1 сентября 2024 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря.
За Литургией была совершена хиротония архимандрита Гавриила (Мельникова), клирика Липецкой епархии, во епископа Набережночелнинского и Елабужского (Татарстанская митрополия). Новорукоположенный иерарх был избран к епископскому служению решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 июля 2024 года (журнал № 72).
1 сентября отмечается День знаний. В этот день Русская Православная Церковь возносит сугубые молитвы об учащих и учащихся.
Кроме того, в первое воскресенье сентября (первое воскресенье после 18 августа по ст. ст.) решением Священного Синода от 13 июля 2015 года (журнал № 41) был установлен ежегодный день особой молитвы о Божием творении.
Перед началом богослужения у входа в храм Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского монастыря митрополит Каширский Феогност; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков; заместитель префекта Южного административного округа г. Москвы А.Н. Ерошин.
По прибытии в собор Святейший Патриарх Кирилл поклонился чудотворной Донской иконе Божией Матери, которая по сложившейся традиции накануне праздника была принесена в Донскую обитель из Государственной Третьяковской галереи. Также Святейший Владыка поклонился покоящимся в Большом соборе честным мощам святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.
За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Липецкий и Задонский Арсений; митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл; митрополит Каширский Феогност; архиепископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий; епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Фарковец, благочинный Донского церковного округа Московской (городской) епархии, настоятель храма Ризоположения на Донской улице г. Москвы; протоиерей Олег Воробьев, благочинный Даниловского церковного округа, настоятель храма Живоначальной Троицы на Борисовских прудах г. Москвы; архимандрит Трифон (Голубых), благочинный Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря Липецкой епархии; игумен Никита (Вихляев), насельник Донского монастыря; иеромонах Кирилл (Корытко), секретарь Татарстанской митрополии; протоиерей Андрей Дубровин, благочинный Закамского церковного округа Казанской епархии, настоятель Вознесенского архиерейского подворья; иеромонах Кирилл (Забавнов), благочинный Елабужского церковного округа Набережночелнинской епархии, настоятель Спасского собора г. Елабуги; протоиерей Андрей Лосык, настоятель храма бессребреников Космы и Дамиана г. Набережные Челны; иеромонах Савва (Силантьев), насельник Задонского Рождество-Богородицкого монастыря; насельники Донской обители в священном сане и духовенство г. Москвы.
Богослужебные песнопения исполнил хор Донского монастыря (регент — П.В. Мунтян).
На богослужении присутствовали: мэр г. Набережные Челны Н.Г. Магдеев; заместитель префекта Южного административного округа г. Москвы А.Н. Ерошин; вице-президент Российского союза химиков А.Г. Гурьев; первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» В.В. Михайлов; руководитель ювелирно-художественной мастерской «Апостол» И.С. Харьков.
В храме находились почетный караул и воины Семеновского полка.
Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На площади Донской обители был установлен большой экран, на который была выведена трансляция из Большого собора.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения о Святой Руси.
Также в сугубую ектению были включены прошения о сохранении творения Божия:
«Сотворивый мир и вся, яже в нем, Господи, приими покаяние наше и во время потребно посли земли дождь и благорастворение воздухов, умири стихии, да грех наших ради не мучается и страждет тварь, молимтися, услыши и милостивно помилуй.
Еще молимся о еже не помянути беззаконий и неправд людей Своих, и отвратити от нас весь гнев Свой, праведно на ны движимый, и не погубити мир сей гладом, жаждею и иными бедами, но сохранити его и нас пощадити, молимтися услыши и помилуй»
и прошения на начало учебного года:
«Еще молимся Господу Богу нашему, о еже призрети милостивно на отроков сих, и низпослати в сердца, во ум и во уста их Духа премудрости, разума же и благочестия, и страха Своего, и просветити их светом Своего богоразумия, и подати им силу и крепость, во еже скоро прияти и спешно навыкнути Божественнаго закона Его наказанию, и всему благому и полезному учению; еже преуспевати им премудростию и разумом, и всеми благими делы в славу Пресвятаго Его имени, и даровати им здравие, и долголетны их сотворити к созиданию и славе Церкве Своея, рцем вси: Господи, услыши и милостивно помилуй».
После сугубой ектении Предстоятель Русской Церкви вознес молитву о Святой Руси и, затем, молитву об учащих и учащихся:
«Господи, Боже и Создателю наш, образом Своим почтый нас человеки, научивый избранныя Твоя, яко дивитися внемлющым учению Твоему, открывый премудрость младенцем; иже Соломона и всех взыскующих премудрости Твоей научивый, отверзи сердца, умы и уста рабов Твоих сих, во еже прияти силу закона Твоего, и со успехом познати преподаваемые им полезная учения, в славу Пресвятаго имене Твоего, в пользу и созидание Святей Твоей Церкви, и разумети благую и совершенную волю Твою. Избави всех учащих и учащихся от всякаго налога вражия, соблюди их в Православии и вере, и во всяком благочестии и чистоте во вся дни жизни их, да преуспеют в разуме и во исполнении заповедей Твоих; да тако преуготовленные прославят Пресвятое имя Твое, и будут наследниками Царствия Твоего. Яко Ты еси Бог силен в милости, и благ в крепости, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, всегда, ныне и присно, и во веки веков».
За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Андрея Демченко, клирика храма святителя Николая Мирликийского в Пыжах, в сан пресвитера.
Проповедь перед причастием произнес иеромонах Филарет (Бердников), насельник Донского монастыря.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Набережночелнинского и Елабужского Гавриила на служение и вручил ему архиерейский жезл:
«Преосвященный епископ Гавриил!
Неизреченная любовь Божия привлекла тебя сегодня в сей дивный храм, дабы ты, призванный по воле Вседержителя к высокому архиерейскому служению, стал, по слову апостола Павла, сосудом Его милосердия и делом явил богатство славы Христовой (Рим. 9:23).
Вместе с апостолом языков, обращавшимся некогда к Коринфской общине, прошу Господа, чтобы Его спасительная благодать не тщетно была принята и тобою (2 Кор. 6:1). Пусть же щедрые дары Духа, почившего на тебе чрез возложение рук святительских и по молитвам верующего народа, принесут твоими стараниями и усердием сторичный плод на ниве евангельской проповеди. Именно в этом — главная цель и основное содержание епископского служения. На эти непростые труды посылает тебя Церковь, которой заповедано свидетельствовать о Господе Иисусе даже до края земли (Деян. 1:8).
Впрочем, не на край земли, а на широкие просторы Прикамья и Поволжья, родные и дорогие сердцу русского человека, направляешься ты ныне. Здесь тебе предстоит надзирать за наследием Божиим (1 Пет. 5:2-3), по слову апостола Петра, заботясь о пастве Набережночелнинской епархии. Священный долг Патриарха побуждает преподать тебе сие отеческое наставление, руководствуясь которым, ты бы смог успешно проходить предлежащее тебе поприще. Потому отнесись к сказанному мною предельно внимательно. Не как к некоей необходимой формальности, но как к важной программе действий на всю твою жизнь.
Жизнь твоя с этого момента сильно изменилась: ты вошел под своды храма священномонахом, а выходишь архипастырем, которому вверены души тысяч людей. Но что же, разве до этого ты не служил Церкви? Разве не трудился во славу имени Христова и прежде? Конечно, трудился, и Сердцеведец видел твою ревность, дело веры, труд любви и терпение упования на Господа (1 Фес. 1:3), по слову апостола Павла.
Однако ответственность, которая вручена тебе ныне, воистину несоизмерима с той, что ты нес до сих пор. Одно дело — заботы о душою привязанных к тебе чадах и исполнение послушания, к которому лежит твое сердце. Совсем другое дело — добровольное несение скорбей ради того, чтобы спасительный свет Воскресения Христова воссиял и в ближних, и в дальних, и в любящих тебя, и в ненавидящих. Такова обязанность епископа, по слову апостола Павла: непрестанно возвещать Евангелие, проповедовать во время и не во время, увещевать со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2). Иными словами, надлежит тебе для всех сделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9:22).
Возведи же очи свои и посмотри на нивы, как они побелели и поспели к жатве (Ин. 4:35)! Задачи духовного просвещения народа ныне особенно актуальны для Церкви. Слава Богу, давно миновали те годы, когда остро ощущался недостаток религиозной литературы, когда сложно было найти святоотеческие труды и богословские сочинения. Именно поэтому сегодня мы не имеем права работать «по старинке», цепляясь за представления прежних лет о форматах церковной жизни и полагая достаточным следовать неким устоявшимся шаблонам. Ныне мы имеем ценную возможность напитать умы и сердца соотечественников истинами Евангелия и приобщить людей к сокровищам православного предания, приучая их чувства к различению добра и зла (Евр. 5:14).
Посему, ревнуя о дарах духовных, старайся обогатиться ими к назиданию Церкви и более всего молись о даре истолкования (1 Кор. 14:12-13), дабы твое свидетельство о Христе Спасителе звучало ярко, убедительно и было ответом на вызовы времени, то есть на чаяния и проблемы людей.
Как человеку образованному и имеющему немалый преподавательский опыт, тебе вéдома польза от настоящего просвещения, которое помогает пастырю проповедовать не от ветра главы своея, но от истинной мудрости Церкви Христовой, напоенной Духом Святым (1 Кор. 12:13). К этому призывай и вверенных тебе священнослужителей. Поелику же пастырю надлежит самому хорошо уразуметь учение, прежде чем наставлять других, дóлжно сначала слово Божие сварить внутри своего сердца и солью разума растворить, как свидетельствует святитель Тихон Задонский, которого, насколько мне известно, ты весьма почитаешь. Что же значит сей оборот речи святителя? А вот что: возвещай пасомым волю Божию, но прежде твори ее сам (Наставления об обязанности пастырей).
Это и мой отеческий тебе завет, ибо на тебя будут устремлены взоры клира и мирян, для которых ты должен стать примером во всем: "в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (1 Тим. 4:12), как наставляет Тимофея апостол Павел. Заботясь о развитии социального служения в епархии, то есть о служении доброделания, и сам не избегай посещения нуждающихся, оказывай помощь обездоленным, поддерживай скорбящих и страждущих. Призывая других к активной работе, в том числе с молодежью, поспеши сам делом явить заинтересованность в общении с подрастающим поколением и в личном участии в просветительских проектах.
Вместе с тем, не забывай и о том, что "успех пастырского делания не столько зависит от внешних мероприятий, сколько является следствием духовного подвига и благодатной жизни самого пастыря". Уверяю тебя — слова эти, произнесенные Патриархом-исповедником Тихоном в качестве напутствия одному из новопоставленных иереев, справедливы для всякого служителя Христова, а наипаче для архипастыря, который самим иерархическим положением обращает на себя внимание многих людей, порою составляющих представление о Церкви именно по образу, который являет собой епископ. Посему, исполняя возложенное на тебя служение, стремись иметь "доброе свидетельство от внешних, дабы не впасть в нарекание и сеть диавольскую" (1 Тим. 3:7). Речь не о комплиментах или лести, а речь о таком свидетельстве от внешних, которое связано с их обращением к Господу, с изменением их духовной жизни.
Тебе предстоит совершать епископские труды в регионе, где проживает немало мусульман, где исламская культура традиционно оказывает большое влияние на общественную жизнь. Пребывая в единомыслии с главой митрополии Высокопреосвященным Кириллом и действуя с мудростью и осмотрительностью, старайся, по выражению апостола Павла, быть в мире со всеми людьми (Рим. 12:18) и выстраивай добрые отношения с представителями мусульманских общин и c государственной властью.
Итак, весьма обширно поле твоей новой деятельности. Как же успешно совершить эти труды, представив себя Богу достойным (2 Тим. 2:15)? "Если возлюбишь пути правды, то обретешь вечную жизнь", — свидетельствует преподобный Ефрем Сирин (В подражание притчам). А потому с неизменным усердием "совершай дело благовестника, исполняй служение твое" (2 Тим. 4:5), уповая на милость и помощь Божию, — и получишь от Пастыреначальника неувядающий венец славы (1 Пет. 5:4).
С этим напутствием вручаю тебе жезл сей — символ твоей архипастырской власти и апостольского преемства. Благословив народ от полноты ниспосланных тебе даров, гряди же с миром на новое служение Церкви, и да будет епископство твое угодно Создателю, Который да утвердит сердце твое непорочным во святыне пред Богом и Отцом нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь (1 Фес. 3:13)».
По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.
Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и молитву перед Донской иконой Божией Матери.
От лица насельников и прихожан Донского монастыря наместник обители митрополит Каширский Феогност приветствовал Предстоятеля и преподнес Его Святейшеству список Донской иконы Божией Матери.
Святейший Владыка обратился к верующим с Первосвятительским словом:
«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогой владыка наместник! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с этим замечательным праздником, когда мы вспоминаем чудеса, проистекшие от Донского образа Пресвятой Богородицы. С этими чудесами связаны исторические моменты в жизни нашего народа — исторические не просто в силу политической значимости, но потому что от исхода этих событий зависело само существование нашей страны. Знаем и о мужестве ратных людей, мудрости полководцев, но ни те, ни другие не полагали, что их деятельность была причиной победы, но все соотносили победу с действием Божественной благодати, явленной через заступничество Пресвятой Богородицы.
Современный человек, даже тот, кто в храм ходит, молится, просит, нередко, получив просимое, особенно если это связано с успехами в профессиональной или политической деятельности, преисполняется в первую очередь уважением к самому себе — надо же, всё получилось, успел, сделал, убедил. Конечно, есть и те, кто в первую очередь Бога благодарит. Но чаще всего даже те, кто и в храм приходил, и просил, по получении просимого не очень-то Бога благодарят, а уж если и благодарят, то формально или материально — придут, свечечку поставят. А вот так, чтобы чудо в личной жизни, последствия которого имели очень важное значение для человека, стало поворотным его в духовной жизни, — такое случается, но в меньшинстве случаев.
Но благодарение Богу за совершённое деяние есть непременное условие того, чтобы оставалась жизненной и действенной наша вера. Когда верующий человек благодарит Господа за деяния, это значит, что цепь замыкается. Молитва была обращена к Богу, Господь услышал, подал, и в ответ на Божественное благодеяние мы отвечаем благодарностью. Господу благодарность не нужна, Он вседоволен, как учит нас Священное Писание, но это нужно нам, чтобы цепь замкнулась, чтобы она не остановилась на Божием благодеянии. Молитва, благодеяние и всё — вот и прервалась цепь, и благодать не дошла до нас, тех, кто просил о Божественном благодеянии. Поэтому благодарность Богу есть непременное условие — употреблю светское слово — эффективности нашего религиозного сознания, нашего религиозного чувства и нашей религиозной практики. Нет благодарения, и цепь полностью не замыкается, и токи Божественной благодати пресекаются. Поэтому благодарение, наряду с прошением, есть непременное условие того, чтобы благодать Божия прикасалась к нам.
Вот и величайшее Таинство, которое Сам Христос установил, — Таинство Святой Евхаристии, а ведь «Евхаристия», в переводе с греческого на русский, — это благодарение, это Таинство Благодарения. Совершая Литургию, мы максимальным образом благодарим Господа за Его благодеяния. Но так ли это, когда мы молимся во время Литургии? Молимся мы, конечно, больше всего о себе, о том, чтобы Господь нам что-то дал, исцелил, укрепил, вразумил, помог разрешить какие-то конфликты, — а ведь мы присутствуем на Литургии, во время Таинства Благодарения! Поэтому благодарение Богу – это главная наша молитва.
Вот давайте научимся всякое молитвенное действие в храме или дома начинать с благодарения Господу за всё, аще вемы и аще не вемы, за видимое и невидимое, потому что рука Божия над нами, над каждым из нас. И, поблагодарив Господа, можем смиренно вновь обратить к Нему прошение помочь — либо со здоровьем, либо в каких-то других жизненных обстоятельствах. И ведь знаем: Господь помогает. Но как же правильно всякому прошению предпослать искреннее, сердечное и осознанное благодарение Господу! Нас, конечно, спасает то, что сама Божественная литургия, как я только что сказал, является Таинством Благодарения, но мы в этой Литургии тоже должны соучаствовать своим собственным благодарением, а не только постоянными просьбами к Господу «подаждь, помоги, вразуми, укрепи, защити». Сказать: «Спасибо Тебе, Господи, за всё — за мое рождение, за мою жизнь, за мои радости и скорби, за то, что я стою пред Тобой в храме, обращаюсь к Тебе с верой и надеждой, что Ты меня услышишь. Благодарю Тебя за всё!» А потом, со смирением: «Не оставь и меня грешного или грешную, и помоги мне, в том числе и в тех трудных обстоятельствах, в которых я сегодня оказался».
Вот эта способность благодарить Господа ведь отмечена и в Евангелии. В повествовании о десяти прокаженных, девять из которых получили исцеление от страшной болезни, которая исторгала их из общества. Они не просто исцелились — они вернулись в общество. Перед ними открылась жизненная дорога, исполненная, может быть, многих благ и свершений. Ну что могло быть больше этого? А что последовало за этим чудом? Девять даже не подумали вернуться, чтобы поблагодарить Господа и Спасителя, — только один, и тот иноплеменник. Вот нам нельзя уподобляться тем девяти прокаженным, которые забывают поблагодарить, получив ответ на свои молитвы о благости Божией. Мы должны благодарить Господа за всё. За то, что мы родились и живем в такой замечательной стране, как Россия. Я говорю это не с точки зрения, как иногда критики утверждают, некоего квасного патриотизма. Да не квасной патриотизм, а здравый анализ происходящего в мире! Мы живем в стране, в которой возрождается вера — в то время, когда во многих других странах вера исчезает или, как говорят социологи, деклассируется, выбрасывается за поля общественной жизни, становится частным делом десятого, двадцатого порядка. А мы храним веру и в личной жизни, и в семейной, но, самое главное, мы как народ сохраняем нашу веру. И так уж Господь благословил, чтобы в это трудное время и главой государства стал верующий православный человек, активно верующий, а не просто по некой культурной традиции.
Таким образом, Господь дает нам много знаков того, как важно, чтобы мы сохраняли веру, и как важно, чтобы мы умели благодарить Бога, замыкая связь между нами и Отцом нашим Небесным, обеспечивая тем самым и продолжение Божественных благодеяний, изливающихся по нашей молитве, по молитве наших родных и близких, по молитве Церкви на наши грешные души.
Да поможет нам Господь — всем как народу и каждому из нас — хранить веру православную, укрепляться в этой вере, творить добрые дела, без которых вера мертва есть (см. Иак. 2:17), и как народ восходить от силы к силе, утверждая такой образ современной цивилизации, которая не исторгает Бога, не издевается и не смеется над религиозным чувством, но полагает веру в Бога в центре своей личной и общественной жизни. И покуда будет так, Россия будет непобедима! С праздником всех вас поздравляю!»
Затем состоялось вручение церковных наград:
- во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи со знаменательной датой со дня рождения заведующая канцелярией Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы Л.Е. Карасик была удостоена ордена равноапостольной княгини Ольги II степени;
- во внимание к помощи в восстановлении Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы генеральный директор ООО «Архитектпроект» и группы компаний «Имидж дизайн групп» А.Л. Яхнин был удостоен ордена преподобного Андрея Иконописца III степени;
- во внимание к вкладу в сохранение духовного и исторического наследия России и в связи с 70-летием со дня рождения начальник Архитектурно-планировочной мастерской ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» И.В. Калугина была удостоена ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, III степени.
В дар каждому из насельников обители Святейший Патриарх передал сборник своих проповедей, изданный Свято-Троицкой Сергиевой лаврой.
Всем участникам богослужения были вручены иконки Божией Матери «Донская» с Патриаршим благословением.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси