16 апреля 2017 года, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Пасхальную великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Валентин (Мищук); митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Гурий (Шалимов); епископ Видновский Тихон; епископ Красногорский Иринарх, председатель Синодального отдела по тюремному служению; епископ Дмитровский Феофилакт; епископ Серпуховской Роман; епископ Иероним (Чернышов); епископ Подольский Тихон; епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Балашихинский Николай; епископ Зарайский Константин; епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре; епископ Богородский Антоний, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; епископ Бронницкий Парамон; епископ Луховицкий Петр; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства; протоиерей Сергий Привалов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя ОВЦС; архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; столичное духовенство.
В богослужении приняли участие наместники ставропигиальных монастырей: архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова монастыря; архимандрит Савва (Фатеев), наместник Саввино-Сторожевского монастыря; архимандрит Сергий (Воронков), наместник Иосифо-Волоцкого монастыря; архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник Ново-Иерусалимского монастыря; игумен Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского монастыря.
В числе сослуживших были также представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле: митрополит Киринский Афанасий (Александрийская Православная Церковь); митрополит Филиппопольский Нифон (Антиохийская Православная Церковь); епископ Моравичский Антоний (Сербская Православная Церковь); архимандрит Стефан (Диспиракис) (Иерусалимская Православная Церковь); архимандрит Феоктист (Димитров) (Болгарская Православная Церковь); архимандрит Серафим (Шемятовский) (Православная Церковь Чешских земель и Словакии).
В храме молились председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, настоятельницы женских монастырей, благочинные церковных округов и настоятели храмов столицы, клирики г. Москвы и Московской области, члены приходских советов, сотрудники синодальных структур, представители столичных православных молодежных организаций, многочисленные паломники и прихожане.
За богослужением пел Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).
На телеканале «ТВ-Центр» осуществлялась прямая трансляция Патриаршего богослужения, которую комментировал сотрудник Московской Патриархии Н.И. Державин. Богослужение также транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз».
По традиции на великую вечерню было вынесено старинное напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны, переданное по завещанию приснопамятного митрополита Питирима (Нечаева) из Иосифо-Волоцкого монастыря в дар Храму Христа Спасителя для особо торжественных праздничных богослужений. По благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II Евангелие выносится только дважды в год: на великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на Пасхальную великую вечерню.
По окончании Пасхальной вечерни митрополит Ювеналий от лица Священного Синода, участников богослужения и всей полноты Русской Православной Церкви поздравил Святейшего Патриарха Кирилла со Светлым праздником Пасхи и преподнес Его Святейшеству подарочное пасхальное яйцо и букет красных роз.
Обращаясь к Предстоятелю Русской Церкви, митрополит Ювеналий сказал:
«Ваше Святейшество, Святейший Владыка и Отец! Христос Воскресе!
Позвольте от лица Священного Синода, от представителей Святых Православных Церквей, которые находятся при Вашем Патриаршем престоле, от всей полноты Русской Православной Церкви и ее чад во Отечестве и в рассеянии сущих, горячо, сердечно, сыновне поздравить Вас с великим и спасительным днем Светлого Христова Воскресения.
Эту Пасху мы встречаем, вспоминая в этом году многие события столетней давности. Мы благодарим Господа, что 100 лет назад было восстановлено Патриаршее управление в Русской Православной Церкви. Мы вспоминаем и страницы истории жесточайших гонений на Русскую Православную Церковь, которые дали неисчислимое множество новомучеников и исповедников Церкви Русской, благодаря молитвам и подвигам которых сейчас возрождается Русская Православная Церковь.
Из прочитанного только что Вашим Святейшеством Святого Евангелия мы видим, что не все сразу, в том числе и святые апостолы, восприняли своим сердцем и умом факт Воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа. Мы можем сказать, что и сегодня среди нас много людей, которых мы можем сравнить с апостолом Фомой, но благодаря Божией благодати, благодаря проповеди Церкви, благодаря Вашим постоянным обращениям и проповедям, вера Христова наполняет сердца наших соотечественников.
Позвольте, Ваше Святейшество, пожелать Вам здравия, во всем благого поспешения, благословенного Первосвятительского служения».
Святейшего Патриарха Кирилла также поздравили представители православных молодежных объединений и организаций. Со словами приветствия к Его Святейшеству обратились руководитель православных добровольцев Ивановской митрополии Сергей Витязев, студент Ивановского государственного университета и Московского педагогического государственного университета, и регент хора молодежного движения «Православные добровольцы» Анна Голик, студентка НИЯУ МИФИ.
Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:
«Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Досточтимые владыки! Отцы, братья и сестры! Дорогая молодежь!
Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, владыка, и в Вашем лице всех, кто через Ваши слова обратил ко мне сегодня это Пасхальное приветствие. Мы торжествуем Пасху Божию спасительную. Воскресение Спасителя — событие, которое наполнено многими непреходящими смыслами. Об одном из этих смыслов мне и хотелось бы сейчас сказать.
Вспоминаю слова святителя Иоанна Златоуста: «Если бы не Воскресение Христово, то как бы сохранилась Божия правда?» Поразительные слова. Они помогают нам понять подлинный смысл Воскресения. Через Воскресение Христа, Который есть Первенец из умерших, к воскресению призван каждый человек. Воскресение — часть нашей судьбы, часть нашей жизни. Воскресения невозможно избежать, — это то, что после Воскресения Христова включено в жизнь каждого человека. И на примере Христова Воскресения мы можем видеть, что это такое — восстать из мертвых вместе с телом. Христос возвращается к жизни, будучи умерщвлен на Кресте, и возвращается не как дух, не как призрак, — Он возвращается как человек, как личность, в теле — том самом теле, которое питается пищей; том самом теле, которое можно осязать руками. И Господь утверждает, что каждый из нас также воскреснет в теле.
У святых отцов мы находим много рассуждений о том, как возродится тело, которое истлеет, превратится в прах. А как же сожженное тело? А как ребенок, загубленный во чреве матери? Или только что родившийся младенец? Что будет с их телами, или они не воскреснут? Общий ответ отцов: воскреснут в возрасте Христовом. Воскреснут, то есть обретут жизнь, даже если эта жизнь была загублена в материнском чреве или оборвалась в ранние годы. Каждый человек в теле предстанет пред Господом.
Почему же святитель Иоанн восклицает: «Если бы не Воскресение Христово, то как бы сохранилась Божия правда?» Святитель отвечает этими словами на вопрошание людей, на их тоску по правде. Почти каждый на собственном опыте знает, что значит сделаться жертвой несправедливости. Это переживается очень болезненно, особенно когда сила, разрушившая справедливость, превосходит наши силы, и нам с ней не справиться. Тогда людей нередко посещает отчаяние, так что они вопиют к небесам: «Господи, неужели Ты не видишь, что происходит!» А сил восстановить правду нет, и зло торжествует победу…
Но мы знаем, что подобное происходит не только в масштабах личности, но и в масштабах целых сообществ и народов. Как много исторической неправды! И всякий раз, когда историческая неправда совершается, поколение, живущее в это время, уже не видит никакой возможности спасения. Люди видят, что зло господствует, и умирают, не дождавшись восстановления справедливости. Но неслучайно историки говорят: для того чтобы понять смысл события, нужно посмотреть на него с определенной дистанции. Когда мы смотрим на исторические события по истечении некоторого времени, мы уже можем видеть и действие руки Божией, и восстановление справедливости.
В этом году мы вспоминаем тяжелейшие события, постигшие наше Отечество, которые привели к разрушению жизни нашей страны и нашего народа, к господству зла и несправедливости, осквернению храмов, уничтожению веры, страшному гражданскому противостоянию. И самое горькое — то, что все это совершалось во имя справедливости. Море крови было пролито, и свидетели тех страшных событий уходили из жизни, так и не увидев руки Божией, не дождавшись справедливости. Но нам, взирающим на эти события с дистанции в сто лет, уже многое открывается. Мы видим, что все, кто совершал несправедливость, все, кто во имя справедливости разрушал жизнь людей, страны, веру, — все были наказаны при этой жизни и волнами террора, и войнами. Наказаны так, что имена, которые должны были войти в историю как имена освободителей, вошли в историю как имена наиболее пререкаемые, по которым до сих пор спорят и согласиться не могут. И мы можем сказать, что на протяжении ста минувших лет суд Божий совершился над теми, кто принес столько страданий нашему народу.
Тем не менее, если посмотреть на всю историю, остается много недосказанного, превратно толкуемого. Мы знаем, что историки часто обслуживают определенные философские или политические убеждения и взгляды, и их интерпретация прошлого является достаточно субъективной. Поэтому трудно понять, в конце концов, восторжествовала ли справедливость, стала ли жизнь людей лучше. Ведь так много крови на всем протяжении истории было пролито ради справедливости, но и сегодня никто не может сказать, что справедливости становится всё больше. Достаточно включить телевизор и увидеть, что происходит в современном мире, — и где же справедливость?
Только представьте себе: вот под грузом этих размышлений заканчивается человеческая жизнь, и если человек не верит в Бога, в воскресение, то всё, что оказалось неосуществленным, идеалы, которые остались недостижимыми, не позволяют понять смысл жизни, обращают ее в некую недосказанность, отмеченную несправедливостью, неразрешимыми вопросами, неразрешенными конфликтами. Едва ли не каждый может сказать: что же происходит? А где справедливость? Но если мы верим, что с физической смертью бытие человека не прекращается, если мы верим в воскресение всех нас, то ведь всё встает на свои места. История обретает смысл, жизнь каждого человека обретает смысл, даже если он считал себя неудачником. Перед нами вечность, которую нам открыл Христос. Перед нами новая жизнь в теле, а значит, и разум, и воля, и чувства, присущие нашей человеческой природе, будут и там. И если речь идет о вечности, значит, безгранично будут развиваться наш разум, наша воля и наши чувства, и предела совершенству не будет. Трудно представить себе, что означает эта небесная цивилизация. От нас это сокрыто, и мы просто называем грядущее словами «Божие Царство», Царство Божией справедливости, новая жизнь, дарованная людям Воскресением Господа и Спасителя нашего.
Вот почему Воскресение обладает огромным смыслом, простирающимся за пределы бытия, за пределы истории. И это понимание Воскресения не только духовно нас окрыляет, эмоционально поддерживает, но и наполняет нашу жизнь подлинными и непреходящими смыслами. А потому, склоняясь перед тайной Христова Воскресения, мы просим нашего Спасителя дать нам возможность и после нашей земной жизни по вере нашей, по Его любви, по Его всепрощению быть вместе с Ним в том Божественном Царстве, у которого не будет конца. Аминь.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Аминь».
Затем Святейший Патриарх Кирилл принял традиционные пасхальные поздравления от архиереев, представителей Поместных Православных Церквей, клириков и мирян. Участники богослужения получили Первосвятительское благословение и обменялись с Его Святейшеством традиционными пасхальными подарками.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси