26 декабря 2021 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Ювеналий (Поярков); митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий, секретарь Архиерейского совета Московской митрополии; епископ Серпуховской Роман, наместник Высоцкого ставропигиального монастыря; епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай; епископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; епископ Зарайский Константин; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, благочинный Центрального округа; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Димитрий Кувырталов, благочинный Ильинского округа; протоиерей Серафим Недосекин, благочинный Георгиевского округа; иерей Дионисий Казанцев, секретарь Святейшего Патриарха по Московской митрополии; московское духовенство.
Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).
Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз», «Спас» и на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.
На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения о избавлении от распространения коронавирусной инфекции.
После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
Проповедь перед причастием произнес иерей Дионисий Гришков, настоятель храма в честь иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина».
По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем апостольском чтении, а это было Послание к Колоссянам (Кол. 3:4-11), мы слышим такие слова: апостол Павел призывает нас совлечься ветхого человека, то есть разрушить в себе ветхого человека, и облечься в нового, созданного по Богу. Во времена апостола Павла это была очень актуальная тема, ведь он проповедовал и иудеям, и язычникам. Апостол проповедовал людям эпохи, в которой не было известно имя Господа и Спасителя, каждый жил по законам своей, ветхой веры: язычники — по своим законам, иудеи — по своим. Поэтому можно смело сказать, что призыв отречься от ветхого человека, от идеала человеческой жизни, порожденного язычеством или ветхозаветной традицией, был, конечно, призывом революционным. Как же так — порвать с прошлым, с обычаями, с привычками, в каком-то смысле даже со своей культурой, и облечься в нечто новое, в какого-то нового человека?
Призыв апостола Павла, произнесенный две тысячи лет назад, остается очень актуальным и по отношению к каждому из нас. Ведь в каждом из нас живет ветхий человек, и жизнь этого ветхого человека выражается в первую очередь в том, что мы в своем поведении, в своем отношении к ближним и дальним часто руководствуется не тем, что было предложено Господом и Спасителем и что должно было сформировать нового человека, по Богу созданного, а руководствуемся эмоциями, страстями, греховными мыслями. Только о зависти можно говорить часами, потому что это страшный грех, который деформирует человеческое сознание и человеческую жизнь, — но и он оттуда же, из древних времен. А ведь в человеке, воссозданном через Боговоплощение и через приобщение к Господу и Спасителю, этого быть не должно! Тем не менее ветхий человек живет в нас, помрачает наше сознание, прокладывает некие греховные ориентиры в нашей жизни.
Поэтому послание апостола Павла, обращенное к древним колоссянам, и сегодня обращено к нам. Мы должны отречься от ветхого человека, а для того чтобы это сделать, у нас есть Слово Божие — Евангелие, которое мы должны читать каждый день, хотя бы по одной главе, и размышлять над ним. Мы должны внимательно слушать проповедь в храме и потом, размышляя над сказанным, делать правильные выводы для своей жизни, преломляя их в нашем отношении к людям, но, в первую очередь, в нашем отношении к Богу.
Замечательные слова апостола Павла о том, что нам надлежит совлечь с себя ветхого человека, должны стать руководством для всех нас. Конечно, не так просто совлечь с себя ветхого человека, который продолжал навязываться в качестве идеала на протяжении двух тысяч лет христианской истории. Ветхий человек как идеал присутствует не только на уровне наших страстей, но и в художественной литературе, и особенно в современном кинематографе. Вновь и вновь ветхий человек предлагается как жизненный идеал — чаще всего именно в средствах массовой информации и произведениях современной культуры мы сталкиваемся с пропагандой ветхого человека. Поэтому для нас, современных людей, призыв апостола Павла совлечь с себя ветхого человека означает не только нашу внутреннюю работу над самими собой. В первую очередь это призыв к духовной бдительности, к тому, чтобы мы не впускали ветхого человека в качестве идеала в свое сознание и в свое сердце, чтобы мы явственно понимали, что пропаганда ветхого человека — это дело давно прошедших времен и есть не что иное, как диавольское искушение. Снова нас хотят вовлечь в идолопоклонство, и ведь вовлекают с помощью многих соблазнов, ложных идей, ложных доктрин, а чаще всего на бытовом уровне, когда мы, устремляясь исключительно к устроению внешнего благополучия, забываем о главном — о своей внутренней жизни, о состоянии своей души. А ведь по апостолу это и есть самое важное — совлечься ветхого человека. Церковь Божия несет через столетия и тысячелетия великую весть о новом человеке, созданном по Богу, по Божиему закону, который был явлен нам в образе Христа Спасителя и которому мы должны подражать, которого мы должны пестовать, которого мы должны воспитывать в самих себе. Эта проповедь никогда не должна выходить за границы нашего внимания.
Наученные замечательным Посланием к Колоссянам святого апостола Павла, постараемся не забывать об этих словах. Ведь очень часто бывает так, что человек слушает в храме Евангелие и апостольское послание, проповедь священника, а потом выходит на улицу и через 10-15 минут, а то и раньше, обо всем забывает, будто ничего и не было — ни Божественной литургии, ни причастия Святых Христовых Таин, ни проповеди, ни вразумления. Все проходит. Почему? А потому что ветхий человек взял верх и победил нового, по Богу созданного. Поэтому самый главный призыв, который мы сегодня слышим через Послание к Колоссянам апостола Павла, — это дать возможность новому человеку, который в нас присутствует через таинство Крещения, через причащение Святых Христовых Таин, через нашу искреннюю веру, победить в себе ветхого человека с его страстями, с его конфликтами, с его скорбями, с его страданиями, проистекающими в первую очередь от греха.
И да поможет нам Господь вразумиться великими словами апостола, совлечь с себя ветхого человека и облечься в нового, по Богу созданного, для того чтобы, уподобляясь Самому Богу в меру своих ограниченных сил, обретать надежду на жизнь вечную. Совершенно очевидно, что мы не можем в полноте осуществить эти заповеди, но если будем размышлять о них сегодня, покинув храм, если, встав завтра утром, вспомним, что главная цель нашей жизни — разрушить в себе ветхого человека и облечься в нового, то, пусть и не без проблем, не без трудностей, не без падений, все-таки обретем возможность преодолеть тяготение плоти, тяготение греха. Пусть великие слова апостола Павла укрепят нас в чистой, добродетельной христианской жизни и даруют внутренний мир, радость и покой, которые всегда сопровождают того, кто совлекает с себя ветхого человека и облекается в нового, по Богу созданного. Аминь».
Затем Святейший Патриарх Кирилл поздравил митрополита Ювеналия с 56-й годовщиной архиерейской хиротонии. 25 декабря 1965 года в Иоанно-Богословском храме Ленинградской духовной академии состоялось наречение, а 26 декабря в Троицком соборе Александро-Невской лавры — хиротония архимандрита Ювеналия (Пояркова) во епископа Зарайского, викария Московской епархии, которую возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов).
Святейший Патриарх Кирилл сказал:
«Сегодня у нас особое событие. Я бы хотел сердечно приветствовать владыку митрополита Ювеналия, который переступил грань 85-летия, и большая часть его жизни была связана, как связана и сегодня, со служением делу Божиему.
56 лет, дорогой владыка, Вы в сане архипастыря, и 49 из них — постоянный член Священного Синода. Это особые цифры — многим из здесь присутствующих еще не удалось достичь этих дат в своей жизни, а Вы все эти годы беззаветно служили Господу.
Вспоминаю очень трудные времена в истории нашего Отечества, когда Церковь была на задворках общественной жизни, когда быть христианином означало идти против течения, когда государственная власть противилась вере и религиозной жизни. В то время Вы вступили на путь служения Господу, и Господь призвал Вас к очень ответственному служению. Вы стали постоянным членом Священного Синода, председателем Отдела внешних церковных связей, оказавшись на пограничной территории между Церковью и государством, которое провозглашало принципы разрушения веры и Церкви. В то время требовалось огромное мужество и мудрость, чтобы вести церковный корабль, максимально сохраняя все то, что досталось нам от наших благочестивых предшественников. И Вам это удалось сделать — и как епархиальному архиерею в Тульской и особенно в Крутицкой и Коломенской епархиях, и как постоянному члену Священного Синода, долгое время возглавлявшему внешнюю церковную деятельность.
О Вашей жизни можно говорить очень и очень долго, но если в нескольких словах сказать о самом главном, Вы были действительно верны Господу и Его Церкви в самых трудных и неблагоприятных обстоятельствах жизни. Вы делали все, что только могли. Таких людей я иногда сравниваю с автомобилистом, который ведет машину, нажимая на педаль газа. Машина едет, и может ехать достаточно комфортно, но Вы всегда нажимали педаль до пола. Вы всегда истощали себя, Вы всегда работали с максимальной отдачей сил и достигали замечательных результатов — могу об этом свидетельствовать.
Вы являете замечательный пример для нового поколения наших архиереев, которые не сталкивались с теми проблемами, с которыми сталкивались мы с Вами в непростые годы отсутствия свободы для нашей Церкви. Пример не только для архипастырей, но и вообще для священнослужителей нашей Церкви.
Мы Вас не провожаем на пенсию — пенсии в Церкви не существует; мы лишь предоставляем Вам возможность не каждый день приходить на работу. Но мы всегда ждем Вас на наших богослужениях. Мы знаем, что своей мудростью Вы будете помогать нам — и мне как Патриарху, и членам Синода. Мы всегда будем рады видеть Вас и разделять с Вами молитвенное общение.
В память о сегодняшнем дне я хотел бы благословить Вас этой старинной иконой Спасителя, потому что все награды Церкви Вы имеете. Пусть этот образ хранит Вас, и Господь дает Вам силы, в том числе через это святое изображение, до конца дней своих так же ревностно, как и ранее, нести служение Церкви. Пусть Господь укрепляет Вас в этом служении на многая и благая лета!»
После возглашения многолетия митрополит Ювеналий обратился к Его Святейшеству с ответным словом:
«Ваше Святейшество, Святейший Владыка и Отец!
В течение всего своего церковного служения я старался впитывать как губка все то доброе, что видел в Церкви, особенно от архипастырей, и мне хотелось бы в этот радостный для меня день вспомнить детство. Я начинал прислуживать в храме, на архиерейских богослужениях, при блаженнопочившем схиархиепископе Лазаре, а он, когда его поздравляли близкие люди, отвечал кратко, но вкладывал в ответ всю свою душу. Как ярославец, он говорил на "о", и сейчас я хотел бы его процитировать и в эту цитату вложить все, что у меня сегодня на сердце: "Ответь, Господи, добром за Ваши добрые слова!"»
По завершении Божественной литургии из алтаря Храма Христа Спасителя был изнесен и поставлен на аналое в центре храма ковчег с Частицей Ризы Господней. Был совершен молебен, после которого верующие поклонились святыне. Частица Ризы Господней хранится в алтаре и по традиции выносится в храм для поклонения во время всенощного бдения в последнюю субботу месяца и после Божественной литургии в последнее воскресенье месяца.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси