12 марта 2017 года, в Неделю 2-ю Великого поста, свт. Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Всех святых, в земле Русской просиявших, в столичном районе Черемушки и Литургию св. Василия Великого в новоосвященном храме.
Община храма в Черемушках была образована в 2004 году. В 2012 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла храм Всех святых был включен в Программу строительства православных храмов в столице. В начале 2015 года началось строительство каменного собора и дома причта. К настоящему времени строительство полностью завершено.
Его Святейшеству сослужили: епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Николай Карасев, благочинный Андреевского округа, настоятель храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках г. Москвы; протоиерей Анатолий Кожа, благочинный Параскево-Пятницкого округа, настоятель храма вмц. Параскевы Пятницы в Качалове г. Москвы; протоиерей Виктор Алипичев, настоятель храма Всех святых, в земле Русской просиявших, в Черемушках г. Москвы; столичное духовенство.
Богослужение посетили: депутат Государственной Думы ФС РФ, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин; заместитель префекта Юго-Западного административного округа г. Москвы А.С. Лапшинов; президент ГМК «Норильский никель» В.О. Потанин; старший вице-президент ― финансовый директор ГМК «Норильский никель» С.Г. Малышев; генеральный директор корпорации «Сатори» В.А. Гусаров; глава управы района Черемушки г. Москвы М.А. Бекниязов; строители и благотворители храма в Черемушках.
Богослужебные песнопения исполнил хор Московской духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).
Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз».
После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.
За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан иерея диакона Владимира Тоготина, клирика храма Преображения Господня в Тушине г. Москвы.
Проповедь перед причастием произнес архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе г. Москвы.
По завершении Литургии от лица духовенства и прихожан настоятель новоосвященного храма протоиерей Виктор Алипичев приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону святителя Афанасия, епископа Ковровского.
Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня второе воскресенье Великого поста. В этот день мы вспоминаем великого святого — архиепископа Фессалоникийского Григория, жившего в Византии в XIV веке. Святитель прославился своей способностью защищать православную веру — защищать интеллектуально от тех, кто, используя некие логические построения и знания, пытался ее исказить, привнести в православную веру нечто, что могло ослабить ее воздействие на сознание и духовную жизнь людей.
Святитель Григорий защитил учение Церкви о том, что человек спасается силой Божественной благодати или Божественной энергии. Он показал, что это не тварная энергия, что она не получается путем превращения иных материальных энергий. Это не энергия ума или физической силы, не результат нравственных усилий — это энергия Божественная, исходящая от Самого Господа и Спасителя.
Среди творений, которые оставил нам святой Григорий, особой любовью русских православных людей всегда пользовались его проповеди — гомилии, которые, может быть, не полностью, но дошли до нашего времени. Одна из этих проповедей как раз касается сегодняшнего дня.
За Литургией мы читали Евангелие об исцелении расслабленного (Мк. 2:1-12). К дому, где проповедовал Спаситель, четыре человека принесли на носилках парализованного, но из-за множества людей не смогли войти вовнутрь. Тогда они забрались на крышу, разобрали ее (благо на Востоке крыши плоские и делаются из глины) и спустили носилки с несчастным прямо в дом. И Господь, видя веру этих людей, исцелил расслабленного.
Комментируя эту евангельскую историю, святитель Григорий Палама говорит, что всякий человек, предающийся услаждению, духовно расслаблен. В самом деле, расслабленность мы можем воспринимать не только в материальном аспекте. Мы говорим не только о физическом расслаблении как результате болезни, но и о духовном расслаблении, духовном параличе как неспособности человека концентрироваться на своей внутренней жизни и преодолевать внутренние проблемы. По слову святителя Григория, так происходит, когда человек предается услаждениям.
Услаждения, услада, сладость — это то, что вкусно, приятно, то, что доставляет удовольствие. И если вся жизнь человека направлена на получение удовольствия, на потребление некоей услады в прямом или переносном смысле слова, то происходит духовное расслабление. Человек перестает думать о своей внутренней жизни, он перестает концентрировать мысль на главном, контролировать свои поступки и дела, он начинает жить по инерции, которая определяется стремлением к наслаждению.
Действительно, человек, утратив духовное измерение своей жизни, теряет свою свободу и становится игрушкой страстей и инстинктов. Его жизнь уже нельзя назвать в полной мере жизнью разумного человека. Но если внимательнее отнестись ко всему, что нас сейчас окружает, — информации, которую мы получаем, идеалам и ценностям, которые нам навязываются посредством рекламы, фильмов, телевизионных передач, социальных сетей, парализующих сознание нашей молодежи, — мы увидим, что все это направлено на формирование устойчивого навыка стремиться только к одному — к услаждению себя.
Попробуйте внимательно проанализировать весь объем информации, которую мы получаем. Она нацелена на формирование человека, лишенного всякой внутренней жизни, всякой способности концентрироваться, мобилизовать свои силы. Мы знаем, что физически расслабленный неспособен трудиться, неспособен достигать поставленных целей. Можно ли представить себе расслабленного спортсмена? Он не только не выиграет, но и до финиша не добежит, где-нибудь на дистанции упадет: дыхания не хватит, мышцы расслабленные, воли нет… То же самое происходит и в духовной жизни. Если человек духовно расслаблен, значит, он не в состоянии достичь никаких целей, не только нравственных, но и всех тех, что он ставит перед собой в жизни.
Размышляя на тему Евангельского чтения о расслабленном, святитель Григорий говорит, что для исцеления нужны помощники, ведь расслабленного принесли четверо, а затем перечисляет этих четырех.
Первый и самый важный помощник — это осознание греховности и ошибочности своего жизненного пути. Если осознание этого не приходит, то и сконцентрироваться на важных целях внутренней духовной жизни не удастся. Второй помощник — это исповедь, это раскаяние в своих грехах. Ведь мало осознать грехи — нужно от них избавиться. Третий помощник — это твердое обещание действительно избавиться от своих слабостей. А четвертый помощник — это молитва, без которой ничего не получится. Таким образом, святитель, который учил о нетварной Божественной энергии, спасающей человека, говорит, что необходимо предпринять с нашей стороны, чтобы эта энергия помогла нам достичь поставленной цели.
Но вот еще что мудро замечает святитель Григорий: недостаточно было просто принести больного. Надо было догадаться, как войти вовнутрь. Из-за толпы это было невозможно сделать, но четверо смело забрались на кровлю и разобрали ее. Святитель сравнивает кровлю, о которой повествуется в Евангелии, с высшим уровнем человеческой личности — разумом и мыслями. Ничего не получится, мы останемся вне спасительного места, где можно обрести Божие чудо, если сами — а без нас этого никто не сможет сделать — не очистим свои мысли, не освободимся от предрассудков и стереотипов, от навязанных нам греховных, суетных, гибельных идеалов.
Посмотрим по-новому на окружающую нас жизнь. Определим свои цели и ценности. Вот тогда мы и осознаем свои грехи, тогда будет настоящей исповедь, тогда обещание более не грешить будет твердым, тогда молитва наша будет сильной.
Всему этому учит нас святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, чью память мы сегодня празднуем. В далеком XIV веке святитель своим пронзительным богодухновенным богословием помог византийцам избавиться от многих заблуждений. Дай Бог, чтобы и нам его слова помогли открыть тайну человеческого благополучия и счастья, тождественную тому, что мы называем спасением нашей души. Да поможет нам Господь. Аминь».
Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил высокие церковные награды.
Во внимание к трудам по строительству храма Всех святых, в земле Русской просиявших, в Черемушках города Москвы протоиерей Виктор Алипичев, настоятель храма, был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени.
Во внимание к помощи в строительстве храмов г. Москвы президент ГМК «Норильский никель» В.О. Потанин был награжден Патриаршим знаком храмостроителя. При вручении этой награды Святейший Патриарх сказал: «Владимир Олегович Потанин — известный всей стране человек, который занимается развитием нашей промышленности. Я имел возможность посетить Таймыр и тот самый огромный комбинат в Норильске, который в значительной мере содействует росту экономической мощи нашей страны. Я видел, как трудится Владимир Олегович, слышал его слова, в которых звучала забота о простых людях, о трудящихся, об улучшении условий работы людей, о том, чтобы этот комбинат действительно приносил пользу нашему Отечеству. Я благодарю Вас, Владимир Олегович, за многие возведенные храмы, но за этот особенно, потому что в каком-то смысле Вы, может быть, стали примером и для других людей, которые могут помогать так же скоро строить храмы в нашем Первопрестольном граде. Пусть Господь помогает Вам и укрепляет Вас в Ваших трудах и в личной жизни».
Во внимание к помощи в строительстве храма Всех святых, в земле Русской просиявших, в Черемушках города Москвы В.А. Гусаров, генеральный директор корпорации «Сатори» — генерального подрядчика строительства храма, был также награжден Патриаршим знаком храмостроителя.
В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх Кирилл передал икону преподобного Серафима Саровского с житием.
***
В 2004 году была создана община строящегося храма Всех святых, в земле Русской просиявших, в Черемушках города Москвы. 14 марта 2007 года настоятелем строящегося храма был назначен протоиерей Виктор Алипичев. С этого времени каждую субботу он совершал молебны на территории, отведенной под строительство храма. Три с половиной года верующие собирали деньги и, наконец, своими силами возвели небольшой деревянный храм святого праведного Иоанна Кронштадтского.
2 января 2011 года в храме торжественно отмечался первый престольный праздник. Малое освящение храма совершил благочинный Андреевского округа протоиерей Анатолий Кожа. С тех пор в храме регулярно совершаются богослужения.
В 2012 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла храм был включен в Программу строительства православных храмов в городе Москве.
15 апреля 2013 года приход посетил управляющий Юго-западным викариатством епископ Дмитровский Феофилакт. Он благословил воздвигнуть на храмовой территории поклонный крест в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Прихожане с радостью откликнулись на этот призыв. На собранные ими средства 5 июля шестиметровый дубовый крест был установлен рядом с временным храмом и 6 июля торжественно освящен.
В начале 2015 года на территории, отведенной под строительство храма, развернулись работы по возведению каменного собора Всех святых, в земле Русской просиявших, на 500 человек и дома причта. Строительство полностью завершилось в конце 2016 года.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси