Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Северо-Восточное викариатство (новости), Строительство храмов (видео), Строительство храмов (новости), Строительство храмов (фото)

В Неделю о Страшном Суде Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма Собора Московских святых в Бибиреве

 

23 февраля 2020 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Собора Московских святых в Бибиреве г. Москвы (Сергиевское благочиние Северо-Восточного викариатства Московской городской епархии) и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Были освящены три престола: главный — в честь Собора Московских святых; правый — в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»; левый — в честь святителя Николая Чудотворца.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, управляющий Центральным московским викариатством, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; архиепископ Егорьевский Матфей, управляющий Северо-Восточным и Юго-Восточным викариатствами г. Москвы; епископ Павлово-Посадский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, управляющий Западным викариатством г. Москвы; епископ Бронницкий Фома, первый заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве, управляющий Северо-Западным и Южным викариатствами г. Москвы, наместник Донского ставропигиального монастыря; протоиерей Анатолий Алефиров, благочинный Сергиевского округа, настоятель храма мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине г. Москвы; архимандрит Алексий (Туриков), насельник Новоспасского ставропигиального монастыря; протоиерей Георгий Климов, благочинный Троицкого округа, настоятель храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще г. Москвы; протоиерей Валентин Тимаков, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове г. Москвы; столичное духовенство.

На богослужении присутствовали: председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий; депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве В.И. Ресин; префект Северо-Восточного административного округа г. Москвы А.А. Беляев; заместитель префекта СВАО г. Москвы по строительству Е.Д. Каданцев; глава управы района Бибирево г. Москвы С.В. Юрьев; глава управы Алексеевского района г. Москвы В.А. Бужгулашвили (в 2016-2019 гг. — глава управы района Бибирево); строители и благотворители храма.

Богослужебные песнопения исполнил Праздничный хор Николо-Перервинского монастыря г. Москвы под управлением регента и художественного руководителя диакона Сергия Шебуренкова.

На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине.

За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан пресвитера диакона Алексия Тимофеева, клирика храма святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе г. Москвы.

Проповедь перед причастием произнес иерей Антоний Кошелев, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве г. Москвы, сотрудник Московской Патриархии.

По окончании богослужения Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал архиепископ Егорьевский Матфей.

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, как вы уже слышали, особый воскресный день, который открывает подготовительную неделю в преддверии Великого поста. С этого дня начинается Масленица. С одной стороны, наступает время народных гуляний, что уже прочно вошло в наш фольклор и быт. С другой стороны, это неделя, в течение которой мы уже совершаем великопостные богослужения, и народ Божий готовится к вхождению в великую спасительную Четыредесятницу.

Сегодняшнее воскресенье посвящается теме суда, которая особым образом представлена в Священном Писании. Вообще суд — это древнейшее человеческое учреждение; да и вряд ли возможна цивилизация без суда, ведь люди постоянно вступают в конфликты по разным поводам и причинам. А для того чтобы конфликты не завершались самым страшным образом, чтобы один человек не убивал другого, и был создан человеческий суд. Не было специальных актов о создании этого учреждения — суд вырос из самой истории человеческой цивилизации. И совершенно неслучайно, что именно сегодня, вступая в особую подготовительную неделю перед Великим постом, мы читаем страницы Священного Писания (Мф. 25:31-44), которые повествуют нам о Страшном суде — последнем Божием суде, когда явится окончательно абсолютная справедливость, когда ничто не сможет быть утаено, ничто не сможет быть искажено, но все предстанет пред лицом Божиим в свете Его Божественной правды. В Евангелии рассказывается о суде Божием, на который призваны все, и праведники будут поставлены с правой стороны, а грешники с левой, и Божественный суд отделит добро от зла, правду от лжи.

Повествование о Страшном суде дает нам полное понимание того, что произойдет в конце человеческой истории, когда люди предстанут пред лицом Божиим. Никакая человеческая хитрость, никакая дипломатия, никакая человеческая власть, будь власть государства, власть денег, власть общественного мнения, никакие газеты, журналы, телевизионные программы не смогут более определять, прав человек или виноват, хороший он или плохой. Ведь любая попытка определить степень вины человека, причислить его к праведникам или грешникам, осуществляемая по законам греховного человеческого общежития, не может явить абсолютную правду, мы должны это твердо усвоить. Когда все в один голос говорят о ком-то, что он плохой, не спешите присоединяться к их мнению других, пока на собственном опыте не убедитесь, что человек действительно плохой. Очень просто не только обидеть человека, но и уничтожить его, сформировав в обществе то или иное о нем представление, нередко абсолютно не соответствующее истине. В таком случае те, кто распространяет ложь, несут ответственность пред Богом и людьми, а когда и мы к ним присоединяемся, повторяя с чужого голоса, а сами не имея личного опыта общения с этим человеком, мы берем на себя грех обличителей, которые очень часто используют молву в своих узкокорыстных целях. Поэтому не следует с легкостью принимать на веру так называемое общественное мнение, которое одних возвышает, а других опускает. Не нужно с легкостью воспринимать все, что мы сегодня встречаем в средствах массовой информации, когда одни вдруг превращаются в героев, а другие становятся нерукопожатными лишь потому, что некий человеческий суд вынес такое суждение. Когда речь идет о личности человека, мы никогда не должны бездумно, нерассудительно следовать мнению других. Лишь когда убедимся сами, на собственном опыте, что тот или иной человек не выполняет своих обещаний, обманывает, представляет себя другим, нежели есть, тогда мы имеем право для себя лично и, может быть, для узкого круга своих близких вынести о нем свое собственное суждение. Да и то с большой осторожностью, дабы не впасть во грех.

Но о чем же пойдет речь на том последнем суде, когда Господь соберет народы от востока до запада, со всего мира? Пойдет ли речь о том, что в нашем обществе является значимым, о чем говорят по телевидению, пишут в газетах? Или о чем-то другом? Сегодняшнее Евангелие говорит: суд будет о другом, суд будет о нравственном состоянии человека. И как важно нам — еще раз хочу подчеркнуть — никогда не повторять слова осуждения, если сами не имеем на то оснований, для того чтобы и нас Господь не осудил на том великом и страшном суде. Не судите, да не судимы будете. Эти слова Священного Писания означают: не присоединяйтесь к тому суду, к тем обвинениям, в которых вы не уверены. Они не лишают нас возможности иметь собственное представление о том или другом человеке. Если этот человек не являет нам свои положительные черты, мы имеем полное право — без всякого осуждения, дабы не подавать никому повода, — не участвовать в его делах. Не принимать его как друга, но просто отойти от него, оставляя все на суд Божий. Вот это и есть христианский ответ на присутствие зла в человеческом общежитии.

Ну, а что же суд Божий? Суд Божий — благой и совершенный. Господь знает о каждом из нас больше, чем мы сами о себе знаем, и, конечно, гораздо больше, чем мы знаем о других. Поэтому результаты этого суда могут показаться совершенно неожиданными и не соответствовать нашей оценке того или иного человека. Для того чтобы суд Божий не посрамил нашу самонадеянность, нашу гордыню, мы должны еще и еще раз пропустить через разум и сердце великие Божии слова: Аз есмь истина и жизнь. Только Господь как единственная абсолютная Истина имеет возможность по-настоящему судить людей и выносить над ними Свой приговор. Тот самый, о котором мы сегодня слышали в Евангелии, когда Он отделит овец от козлищ и поставит овец по правую руку, а козлищ — по левую. И это будет окончательное Божественное слово о каждом, кто когда-то пришел на эту землю и оставил на ней свой след.

Углубляясь в тему суда в преддверии Великого поста, мы должны еще и еще раз переосмыслить свое отношение к людям, раскаяться в том, что порой выносили суд поверхностный, определяемый нашим личным отрицательным отношением к тому или иному человеку. В том, что омрачали свою душу, а может быть, доставляли скорбь другим своим неправедным судом. И если с этой темы начнется наше вхождение в поприще Великого поста, начнется наш подвиг покаяния, то Господь сподобит нас подойти ко дню Светлого Его Воскресения реально освобожденными от многих греховных наслоений, от многих греховных мыслей, слов и действий, которые препятствуют каждому быть ближе к Господу и Спасителю.

Пусть предстоящие дни Святого Великого поста помогут всем нам, мои дорогие владыки, отцы и братья, освободиться от груза греховного, который налипает на человеческом теле, на человеческой душе, подобно тому как налипает грязь на упавшего в нее человека. Да поможет нам Господь освободиться от всякой духовной грязи. Да поможет нам Господь предстать пред Ним с чистой совестью и с искренней верой, уповая на Его милость и любовь, освобождающие нас от греха и наполняющие нашу жизнь великим непреходящим Божественным смыслом. Аминь».

Святейший Патриарх поблагодарил за усердные труды настоятеля новоосвященного храма игумена Сергия (Рыбко), который по причине болезни не смог присутствовать на богослужении: «Хотел бы мысленно передать выражение моей благодарности отцу Сергию, настоятелю сего святого храма, который очень много потрудился над его созданием. Я радуюсь, что он собрал такую большую общину, такой приход, который, несомненно, любит своего настоятеля. Но так бывает, что иногда Господь посещает нас скорбью, и мы заболеваем, хотя никогда невозможно понять, к чему болезнь — к славе Божией или к какой-то еще большей скорби. Надеюсь, что и недуг, который отца Сергия посетил, дается ему Спасителем для очищения души и для оставления грехов, и для подготовки своей души к вхождению в Великий пост. Хотел бы еще и еще раз особо выразить ему свою сердечную благодарность и за этот построенный храм, и за всех вас, мои дорогие, кто собран в этом приходе и вносит свой вклад в процветание сего Божиего дома».

В дар храму Святейший Владыка передал вышитую плащаницу. «Пусть Господь хранит вас всех, укрепляет в жизни духовной, дает физические силы и помогает восходить от силы к силе, приуготовляя себя к встрече Светлого Христова Воскресения. Аминь», — добавил Предстоятель Русской Церкви.

Затем Святейший Патриарх огласил указ, которым игумен Сергий (Рыбко) во внимание к трудам по строительству храма Собора Московских святых в Бибиреве г. Москвы был удостоен сана архимандрита.

Святейший Владыка также поздравил депутата Государственной Думы ФС РФ, советника мэра г. Москвы, советника Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресина с 84-летием со дня рождения. «Владимир Иосифович Ресин, который в свое время был делегирован мэром Москвы для того, чтобы курировать Программу строительства новых храмов в г. Москве и который продолжает со тщанием осуществлять это служение, во многом помогая Патриарху решать вопросы реализации строительства новых храмов, особенно на стыке церковно-государственных отношений, сегодня празднует день рождения», — отметил Предстоятель Русской Церкви.

«Позвольте мне Вас сердечно поздравить, пожелать помощи Божией и крепости сил в предстоящих Ваших трудах на благо Церкви, Отечества и города Москвы», — сказал Святейший Патриарх, вручая В.И. Ресину образ Христа Спасителя с ювелирными украшениями.

Во внимание к помощи в строительстве храма Собора Московских святых в Бибиреве г. Москвы Патриаршими грамотами были награждены глава управы Алексеевского района г. Москвы В. Бужгулашвили и генеральный директор ООО «Дорожно-строительное управление — 9» С. Овсепян.

***

Храм Собора Московских святых построен на территории храма преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве г. Москвы.

Строительство храма Собора Московских святых началось в 2003 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II на средства прихода храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы, который являлся основным инвестором в период строительства и остается таковым сейчас. Все строительство и благоукрашение храма было осуществлено силами двух приходов, без привлечения спонсорских средств.

Так как малый храм прп. Сергия Радонежского, являющийся памятником архитектуры, уже не мог вместить всех прихожан, в целях обеспечения возможности служить Божественную литургию (пока новый храм не будет полностью построен) было решено выстроить сначала один придел в цоколе строящегося храма и полностью обустроить его для совершения богослужений. На Рождество Христово 2005 года была совершена первая Литургия в цокольном приделе, посвященном равноапостольному Николаю Японскому. В 2007 году был освящен приставной престол в честь блаженной Ксении Петербургской.

Весною 2009 года была отслужена первая Литургия в верхнем храме — в приделе в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Первая Литургия на главном престоле в честь Собора Московских святых была совершена на Пасху 2012 года.

В 2015 году храм Собора Московских святых был введен в эксплуатацию.

На сегодняшний день завершается благоустройство территории храма, в осенний период планируется высадка деревьев и кустарников, обустроена могила первого настоятеля протоиерея Петра Давыдова, трудами которого был восстановлен храм преподобного Сергия Радонежского.

Храм Собора Московских святых — одноэтажный с цокольным этажом, пристроенной колокольней высотой более 45 метров и симметричной ей звонницей, с пристройкой главного западного входа и встроенными пятью апсидами. Здание храма четырехстолпное, диаметр центрального барабана, стоящего на четырех столбах, — 12 метров, высота центрального купола с крестом — 39 метров.

Храм имеет 6 алтарей: пять расположены на первом этаже — главный посвящен Собору Московских святых, два крайних придела устроены в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и святителя Николая Мирликийского, два малых — в честь Новомучеников Бутовских и преподобной Евфросинии Московской. Один, посвященный равноапостольному Николаю Японскому, расположен в цокольной части храма. Кроме того, в храме имеется приставной престол с антиминсом в честь блаженной Ксении Петербургской.

Богослужения совершаются ежедневно в храме Собора Московских святых, так как храм преподобного Сергия Радонежского вмещает не более 100 человек. В воскресные и праздничные дни совершаются две Божественные литургии.

В старинном храме преподобного Сергия Радонежского совершаются торжественные богослужения в день Благовещения Пресвятой Богородицы — престольный праздник Благовещенского придела, во все дни памяти преподобного Сергия Радонежского, а также в памятный день чуда прекращения эпидемии холеры в селе Бибирево в 1873 году.

В настоящее время в храме несут служение 10 священников и 4 диакона. Двое священников являются настоятелями других строящихся храмов Северо-Восточного викариатства.

При храме действуют: воскресная школа во имя святого страстотерпца цесаревича Алексия, Центр русского рукопашного боя им. А.В. Суворова, духовно-просветительский лекторий для взрослых, изостудия. В рамках служения по утверждению трезвости и профилактики алкоголизма регулярно совершаются молебны и проводятся беседы со священником и профильными специалистами. Приход осуществляет окормление приписного домового храма преподобномученицы Елисаветы Феодоровны при ГБУ «Научно-практический реабилитационный центр» (в помещении интерната). Ежемесячно проводятся беседы духовенства храма с подопечными социального центра района Бибирево и с членами молодежных организаций. Устраиваются экскурсии, в том числе для подопечных центра Социального обеспечения района Бибирево и для школьников.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси