Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Центральное викариатство (новости)

В день памяти святителей Московских Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Никандра (Пилишина) во епископа Наро-Фоминского

 

18 октября 2023 года, в день памяти святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

За Литургией состоялась хиротония архимандрита Никандра (Пилишина), председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, во епископа Наро-Фоминского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

По прибытии в Храм Христа Спасителя Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Филарета, митрополита Московского.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей; митрополит Новгородский и Старорусский Лев; митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения; митрополит Саратовский и Вольский Игнатий; епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай; епископ Зарайский Константин, и.о. Патриаршего экзарха Африки; епископ Павлово-Посадский Силуан, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Псковский и Порховский Арсений; епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; архимандрит Вассиан (Змеев), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме; протоиерей Дионисий Казанцев, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по Московской области; священник Василий Лосев, руководитель Юридической службы Московской митрополии; духовенство г. Москвы и Московской митрополии.

В храме присутствовали: председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин; почетный научный руководитель ФГПУ «Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» Р.И. Илькаев; руководитель секретариата Всемирного русского народного собора С.Ю. Рудов.

Богослужебные песнопения исполнили два хора, сформированные из делегатов III Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви, а также лауреатов и участников Патриаршего международного фестиваля духовной музыки «Свет Христов» под управлением Виталия Соболевского, Елены Кравец, Георгия Сафонова, Александра Майорова, Варвары Волковой, Алексея Пузакова. Международный съезд регентов и певчих проходил в Москве с 16 по 18 октября. В нем приняли участие свыше 600 человек из 52 регионов Российской Федерации, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 октября с.г. (журнал № 92) епископ Псковский и Порховский Арсений, в связи с назначением главой Псковской митрополии, был возведен в сан митрополита.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси.

Проповедь перед причастием произнес иерей Виктор Родин, клирик храма Рождества Христова в Измайлове.

По окончании Литургии Святейший Владыка напутствовал епископа Наро-Фоминского Никандра на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Никандр!

Волею и неизреченным промыслом в Троице славимого Бога ты сподобился ныне принять благодать Духа Утешителя, почившего на тебе по молитвам Святой Церкви чрез возложение на главу твою рук архипастырей — ныне собратьев твоих.

Духом, нисшедшим днесь на тебя, живет и спасается Церковь вот уже два тысячелетия, являясь наследницей и преемницей великих обетований, данных Христом всем Его ученикам. А обетование такое: «Непреложны дары и призвание Божие», как свидетельствует об этом первоверховный апостол Павел (Рим. 11:29). И это действительно так, хотя дары и служения Духа различны (1 Кор. 12:4-5). Что за дар получил ты сегодня и к чему призываешься Господом? Небесный Утешитель сообщил тебе дар архипастырской ответственности за овец словесного стада и за хранение апостольской веры. Сию ответственность пред Творцом тебе надлежит разделить отныне вместе с сонмом епископов нашей Церкви.

Принося Богу монашеские обеты в молодости, ты обещал Ему отдать без остатка всю свою жизнь. Помню горение твоего сердца, когда ты, будучи иподиаконом Патриарха, просил благословить тебя на трудную иноческую стезю. Как тогда, так и сейчас говорю тебе: куда бы ни направил тебя Создатель, по слову апостола, в усердии не ослабевай, духом пламеней, Господу служи (Рим. 12:11), ибо, по слову Спасителя, «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62).

Неслучайно я напоминаю тебе о начале твоего монашеского пути, ибо памятование о прежних делах (Откр. 2:5), как свидетельствует Откровение апостола Иоанна Богослова, совершенных во славу Господа, нередко способно пробудить в человеке ревность по Богу и укрепить при последующих трудностях и испытаниях. Первоначальник иноческого жительства преподобный авва Антоний дает такое отеческое наставление: "Все грехи мерзостны пред Богом, но мерзостнее всех гордость сердца» (Отечник, 30). Слышишь ли, что говорит великий Антоний? Гордое сердце отвратительно Богу, Который гордым противится (Притч. 3:34). Хотя к тебе и будут обращаться «владыка, владыка святый!", воздавая честь архиерейскому сану и дарованной тебе благодати епископства, не мечтай о себе (Рим. 12:16) понапрасну и не дерзай мнить о личной значимости и исключительности. Помни, что Господь призвал тебя к высокому служению не за твои заслуги.

Епископская власть не есть начальство от мира сего. Мы знаем, что «князья народов господствуют над ними и вельможи властвуют ими» (Мф. 20:25), но в Церкви, Которая есть наследие Христово, приобретенное Им Кровию Своею (Деян. 20:28), Бог заповедал иной порядок. В центре архипастырского служения не слава, но крест, и очень скоро ты это почувствуешь, как и каждый, кто ответственно, не думая о своем, но отдавая все силы, служит Господу в архиерейском сане. Не почести и комфорт — но смирение и ежедневный подвиг ради пользы ближних, доколе не изобразится в них Христос (Гал. 4:19). А потому, как верно замечает святитель Иоанн Златоуст, «никто не может быть так способным к принятию власти, как душа любомудрая и умеющая — обрати особенное внимание! — умеющая сострадать» (Толкование на пророка Исайю).

Строгость, неизбежно являемая по долгу начальствующего, никогда не должна преобладать над добротой и христианской любовью. Но и доброта, и христианская любовь никогда не должны перерастать в слабость и прекраснодушие. Упаси тебя Бог поддаться искушениям гордости, тщеславия, гнева и злопамятства. Служение духовной власти требует самоотвержения и полного забвения своего «я», чтобы эта угловатая и резкая буква «я» не ранила, тем более не убивала никого из ближних, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих «Аскетические опытах».

Тебе вверяется весьма сложное, деликатное и ответственное послушание: помогать Патриарху и Священному Синоду осуществлять руководство финансово-хозяйственной сферой церковной жизни — и в этом у тебя уже есть некоторый опыт. Сегодня, когда активно развиваются храмоздательские, социальные, духовно-просветительские, миссионерские программы и прочие направления церковной жизни, необходимо не только рачительно и эффективно использовать имеющиеся средства и возможности, но и стараться привлекать к жертвенному участию в спасительном служении Церкви благочестивых мирян, готовых, по слову Божию, служить Господу имением своим (Лк. 8:3) и уделять по расположению сердца своего (2 Кор. 9:7).

Слава Богу, что за минувшие годы силами многих неравнодушных людей удалось построить и восстановить немало храмов и обителей, в том числе и в Первопрестольном граде, который действительно преобразился за последнее время и украсился десятками православных церквей, где люди могут получить духовное утешение и поддержку, укрепиться в вере и найти нравственную опору. В этом отношении Москва является уникальным примером в мировом масштабе: в наше время, почти апостасийное, когда многие храмы закрываются, в нашей Святой Руси и ее столице храмы строятся, восстанавливаются и, что самое главное, наполняются верующими людьми. Надеюсь, что и впредь не оскудеет земля наша боголюбивыми доброхотами, благодаря которым мы сможем продолжать сии важные для жизни народа дела и нести свет истины Христовой ближним и дальним.

Представляя Церковь в столь непростой области, как финансово-хозяйственные отношения, ты должен быть образцом честности и аккуратного расходования средств. С осознанием возложенной на тебя ответственности помни о том, что каждая материальная жертва людей, отданная Церкви, принадлежит Богу, а тот, кто похищает Божие, святотатствует.

Твоя епископская хиротония свершилась в день памяти святителей Московских в главном кафедральном соборе Русской Церкви — в Храме Христа Спасителя, где своими честными мощами почивает один из выдающихся иерархов — святитель Филарет Московский. Воспринимай это знамение как великую честь и особую милость Божию, как сугубое напоминание о высоте и ответственности возложенного на тебя служения. Ходатайством сих угодников Христовых, людей к богоразумию наставивших (кондак святителей Московских), заступничеством мученика Никандра Египтянина — твоего небесного покровителя, да укрепит тебя Милостивый Спаситель в предстоящем тебе нелегком пути.

Многое еще имею сказать тебе, однако не всё можешь вместить ныне, поскольку великое служение сие постигается лишь опытом. Итак, опираясь на жезл сей, который вручаю тебе как символ архиерейской власти и апостольского преемства, препоясав чресла истиной и облекшись в броню праведности (Еф. 6:14), гряди с миром на предлежащее тебе поприще епископских трудов — и да будут они угодны в очах Божиих. Аминь».

По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Было совершено славление празднику.

Затем Предстоятель произнес проповедь и поздравил всех верующих с праздником:

«Всех вас, дорогие Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, всех, кто сегодня присутствовал в храме и молился вместе с нами, сердечно поздравляю с этим замечательным днем.

Сегодня в храме молились люди, которые, будучи мирянами, посвятили себя Господу. Посвятили себя разным служениям, которые могут совершать в Церкви миряне, но в первую очередь замечательному служению — украшению храмового богослужения церковным пением. Радуюсь тому, что сегодня вы все вместе собрались под сводами главного храма Русской Православной Церкви, и, взирая на вас, не могу не сказать о том, какое большое значение имеет в жизни Церкви служение мирян — не работа, а именно служение.

Когда человек вступает на путь служения Церкви, он может совершать его и в сане священнослужителя, и оставаясь мирянином. В древней Церкви даже на мирянское служение благословлял епископ, как это и сейчас совершается, когда мы призываем к епископскому, священническому или диаконскому служению. Такой человек получает благословение Предстоятеля, и Церковь возносит о нем общую молитву. Вот и сегодня мы молимся о вас, мои дорогие братья и сестры. Вы действительно несете служение — не какое-то второстепенное, не такое, которое связано лишь с помощью священнослужителям, а очень важное, я бы сказал, самостоятельное служение.

Потому что так уж сложилось, что в Восточной Церкви за богослужением не используются музыкальные инструменты, и хвалу Господу люди воздают своими голосами. И мы знаем, какой огромный культурный пласт сформировал этот обычай, какая замечательная традиция высокохудожественного церковного пения сложилась именно в нашей стране при участии замечательных композиторов.

А сегодня очень многое зависит от вас. Нередко человек приходит в храм, не зная ничего. Ему трудно понять, что совершает священник, какие слова произносятся. Человек не понимает, что такое икона и что на ней изображено. Но он, несомненно, способен воспринимать пение. Потому что пение — это явление гармонии, а гармония — это основа бытия человечества. Именно гармония создает человеческую общность, именно гармония определяет функционирование всего живого и неживого мира. Господь положил гармонию в основу мироздания. Все в мире гармонично. А пение церковное отображает эту Божественную гармонию замечательными звуками, которые доступны всем, как я уже сказал, — верующим и неверующим, думающим о Боге и вообще Его не знающим. Потому еще и еще раз хотел бы подчеркнуть огромное миссионерское духовное значение вашего служения, мои дорогие регенты, псаломщики и те, кто поет в церковных хорах. И, пожалуйста, именно с этими мыслями всегда приходите клирос, на место, где собирается хор.

Хотел бы еще сказать о самом главном. Если вы будете сознавать, что вы — часть литургической жизни, которая есть средоточие благочестия православного человека, то это несомненно должно определять ваше мировоззрение, укреплять вас в вере и формировать дисциплину пребывания в храме. Нередко после того как прозвучат замечательные церковные песнопения, наступает пауза и до людей доносятся слова, разговоры, а то и пререкания, которые, к сожалению, случаются в хоровом коллективе. Вот такого никогда не должно быть! Даже в тот момент, когда вы не поете, вы должны сознавать, что вы на службе у Господа. В самом деле, ведь если священник не служит, то он, за редкими исключениями, не позволяет вести себя так, будто он не в храме. Поэтому хотел бы, мои дорогие, чтобы вы прониклись сознанием того, что ваше служение есть подлинное служение Церкви. Это не работа по найму, это не хобби — это служение Господу. И оно будет тем более успешным, чем больше веры и благоговения пред Господом вы будете вкладывать в песнопения, которые вы исполняете.

Надеюсь, что традиция русского хорового церковного пения не пресечется, потому что эта традиция и это пение уже стали важной частью нашей национальной и даже мировой культуры. Но даже если не говорить в категориях культуры, это, еще раз повторю, очень важная часть нашей духовной жизни — и тех, кто молится, кто слушает хор, и тех, кто в хоре поет. И пусть помогает нам всем Господь, каждому на своем месте — архиерею, священнику, диакону, служителям церковным, тем, кто благоукрашает богослужение пением, — быть ответственными пред Богом и сознавать, что мы с вами не на работе, а на служении, и не каким-то высоким начальникам, но самому Господу и Спасителю нашему. Перед Ним мы в таком долгу за Его учение, за Его подвиги, за Его крестные страдания, за Его водительство Церковью нашей, что никогда не сможем этот долг вернуть. Это не в наших силах, но частицу этого долга каждый должен вернуть Господу со смирением и упованием на Его милость, кто бы это ни был — Патриарх, архиерей, священник, диакон или те, кто молится Господу и помогает молиться верующей общине, совершая свое служение в церковных хорах.

Благословение Божие да пребывает над всеми нами. Да укрепляет Господь наш жизненный путь, да ограждает нас от грехов, ошибок, разного рода соблазнов, чтобы укреплялась наша вера, вместе с верой — благочестие, а вместе с благочестием — любовь к Богу и ближним нашим. Аминь».

Во внимание к вкладу в сохранение традиционных ценностей в обществе и в связи с 85-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил почетного научного руководителя ФГПУ «Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» Р.И. Илькаева орденом преподобного Сергия Радонежского I степени.

«Радий Иванович — это, я бы смело сказал, великий русский ученый. Он возглавляет ядерный центр — тот самый, который был создан Курчатовым, — отметил Святейший Владыка, вручая награду. — И если бы не работа Курчатова, Радия Ивановича и их коллег, собратьев, то трудно сказать, существовала бы еще наша страна. Они создали оружие под покровом преподобного Серафима Саровского, потому что по неизреченному Божиему Промыслу это оружие создавалось в обители преподобного Серафима. Благодаря этой силе Россия осталась независимой, свободной, и, конечно, мы все должны хранить в наших сердцах и в нашей памяти замечательный подвиг наших ученых, которые практически спасли страну».

«Дорогой Радий Иванович, вся Ваша жизнь посвящена Родине и ее защите. Помогай Вам Бог еще долгие годы служить Отечеству нашему и русскому православному народу», — сказал в завершение Святейший Патриарх Кирилл.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси