропигиальных монастырей.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).

На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция богослужения.

За Литургией исполнялись праздничные антифоны Дня Крещения Руси, написанные в 1988 году к 1000-летию этого исторического события.

По малом входе прозвучали тропари Крещения Руси и святому равноапостольному великому князю Владимиру.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, составленные к празднику Крещения Руси:

«Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, Твоему благоутробию, Спасе и Владыко наш, Господи, о Твоих благодаяниих, яже излиял еси на землю Русскую от Крещения ея и до ныне, и припадаем, и славословие Тебе, яко Богу, приносим, и умиленно вопием: избави от всех бед люди Твоя и всегда, яко Милостив, исполни во благих прошения наша, прилежно молим Ти ся, услыши и помилуй.

Еще молимся Тебе, Господи Вседержителю, о еже призрети и утвердити виноград сей, егоже насади и сохрани от всех навет вражиих десница Твоя, и во предняя лета даровати наследию Твоему мир и безмятежие, да не умалится и не поколеблется Русь Святая, юже избрал еси в жилище Себе, да славится в ней Трисвятое Имя Твое, рцем вси, Господи, скоро услыши н милостивно помилуй.

Давый заповедь Твою нам, еже любити Тебе, Бога нашего, и ближняго своего, сотвори, да ненависти, вражды, обиды и прочая беззакония прекратятся, истинная же любовь да царствует в сердцах наших, молим Ти ся Спасителю наш, милостивно услыши и скоро помилуй».

На сугубой ектении также были вознесены молитвенные прошения о избавлении от распространения вредоносного поветрия — коронавирусной инфекции.

Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву:

«Всесильный и Превечный Боже наш, Отче Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Сам Сый всему миру Творец, и всея твари промысление и благословение. Иже и владыку Земли Русския, князя Владимира, к свету истинныя веры наставивый, и тем вся страны наши на земле сей сущия, святым Крещением просветивый и сонмом святых, яко пресветлыми звездами, небо Церкви нашея украсивый. Призри ныне милосердым Своим оком на нас смиренных и недостойных рабов Твоих и на благодарственное моление наше за вся благодеяния бывшая в ней от лет древних и до ныне и на ниву Твою, Церковь Русскую и Отечество наше, приносящих Тебе, якоже плод спасительнаго сеяния Слова Твоего, лики святых. Сподоби убо и нас в их вере, любви и единении пребывати, пагубныя разделения и расколы преодолевати, да Дух Твой Благий почиет на нас.

Пробави, Премилосердный Господи, милость Твою ведущим Тя и не познавшим Тебе явлен буди, да от восток солнца до запад вси народи единеми усты и единем сердцем воскликнут Тебе гласом радования:

Слава Тебе Богу, Благодателю, Русь крещением просветившему, во веки веков».

Затем Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

Проповедь перед причастием произнес епископ Истринский Серафим.

По отпусте Божественной литургии из алтаря был вынесен и установлен на центральном аналое ковчег с частицей мощей равноапостольного великого князя Владимира. Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и прочитал молитву Крестителю Руси. Были вознесены молитвы о ныне тезоименитом Президенте России Владимире Владимировиче Путине.

Богослужение завершилось возглашением многолетия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и ныне тезоименитому Президенту страны Владимиру Владимировичу Путину.

Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — с днем памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси. И, как установилась в течение последних десятилетий некая традиция, в этот же день мы празднуем и вспоминаем величайшее событие в истории нашего народа — Крещение Руси.

Святой князь Владимир всем сердцем воспринял новую веру. Если почитать светских историков, то обычно факт крещения князя Владимира в Корсуни обставляется различными политико-идеологическими причинами и предпосылками. Мол, нужно было заручиться мощными союзниками, нужно было постараться войти в культурное пространство Византии, нужно было сделать то-то и то-то, что было бы полезно и для князя Владимира, и для его страны — вот потому он и принял крещение.

Но следует вспомнить, кем был князь Владимир. Он был убежденным язычником, он с языческой верой соединил всю свою жизнь, на его душе десятки загубленных человеческих жизней — измученных, обезглавленных... Кровь соединяет человека с убеждениями, как ничто иное. Давайте посмотрим на историю XX века. Разве кто-то из тех, кто убежденно творил беззаконие, кто убивал других, раскаялся просто так, под влиянием того, что им было предложено нечто взамен их страшного кровавого прошлого? Никто по-настоящему не раскаялся. Посмотрите съемки Нюрнбергского процесса — разве это раскаявшиеся преступники? Они с улыбкой встречали речи обвинителей, они ни в чем не раскаивались, они были убеждены в правоте своего дела.

А князь Владимир? Почему он раскаялся, и под влиянием чего это произошло? Никакого Нюрнбергского процесса над ним не было и быть не могло, никто его ни в чем не обвинял, он мог бы спокойно жить с великой славой могущественного правителя Руси, но он перечеркивает свое прошлое, он отказывается от этой славы, раскаивается сам, без чьей-либо помощи, во всем том, что совершил, и в Корсуни принимает святое крещение. А потом, всем сердцем почувствовав силу благодати Божией, принимает решение крестить весь свой народ, и действительно совершает это удивительное деяние. Казалось бы, все против логики, все против обычаев того времени, все против характера самого князя Владимира, и это первое чудо привело к величайшему изменению в жизни самого князя и всей страны.

И второе Божие чудо. Люди столетиями жили, поклоняясь идолам, языческим богам. Это сейчас мы снисходительно смотрим на все эти изваяния, на изображения деревянного Перуна, — с высоты XXI века, зная всю последующую историю. А если поместить нас в ту атмосферу, когда все поклонялись Перуну, и ведь наверняка какие-нибудь чудеса от него происходили, так что никому и в голову не приходило сомневаться в могуществе русского бога! Перед его изваяниями молились, чтобы одержать победу! А когда возвращались с победой, приносили в жертву Перуну, в том числе, человеческие, живые тела! Какая же была мощная религиозная убежденность! И что происходит? Крестившись, князь почти без реального сопротивления крестит весь народ.

Опять-таки, у светских исследователей той эпохи могут найтись свои человеческие объяснения. Но давайте спросим самих себя: возможно было вот так, в одночасье, круто развернуть всю общественную, политическую жизнь, государственную жизнь и личную жизнь людей так, как это удалось сделать великому князю Владимиру? Конечно, Крещение Руси было великим благодатным Божиим даром, а благодать «немощная врачует и оскудевающая восполняет». И там, где у князя Владимира не хватало, может быть, способности, разумения и власти, сила благодати его вразумляла, укрепляла, и он практически без всякого употребления силы крестил свой народ.

Крещение Руси, выражаясь современным языком, — несомненно революционное событие. Более того, по последствиям его нельзя сравнить ни с какой последующей революцией, потому что Крещение радикально изменило жизнь народа, его культуру, его систему ценностей. Мы знаем, как самая грозная революция начала XX века в нашей стране пыталась изменить систему ценностей, пыталась разрушить веру православную. Но в XXI веке, в возрожденном Храме Христа Спасителя, мы вспоминаем о мечтаниях революционеров с некоей снисходительной улыбкой, потому что ведь у них ничего не получилось, и прекрасно организованная, мощная политическая акция, сопровождавшаяся насилием, не искоренила веры православной из нашего народа.

Действительно, прививка к благодатному телу Вселенской Церкви крещеного русского народа стала величайшей духовной силой, которая, я глубоко убежден, помогает народу нашему проходить через столь сложные перипетии исторического пути, сохранять веру князя Владимира, укрепляться в этой вере и воспитывать в ней следующие поколения нашего народа. Все, что произошло с нами от времен Крещения доныне — это яркий и очень убедительный аргумент в пользу того, что человеческая история совершается не только человеком, не только его разумом, его волей, его силой, но благодать Божия, присутствуя в человеческой истории, не изменяя самой человеческой свободы, таким образом влияет на род человеческий, что вера живет и действует, несмотря на ожесточенную борьбу с ней. Кто только не посягал на нравственные начала человеческой жизни, — и революционеры, и философы-агностики, — кто только не ставил под сомнение «устаревший» нравственный кодекс человеческого общежития, как он представлен в Слове Божием! Сколько было усилий, но ничего не получилось, и каждый живет, в конце концов, по совести, в которой и отображается этот Божественный нравственный кодекс. А если совесть сгорает, тогда Господь порой и силу употребляет, если уж человек не совсем пропащий, чтобы вернуть его на путь истины.

Сегодня мы празднуем событие особого значения, которое не потеряло своего смысла и не потеряло своей силы даже до сегодняшнего дня. Мы все наследники князя Владимира, мы все его ученики. Наша Церковь Русская Православная, мученица и исповедница, кровью своею запечатлевшая верность выбору святого Владимира, и сегодня продолжает со смирением нести свое служение. Но мы очень нуждаемся, каждый из нас в отдельности и все вместе, вся наша Церковь, в помощи свыше. И сегодня особый день, когда мы возносим свои молитвы об Отечестве нашем, о народе нашем, о Церкви нашей, о властях и воинстве, о всем том, что сохраняет нашу национальную жизнь, что оберегает нашу Родину — Россию.

Поздравляю всех вас с этим знаменательным праздником. Молитвами святого благоверного равноапостольного великого князя Владимира да благословит Господь дальнейший исторический путь нашей Родины и дальнейшее историческое движение нашего народа по этому пути. И особая молитва — о том, чтобы верность князю Владимиру, верность избранному им пути, верность вере православной и Церкви Божией не оставляла наш народ. Не дай нам Бог сойти с этого пути, определенного волей князя Владимира, его мудростью и, конечно, Божественным Промыслом. Аминь».

Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды. Их были удостоены:

  • во внимание к многолетним плодотворным трудам во благо развития отношений между Русской и Сербской Православными Церквами и в связи с 50-летием со дня рождения епископ Моравичский Антоний, викарий Святейшего Патриарха Сербского, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла у Яузских Ворот — подворья Сербской Православной Церкви в Москве, — ордена святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, III степени;
  • во внимание к усердным архипастырским трудам, в связи с 15-летием архиерейской хиротонии и 50-летием со дня рождения архиепископ Верейский Амвросий, ректор Сретенской духовной семинарии, наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, — ордена святителя Макария, митрополита Московского, III степени;
  • во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 70-летием со дня рождения епископ Балашихинский Николай, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, главный редактор Издательства Московской Патриархии, — ордена преподобного Серафима Саровского II степени;
  • во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви и в связи с 25-летием трудов в должности настоятельницы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевской обители, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, — ордена равноапостольной княгини Ольги III степени;
  • во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви и в связи с 70-летием со дня рождения игумения Олимпиада (Баранова), настоятельница Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря, — ордена преподобного Сергия Радонежского II степени;
  • во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви и в связи с 60-летием со дня рождения игумения Мария (Солодовникова), настоятельница Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря, — ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, III степени.

«Еще раз всех с праздником, а награжденных — с наградами. Спаси вас всех Господь. Молитвами святого великого и равноапостольного князя Владимира да сохранит Божественный промысл всех нас в вере православной, Отечество наше — в единстве, в солидарности и в безопасности. С праздником!» — сказал в завершение Святейший Владыка.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси