Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Центральное викариатство (новости)

В понедельник Страстной седмицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя

10 апреля 2023 года, в понедельник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Зарайский Константин; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; иеромонах Ермоген (Бурыгин), и.о. председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; московское духовенство.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви к празднику Святой Пасхи ряд клириков храмов Московской епархии, Патриарших подворий, ставропигиальных приходов и монастырей, синодальных отделов и Московских духовных школ были удостоены следующих богослужебно-иерархической наград:

права ношения креста с украшениями

  • иеромонах Анатолий (Альков), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • иеромонах Лука (Ауле), насельник Сретенского ставропигиального мужского монастыря;
  • иеромонах Валентин (Восканян), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иеромонах Ираклий (Горлин), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иеромонах Викторин (Непринцев), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иеромонах Серапион (Очеретный), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иеромонах Афанасий (Серебренников), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • иеромонах Глеб (Тершуков), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иеромонах Адриан (Чаликов), клирик Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря;
  • иеромонах Герман (Чекунов), клирик Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря;
  • протоиерей Андрей Близнюк, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе;
  • иерей Димитрий Бондаренко, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Отрадном;
  • протоиерей Петр Винокуров, настоятель храма Архистратига Божия Михаила, Патриаршего подворья в Царицыне;
  • протоиерей Иоанн Власов, клирик храма бессребреников Космы и Дамиана в Шубине;
  • иерей Виталий Воборьев, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине;
  • иерей Александр Герего, настоятель храма праведного Симеона Верхотурского, Патриаршего подворья в Марьине;
  • протоиерей Владимир Гулин, клирик храма Воскресения Словущего, Патриаршего подворья на Арбате;
  • протоиерей Виктор Гусев, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», Патриаршего подворья в Чертанове;
  • протоиерей Алексий Давиденко, клирик храма Вознесения Господня («Малое Вознесение») на Большой Никитской;
  • иерей Виталий Данилюк, настоятель храма мученицы Татианы Римской, Патриаршего подворья в Люблине;
  • иерей Димитрий Дворников, клирик храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове;
  • иерей Игорь Дорохов, настоятель подворья Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря при храме в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в с. Молзино Московской области;
  • протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный храмов Рождественского округа, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове;
  • протоиерей Евгений Зуев, клирик храма Рождества Христова в Измайлове;
  • протоиерей Сергий Ишков, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Московской духовной академии;
  • протоиерей Анатолий Кирсанов, клирик храма Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище;
  • протоиерей Василий Клочков, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках;
  • иерей Михаил Колюпанов, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Орлове;
  • иерей Павел Конотопов, клирик храма мученицы Татианы, Патриаршего подворья при МГУ;
  • протоиерей Димитрий Конюхов, настоятель храма Сретения Господня, Патриаршего подворья в Бирюлеве;
  • иерей Антоний Лакирев, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке;
  • протоиерей Алексий Малышев, клирик храма Живоначальной Троицы в Чертанове;
  • протоиерей Роман Марков, настоятель храма Преображения Господня в Старом Беляеве;
  • протоиерей Андрей Марущак, клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя;
  • протоиерей Максим Миров, клирик храма Положения Ризы Господней на Донской;
  • протоиерей Алексий Митюшин, настоятель храма Живоначальной Троицы, Патриаршего подворья в Косине;
  • протоиерей Леонид Наземнов, настоятель храма преподобного Александра Свирского в Грайворонове;
  • протоиерей Игорь Неродюк, клирик храма Живоначальной Троицы в Хорошеве;
  • протоиерей Александр Никольский, настоятель храма Трех святителей, Патриаршего подворья в Раменках;
  • протоиерей Владимир Новицкий, настоятель храма святителя Николая Мирликийского, Патриаршего подворья у Соломенной Сторожки;
  • протоиерей Илия Осиевский, клирик Покровского ставропигиального женского монастыря;
  • иерей Андрей Постернак, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе;
  • протоиерей Илия Провада, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском;
  • протоиерей Александр Птицын, клирик храма Вознесения Господня («Большое Вознесение») у Никитских Ворот;
  • иерей Виктор Родин, клирик храма Рождества Христова в Измайлове;
  • протоиерей Димитрий Рощин, настоятель храма святителя Николая Мирликийского на Трех Горах;
  • протоиерей Виктор Сарана, клирик храма великомученика Димитрия Солунского на Благуше;
  • протоиерей Алексий Трубач, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве;
  • иерей Георгий Узун, клирик храма Собора новомучеников и исповедников Российских, Патриаршего подворья в Новокосине;
  • протоиерей Павел Феоктистов, клирик храма Живоначальной Троицы в Листах;
  • протоиерей Серафим Хайруллин, клирик Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря;
  • протоиерей Константин Харитонов, настоятель Пересветовского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • протоиерей Павел Хондзинский, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе;
  • иерей Георгий Шаламберидзе, настоятель храма равноапостольной княгини Ольги, Патриаршего подворья в Солнцеве;
  • иерей Александр Щелкачев, клирик храма клирик храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе;

права ношения двойного ораря

  • иеродиакон Арсений (Гуляев), насельник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря;
  • иеродиакон Алексий (Очканов), насельник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря;
  • иеродиакон Парфений (Синицын), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;
  • диакон Виталий Атрошенко, клирик храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове;
  • диакон Максим Вихорев, клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле;
  • диакон Роман Лапин, клирик храма святителя Филиппа, митрополита Московского, в Мещанской Слободе;
  • диакон Леонид Набатчиков, клирик храма преподобного Пимена Угрешского Николо-Угрешской духовной семинарии;
  • диакон Димитрий Пушкарев, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове;
  • диакон Андрей Рождественский, клирик храма преподобномученицы Елисаветы, Патриаршего подворья в Восточном Измайлове;
  • диакон Максим Скворцов, клирик храма равноапостольного князя Владимира, Патриаршего подворья в Новогирееве;
  • диакон Валерий Соснин, клирик храма благоверного князя Александра Невского при б. Комиссаровском училище;
  • диакон Николай Сухарев, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», Патриаршего подворья на Каховке;
  • диакон Кирилл Храмчихин, клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Рязанке.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.

Проповедь перед причастием произнес иерей Александр Коблов, клирик Московского подворья Валаамского монастыря.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Первый день Страстной седмицы посвящается воспоминаниям о неплодной смоковнице, которая была осуждена Господом и засохла (Мф. 21:18-43).

Каждый вечер Господь покидал Иерусалим — отдыхал, беседовал со Своими учениками, а утром снова возвращался. По пути в Иерусалим Он проходил мимо смоковницы, то есть инжирного дерева, и, наверное, испытывал с утра естественное желание что-то вкусить. Однако, когда Он возжелал утолить голод, плодов на смоковнице не оказалось, и Господь осудил это древо так, что оно засохло.

Критически настроенные комментаторы, делавшие замечания по поводу этого евангельского текста, доходили до того, что обвиняли Господа в жестокости: "Как же так — проповедует любовь, а ни за что дерево осудил! Да еще так осудил, что оно засохло! Где же здесь любовь? Какие же ужасные противоречия скрываются в Новом Завете, и как только люди это слушают! И не только слушают, но и принимают близко к сердцу и уму то, что в этой книге написано!"

А ведь на самом деле Господь осудил смоковницу не потому, что был голоден, а она не дала Ему возможность вкусить пищи. Господь возлагал на себя сорокадневный пост в пустыне — сорок дней и ночей Он провел в уединении и в полном отказе от всякой пищи. Поэтому осудил смоковницу, конечно, не за то, что Не смог от нее напитаться, а за то, что она явилась неким символом лицемерия, обмана. Через смоковницу Господь осудил лицемерие, которое в то время действительно поработило сознание иудеев, причем именно тех, кто была ответственен за религиозную жизнь всего народа. Так называемые фарисеи — это образованные люди, которые были учителями народа, но, нередко возлагая бремена неудобоносимые, сами не исполняли того, чему учили (см. Мф. 23:4). И Господь, осуждая смоковницу, осуждал лицемерие фарисеев, и не только фарисеев, но и всех тех, кто был после них.

А разве сегодня нет лицемерно верующих людей? В советское время таких практически не было, потому что проявлять свою религиозность было небезопасно. А теперь почему бы не продемонстрировать свою религиозность, лишний раз не сказать о приверженности традициям? Но что если спросить такого человека: "А как насчет Великого поста? Вы вообще поститесь? И поститесь ли, как полагается православному христианину?" Если человек честный, он скажет: "Нет, к сожалению", а нечестный будет говорить что-то невнятное по этому поводу.

Другими словами, осуждение смоковницы — это осуждение лицемерия, и неслучайно мы слышим это повествование в самом начале Страстной седмицы, с тем чтобы не было в наших с вами мыслях и поступках даже тени лицемерия. С чистой совестью, исторгая любые остатки греховных мыслей, мы должны идти навстречу воспоминаниям о страданиях Спасителя, Его крестной смерти и Его Воскресении. Потому и напоминает нам Церковь о том, как Господь наказал неплодную смоковницу, явившуюся неким символом человеческого лицемерия.

Каждый день, особенно во время Страстной седмицы, сопровождается очень глубокими, исполненными огромного духовного смысла чтениями, молитвословиями, но как важно, чтобы мы с вами не просто стояли в храме, думая о чем-то своем, далеком от молитвы и духовной жизни! Давайте постараемся вслушиваться в слова, которые произносятся, особенно в евангельские тексты, с тем чтобы действительно, насколько возможно для нас, людей слабых и ограниченных, приобщиться к Божественной мудрости, которая не только обогащает наш разум, но и реально спасает наши души.

Каждый день Страстной седмицы наполнен очень большим духовным содержанием. И дай Бог нам, приобщаясь к этим Божественным смыслам и затем проецируя их на свою собственную жизнь, осознать, насколько же мы отходим от тех духовных идеалов, которые Господь нам предначертал. Осознавая свою отдаленность от Божественного предначертания, испросить еще и еще раз у Господа прощения за нашу слабость, за наше нерадение, за наше окамененное нечувствие, за нашу неспособность не только умом, но и сердцем, и душой, и всем своим существом принимать слово Божие и по мере сил претворять в своей жизни.

Всех вас поздравляю с Великим Понедельником и желаю всем нам в мире душевном, благочестии, чистоте, добрых мыслях и молитве провести предстоящие святые дни Страстной седмицы. Храни вас всех Господь».

Затем состоялась краткая беседа Его Святейшества с награжденными клириками.

«Помогай вам Бог, дорогие отцы, нести такую важную спасительную вахту, оберегая наш народ от множества соблазнов, скорбей, сомнений и всего того, что обрушивается на современного человека через СМИ, через другие источники; и все, что обрушивается, — все направлено на то, чтобы человек забыл о Боге, за редчайшим исключением. Поэтому вахта наша с вами сегодня особенно ответственная и сложная. Помогай вам всем Господь в трудах!» — напутствовал Святейший Патриарх Кирилл награжденных.

От лица награжденных священников со словами благодарности к Святейшему Владыке обратился протоиерей Александр Птицын, клирик храма Вознесения Господня («Большое Вознесение») у Никитских Ворот.

От лица награжденных диаконов Святейшего Патриарха поблагодарил диакон Леонид Набатчиков, клирик храма преподобного Пимена Угрешского Николо-Угрешской духовной семинарии.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси