Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Центральное викариатство (новости)

В Неделю сыропустную Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля и возглавил хиротонию архимандрита Макария (Комогорова) во епископа Тарусского

2 марта 2025 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, где почивают мощи святителя Ермогена.

За богослужением состоялась хиротония архимандрита Макария (Комогорова) во епископа Тарусского. Новорукоположенный иерарх, избранный к епископскому служению решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2024 года (журнал № 145), стал викарием Калужской епархии с титулом «Тарусский».

По прибытии в собор Святейший Владыка поклонился мощам святителей Филиппа и Ермогена.

За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви; архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан; епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай, руководитель и главный редактор Издательства Московской Патриархии; епископ Козельский и Людиновский Никита; епископ Бийский и Белокурихинский Серафим; епископ Можайский Иосиф, наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; иеромонах Сергий (Голованов), благочинный Рождества Богородицы Пафнутьева Боровского мужского монастыря; протоиерей Виктор Сандар, клирик храма праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине г. Москвы; протоиерей Андрей Овчинников, настоятель храма Живоначальной Троицы в Листах г. Москвы; протоиерей Николай Симонов, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни г. Москвы; протоиерей Максим Кравченко, настоятель храма Введения Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы; протоиерей Михаил Прокопенко, настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве г. Москвы; протоиерей Вячеслав Шестаков, ризничий Патриаршего Успенского собора и храмов Московского Кремля; игумен Панфутий (Габидулин), наместник Рождества Богородицы Пафнутьева Боровского мужского монастыря; иеромонах Савва (Петрушко), наместник Свято-Троицкого Лютикова монастыря; иеромонах Августин (Пирогов), помощник председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, скитоначальник Никитского скита Рождества Богородицы Пафнутьева Боровского мужского монастыря; духовенство Калужской митрополии и г. Москвы.

Богослужебные песнопения исполнил сводный молодежный хор г. Москвы под управлением А.М. Харьковой.

На богослужении присутствовали: депутат Государственной Думы ФС РФ, староста Патриаршего Успенского собора Н.Ю. Чаплин; помощник председателя Правительства РФ Г.И. Идрисов; глава Законодательного Собрания Калужской области Г.С. Новосельцев; министр внутренней политики Калужской области О.А. Калугин; прокурор Калужской области К.Ю. Жиляков; главный редактор газеты «Вечерняя Москва» А.И. Куприянов; делегация мирян Калужской митрополии.

На телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru шла прямая трансляция богослужения.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Алексий Моисеев, настоятель храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове и Патриаршего подворья при храмах Вознесения Господня и Георгия Победоносца в Коломенском.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал Преосвященного епископа Тарусского Макария на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Макарий!

Милостью и щедротами, и человеколюбием Присносущного и Всемогущего Бога ныне свершилась твоя личная Пятидесятница: через возложение рук архипастырей и по их молитвам снизошла на тебя благодать Святого Духа, ты получил Его особые дары и воспринял апостольский жребий. Своим Премудрым Промыслом Вседержитель вел тебя к этому дню, дабы доверить высочайшее служение — «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).

Теперь ты сопричтен к сонму архиереев Русской Православной Церкви, и, дабы ты приготовился и не смутился (Пс. 118:60) от неизбежных на этом пути трудностей, обращаю к тебе сие отеческое наставление, которое да запечатлеется в твоем сердце и, надеюсь, поможет тебе в непростых обстоятельствах твоей жизни. Внемли же Патриаршему наказу и неотступно следуй всему услышанному.

Если кто епископства желает, тот доброго дела желает (1 Тим. 3:1), говорит апостол Павел, однако святитель Григорий Богослов предупреждает: дело сие — завидная и опасная высота (Слово 42). Завидная — в силу почетности положения, опасная же — потому что невозможно избежать вражеских искушений. Премудрый Иисус, сын Сирахов, так свидетельствует об этом: приступающему служить Господу надлежит приготовить душу свою ко искушению (Сир. 2:1). Великий дар, воспринятый тобой днесь, возлагает на плечи твои великое бремя ответственности, ибо "от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк. 12:48). Помни, что благодатные дары ты получил не потому, что сотворил нечто достойное, а для того чтобы заботиться о врученной тебе пастве, чтобы совершать достойные дела в будущем. Владыка же царей земных и Архиерей архиереев строго спросит тебя в день Страшного Суда о том, каков успех твоего делания. Итак, что бы тебе ни было поручено, старайся все совершать от души, как для Господа, а не для человеков (Кол. 3:23). Тебе необходимо стать для окружающих «образцом в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12).

Предлежащее тебе поприще требует твердой решимости следовать воле Вседержителя, посему всегда держи в памяти слова преподобного Иосифа Оптинского: все делается с нами Промыслом Божиим, непрестанно пекущемся о нашем духовном спасении (Письма, 274). Все скорби и невзгоды посылаются свыше для нашего вразумления, исправления и укрепления человека, дабы вера его оказалась драгоценнее огнем испытываемого золота (1 Пет. 1:7).

Твоя жизнь и служение связаны с Калужской землей, прославленной подвигами Оптинских старцев. Старайся чаще обращаться к их наставлениям, усваивай их богатый опыт, ибо они были настоящими духовными маяками в непростые для нашего народа времена и сегодня остаются учителями благочестия и мудрости, столь необходимыми в деле спасения.

Тебе предстоит быть помощником Преосвященного митрополита Климента, под руководством которого ты уже много лет работаешь на ниве церковного книгоиздания. Книжное дело играет важную роль для духовного просвещения как детей, так и взрослых. К сожалению, сегодня еще много таких людей, которые считают себя христианами по факту крещения, но имеют весьма смутное представление о православном учении. Только укорененность в церковной традиции способна дать прочное основание для противостояния заблуждениям, помочь в работе над собой, в стяжании добродетелей, поэтому призываю тебя уделять особое внимание развитию катехизации и повышению уровня религиозного образования как молодежи, так и вообще наших прихожан.

Не забывай и о внешних. Люди всегда, особенно в нынешнее непростое время, задаются вечными вопросами о смысле бытия, а мы, по слову апостола, должны быть готовы всякому, требующему у нас отчета о нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3:15). Помочь в этом может не только духовное просвещение, но и живое общение, проповедь и, конечно, добрые дела, которые являются плодами нашей веры. Развивай доброделание, причем не только в личном плане, но и в церковном, то есть то, что мы сегодня называем социальным служением Церкви, поддерживай работу с молодежью, не забывай о больных и в темницах заключенных, и при этом неустанно проповедуй слово Божие и являй личный пример христианской жизни.

Знаю, что ты не раз был в зоне проведения специальной военной операции с гуманитарной миссией. Духовное окормление воинов — очень важное направление церковной работы, не оставляй его и впредь: людям, находящимся на границе жизни и смерти, особенно нужны укрепляющие слова о Боге и Его любви к ним, о жертвенности и христианском смысле ратного подвига и, конечно, им необходимы молитвенная поддержка и участие в Таинствах.

Так, стремясь «представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Кол. 1:28), вдохновляйся мыслью о том, что все мы воины Господа, которым надлежит вести непрестанную брань "против духов злобы поднебесных" (Еф. 6:12). Победоносный Архистратиг наш — Сам Спаситель, окруженный сонмом Сил Бесплотных и всех святых. Мы же, архипастыри Церкви, поставлены Духом Святым трудиться и подвизаться силою Его (Кол. 1:29) и быть добрыми домостроителями многоразличной благодати Божией (1 Пет. 4:10). От домостроителей же требуется, по слову всехвального апостола Павла, чтобы каждый оказался верным (1 Кор. 4:2).

Не своего ищи, но Божиего, заботься о наследии Христовом, будь внимателен к людям, не господствуя над ними, но подавая пример стаду (1 Пет. 5:3), не гордись собой, не превозносись над другими и подражай во всем Пастыреначальнику Иисусу, Который "смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Флп. 2:8).

Теперь же прими жезл свой — видимое свидетельство епископской власти и дарованной тебе Божественной силы — и благослови народ, молившийся с нами о ниспослании тебе помощи от Господа в предстоящем архипастырском служении. Аминь».

По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и молитву у раки с мощами святителя Ермогена.

Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы молитвенно вспоминаем имя великого Патриарха всея Руси Гермогена. Вспоминаем его не только как Патриарха, многое делавшего для укрепления церковной жизни, но и как человека, душу свою положившего за овцы своя (Ин. 15:13), то есть принявшего мученическую кончину.

А избежать этой кончины в его положении было весьма просто — не покидая Патриаршей кафедры, не впадая ни в ересь, ни даже в раскол. Достаточно было легализовать присутствие в Москве польских войск, которые, как вы знаете, вошли в город и даже захватили Кремль. И вот для того чтобы присутствие внешних сил не вызывало у русских людей желания организовать сопротивление, чтобы они смирились с тем, что случилось, — мол, пришли и пришли, мало ли чего не было в нашей жизни, и татары тоже к нам приходили, — для того чтобы погасить стремление народа бороться за свободу и независимость своей страны, нужен был авторитетный голос, к которому бы прислушались. Поэтому поляки совершенно сознательно обратились к святителю Гермогену, чтобы он призвал народ не сопротивляться полякам, не видеть в них врагов. Казалось бы, чисто политическая акция! Они ведь не требовали от святителя Гермогена отречения от Православия, не требовали креститься не по-православному, а по-католически, не требовали внедрения латинских обрядов, а лишь того чтобы он сказал народу: не надо сопротивляться этой власти. И трудно сказать, что бы тогда произошло, ведь народ наш столетиями находился под игом Орды и иноземная власть была в каком-то смысле привычной. Но святитель Гермоген понимал, какая большая разница была между поляками, вошедшими в Кремль и стремившимися в первую очередь, как мы теперь говорим, переформатировать наше религиозное сознание, и азиатскими захватчиками, которых наши души не интересовали, а только наши материальные возможности. А потому и не представляли те захватчики страшной опасности для духовной жизни народа, но такую опасность представляли те, кто вошел в Кремль и требовал от Патриарха Гермогена обратиться с воззванием к своему народу, чтобы он принял оккупантов. Мы знаем, что святитель отказался. Он был брошен в подвал, ему не давали пищи, пития и, в конце концов, Патриарха всея Руси заморили. Видимо, он умер от голода, холода, жажды, болезней, но умер несломленным. Он умер, оставаясь величайшим примером любви к Церкви, верности архиерейской присяге и любви к Отечеству. Поэтому Патриарх Гермоген является и церковным светильником, и героем нашей истории, героизм которого не может игнорировать даже самый нерелигиозный исследователь.

Пример святителя Гермогена очень важен. Мы должны помнить: пока Россия свободна от внешних сил, мы как народ имеем возможность устроять свою внутреннюю жизнь — не только материальную, социальную, экономическую, но и духовную. Может быть, это и есть самое важное измерение подлинного суверенитета России. Именно поэтому враги, которые стремились завоевать Россию, в первую очередь хотели заставить народ отказаться от православной веры, потому что в православной вере мы черпаем те ценности, ту мотивацию, которая работает на благо страны, на благо ближних наших.

Пример святителя Гермогена, пример его жизни и смерти, должен еще и еще раз помочь всем нам понять, что в случае с Россией патриотизм — это не только любовь к земному Отечеству. Это нечто большее — это любовь к Богу, Пресвятой Богородице, Которая простерла Свой Покров над нашей страной. Это любовь к нашей вере, это любовь к благочестию, к тем ценностям, которые помогли сохраниться русскому народу, несмотря на все внешние, а чаще внутренние агрессивные действия, которые были направлены на полное разрушение нашей веры. И поэтому всякий раз, когда мы вспоминаем святителя Гермогена, всякий раз, когда припадаем к его мощам, здесь находящимся, мы должны, с одной стороны, благодарить святителя за ту великую миссию, за то великое деяние, которое он совершил, защитив, не имея оружия в руках, нашу страну, и одновременно мы должны учиться любви к Богу, любви к своей родной Православной Церкви, любви к своему Отечеству. Вот из этих трех составляющих и формируется подлинный патриотизм, который невозможно разрушить, переформатировать, используя любые соблазнительные доктрины и любое соблазнительное воздействие на сознание наших людей. Только бы нам с вами в этом море плюрализма, как сейчас говорят, не потерять то, чем была всегда сильна наша страна и наш народ, то, что с такой красотой и убедительностью проявилось в жизненном подвиге и мученической кончине святителя Гермогена.

Его молитвами да хранит Господь землю Русскую, да хранит Церковь нашу в единстве, единомыслии и да укрепляет каждого из нас в вере и благочестии. Аминь».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси