9 апреля 2017 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
За Литургией была совершена хиротония архимандрита Алексия (Заночкина) во епископа Мценского, викария Орловской епархии.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Орловский и Болховский Антоний; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Подольский Тихон; епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий; архимандрит Александр (Зайцев), клирик Гатчинской епархии, избранный и нареченный во епископа Плесецкого и Каргопольского; архимандрит Тарасий (Перов), клирик Мурманской епархии, избранный и нареченный во епископа Великоустюжского и Тотемского; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; клирики Орловской митрополии и духовенство г. Москвы.
За богослужением молился митрополит Вятский и Слободской Марк.
В храме присутствовали: заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления В.В. Терешкова; председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин; помощник Президента РФ И.Е. Левитин; временно исполняющий обязанности губернатора Кировской области И.В. Васильев; глава Мценского района Орловской области И.А. Грачев; глава города Мценска А.Н. Беляев; сопредседатель Международной общественной организации «Союз православных женщин» Н.Б. Жукова.
Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).
На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.
На малом входе указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за усердное служение Святой Церкви к празднику Святой Пасхи 2017 года права ношения креста с украшениями были удостоены следующие клирики храмов Московской городской епархии, Патриарших подворий, ставропигиальных приходов и монастырей:
- игумен Георгий (Бестаев), настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках г. Москвы;
- протоиерей Андрей Горячев, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери б. Симонова монастыря г. Москвы;
- протоиерей Алексий Емельянов, настоятель храма Иверской иконы Божией Матери при б. Иверской общине сестер милосердия г. Москвы;
- протоиерей Даниил Калашников, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке г. Москвы;
- протоиерей Георгий Климов, настоятель храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще г. Москвы;
- протоиерей Николай Кондрашов, настоятель храма Архангела Михаила в Станиславле г. Москвы;
- протоиерей Александр Константинов, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при больнице МОНИКИ г. Москвы;
- протоиерей Александр Коробейник, клирик храма благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине г. Москвы;
- протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне г. Москвы;
- протоиерей Феодор Лях, клирик Покровского женского монастыря г. Москвы;
- протоиерей Антоний Maлoв, клирик храма Богоявления Господня б. Богоявленского монастыря г. Москвы;
- протоиерей Борис Михайлов, почетный настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях г. Москвы;
- протоиерей Вадим Поликопа, клирик храма Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдкове г. Москвы;
- протоиерей Вячеслав Распономарев, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы;
- протоиерей Игорь Федоров, настоятель храма Рождества Христова в Черневе г. Москвы;
- игумен Никон (Смирнов), настоятель Афонского подворья в г. Москве.
После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.
За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Алексия Черного, клирика храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе, преподавателя Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, в сан иерея.
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Димитрий Кувырталов, настоятель храма Архангела Михаила в Летове (Ильинское благочиние викариатства Новых территорий г. Москвы).
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Мценского Алексия, викария Орловской епархии, на служение и вручил ему архиерейский жезл:
«Преосвященный епископ Алексий!
«Благословен Грядый во имя Господне», — радостно воспевали мы днесь, приветствуя Сына Божия, восходящего во град Иерусалим, чтобы совершить дело нашего спасения. В сей день, возводя очи своего сердца горé и подражая Подвигоположнику Господу Иисусу, ты тоже грядешь на служение Церкви Христовой, «Которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). И пусть памятование об этой великой и святой жертве никогда не покидает тебя в предстоящих трудах.
Наитием Духа Истины, сошедшего на главу твою чрез возложение рук архипастырей и Святого Евангелия, ты получил от Бога особую благодать. Сей дар Небесного Утешителя возвел тебя на высшую ступень иерархического служения, поставив епископом Церкви, продолжателем трудов апостолов и блюстителем словесного стада Христова.
Первоверховный Павел в своем первом послании к фессалоникийской общине призывает верных не угашать Духа (1 Фес. 5:19). Что же это значит? Святитель Иоанн Златоуст, толкуя данное место, указывает на то, что Господь дал нам, христианам, «ясную лампаду, возжегши в душах наших благодать Святого Духа», свет которой помогает нам «безопасно восходить путем, ведущим от земли на небо». Но, как отечески предупреждает нас вселенский учитель, этот спасительный свет могут погасить чрезмерные земные попечения, всякое злое дело, злоречие, обида и всякий грех (Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам. Беседа 11).
Из этих слов становится ясным, сколь бережно нам подобает хранить полученный дар благодати. Она, по мысли святых отцов, «приводя человека в живое общение с Господом Иисусом Христом, <…> показывает все сокровенные тайны Божии» (свт. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. Часть 1) и «открывает человеку, какой путь хорош, а какой нехорош, показывает ему, что уготовано на пути хорошем, и что сокрыто на пути лукавом» (прп. Ефрем Сирин. О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Гл. 51). Старайся, чтобы ничто не заглушало в тебе это удивительное действие благодати Святого Духа, которую ты получил ныне в свершившейся хиротонии. Сегодня, как некогда и ученикам Господа, тебе дарована великая сила Божия: сила учительствовать, назидать и проповедовать слово Истины с дерзновением.
Служение, к которому ты призываешься ныне, столь же высоко и почетно, сколь трудно и ответственно. Сегодня ты примешь в свои руки жезл епископский — зримый символ вверяемой тебе архипастырской власти. Но помни о том, что всякая власть, а наипаче власть духовная, налагают на человека бремя великой ответственности. Молю Господа, дабы твои труды на этом новом поприще были Ему угодны и обрели в Его очах милость и благоволение. И чтобы это было действительно так, никогда не забывай о Том, Кто является истинным Источником дарованной тебе власти.
Важно понять, что жезл остается в руках Господних: врученный тебе, он вместе с тем не покидает десницы Создателя. Какой бы смысл ни вкладывали толкователи в образы жезла, они соотносят его с тем, что принадлежит он Богу, а не человеку, — всегда помни об этом. Пророк Давид «Самого Христа называет жезлом силы, жезлом славным, жезлом величия», напоминает нам святитель Афанасий, архиепископ Александрийский (Толкование на псалмы. Псалом 22). И жезл сей приводит нас на Божественную трапезу в Царстве Небесном, которую уготовил Господь любящим Его. Твердо опираясь на него, веди словесное стадо овец Христовых на этот пир веры, с любовью и кротостью направляй их на путь спасения.
Поучать и назидать народ в благочестии и заповедях Божиих есть одна из главнейших обязанностей архипастыря (см. правило 58-е святых апостолов). Более пятнадцати лет ты с усердием исполнял ответственное послушание по работе с молодежью, и потому тебе хорошо известно, насколько важно для подрастающего поколения иметь перед глазами добрый пример отца и уважаемого наставника. Но помни, что истинный пастырь, указывая другим путь, идет этим путем и сам, ибо, как справедливо отмечает святитель Григорий Богослов, «надобно прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к Нему других; освятиться, потом освящать» (Слово 3).
Являй же в своих трудах образ ревностного и благочестивого делателя Виноградника Христова, доброго и послушного сына Церкви, верного и единомысленного соратника Преосвященного Антония, митрополита Орловского и Болховского, участвовавшего ныне в твоей хиротонии. Тебе предстоит нести викарное служение под началом этого умудренного жизненным опытом архипастыря, во всем ему помогая и разделяя с ним ответственность за спасение вверенных словесных овец.
Наставляемый этими словами, прими в руки свои жезл сей — видимый символ дарованной тебе епископской власти — и, не угашая Духа (1 Фес. 5:19), гряди с миром на новое служение. А теперь благослови народ Божий, молившийся за Литургией о ниспослании тебе непорочного архипастырства. Аминь».
По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.
Святейший Патриарх Кирилл совершил славление празднику и обратился к верующим с Первосвятительским словом:
«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим. Этот праздник исполнен глубокого непреходящего смысла. Сегодня мы вспоминаем не столько слова Господа, которые Он обратил тогда к людям, сколько само событие священной истории. Мы вспоминаем шествие Господа как паломника, восходившего в Иерусалим подобно всем, кто стекался в те дни на Пасху. Но народ во множестве встречал Спасителя, потому что был потрясен свершившимся чудом: незадолго до того Господь вывел из гроба Лазаря — мертвеца, уже четвертый день пребывавшего в погребальной пещере. Окружавшие предупреждали Спасителя, что тот уже смердит, и можно себе представить их состояние, когда подверженное разложению человеческое тело вышло на свет из гроба.Был дан ясный и сильный сигнал: Бог способен воскресить человека, и этот сигнал дал миру Сын Божий и Сын Человеческий, Господь Иисус Христос.
Конечно, весть о случившемся разлетелась по всей округе. Иерусалим пришел в движение, и народ высыпал, желая увидеть великого чудотворца. Ему встретили, как встретили бы победителя, триумфатора, возвращавшегося после победы над грозным врагом. Но Господь вступил в город, как входили простые люди. Триумфаторы въезжали на белых конях, а Господь ехал на молодом ослике, как бедняк, ничем не отличаясь от многих других, кто устремлялся в это время в Иерусалим.
Можно задаться вопросом: почему же Господь так поступил? Почему Он не въехал как триумфатор, ведь Он был этого достоин? Может быть, торжественный вход в Иерусалим потряс бы сознание книжников, фарисеев, первосвященников, остановил бы их интригу, целью которой было уничтожение Иисуса и Лазаря?
Преподобный Филофей Синайский, слова которого собраны в «Добротолюбии», учит, что смирение или смиренномудрие — это Божественная добродетель. А святитель Иоанн Златоустговорит, что человек не может уподобиться Богу, если он не смиренный. В сознании каждого Бог — это сила, могущество, ведь Он Творец Вселенной, Промыслитель. Но неужели в Его природу включено смирение? Евангельское событие вхождения в Иерусалим это подтверждает. Это было даже не проявление мудрости, — это было проявление самой природы Богочеловека.
Если Богу по природе свойственно смирение, то мы, люди земли, смирение путаем со слабостью, основывая свои отношения с ближними отнюдь не на смирении, а на стремлении демонстрировать свои возможности, физическую силу или даже силу интеллекта, чтобы побеждать тех, кто встает на нашем пути. Но разве может быть напрасным то, что открылось миру в день пришествия Господа в Иерусалим? Разве может быть проигнорирован любым мыслящим человеком тот факт, что Бог есть смирение?
Святые отцы согласно свидетельствуют, что без смирения не может быть терпения. Без смирения не может быть великодушия. Без смирения не может быть кротости. Без смирения сердце человека не способно вместить любовь. В молитве святого Ефрема Сирина, которую мы повторяем в течение Великого поста, эти добродетели связаны воедино. Справедливо утверждать, что смирение, — а лучше сказать, смиренномудрие, ибо смирение исполнено великой мудрости, — это непременное условие развития в нас иных добродетелей.
Что же произошло, когда Господь смиренно взошел в Иерусалим? Люди поклоняются пустышкам, неким знакам превосходства, а Господь, в силу Своего смирения, пренебрег всеми обычаями торжественного входа победителя в столичный град и оказался выше всего, что так дорого людям, но на деле является предрассудком. Ибо смирение поднимает нас над обыденностью жизни, помогая взглянуть на себя, на окружающий мир с заоблачной высоты, увидеть всю ничтожность, всю суетливость, всю слабость того, что люди называют силой. Достаточно только перестать следовать по наезженным дорогам и не повторять величайшую ошибку тех, кто отказывается от смирения и тем самым разрушает свою свободу.
А теперь давайте спросим себя: разве мало и у нас предрассудков, которые проистекают от того, что человек сознает себя сильным, могущественным, способным управлять другими? В какой-то момент вся эта слава, основанная на гордыне, вдруг рассыпается так, что от нее ничего не остается. И какое же горе постигает этих «великих» и «сильных»! Рушится и лишается смысла жизнь, солнце меркнет, все заканчивается, — и не потому что человек умер или тяжело заболел, а только потому, что он лишился славы, которую зарабатывал всем тем, что противоположно человеческому смирению.
Смиренный человек остается сильным, даже когда искушается властью. В таком случае словно повторяется пример Господа, входящего в Иерусалим. А с какой любовью относятся к тем людям во власти, которые сохраняют искреннее смирение — не напыщенное, не наигранное! Даже когда они перестают играть значительную роль, их не оставляет человеческая любовь. И как много тому примеров! Первый, что приходит на ум, — замечательный пример величайшего полководца земли нашей Александра Васильевича Суворова. Он был отстранен от вершин общественной жизни, но какой же любовью, признательностью он был окружен — и со стороны своих современников, и на протяжении всей последующей истории нашей страны.
Господь Иисус Христос сегодня учит нас тайне человеческого счастья. Ничто, из того, что присуще Богу, не может принести скорбь, разрушение надежд, омрачение души, — а смирение принадлежит Богу. И пусть праздник Входа Господня в Иерусалим научит нас великой Божественной мудрости, которая помогает человеку быть свободным от предрассудков, по-настоящему сильным, способным жить вместе с Богом, вмещающим в свое сердце Его любовь, а значит, счастливым и иметь подлинное признание со стороны других.
Господь, явивший нам пример смиренномудрия через восшествие в град Иерусалим, да поможет каждому укрепляться в смиренномудрии. Аминь».
Затем Святейший Владыка вручил высокие церковные награды.
Во внимание к трудам на благо Церкви и Отечества и в связи с отмечавшимся недавно юбилеем депутат Государственной Думы ФС РФ, летчик-космонавт, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации В.В. Терешкова была награждена орденом преподобной Евфросинии Московской I степени.
«Ваше Святейшество, позвольте от всей души сердечно поблагодарить Вас за высокую честь, за внимание к нам ― летчикам-космонавтам, ― сказала, приняв награду, В.В. Терешкова. ― Мы благодарим Вас за то внимание и добрые слова, которые Вы постоянно передаете экипажу МКС. Космонавты исправно работают и сегодня просили передать Вам сердечные поздравления с борта Международной космической станции».
Во внимание к трудам по сохранению традиционных духовных ценностей в обществе и в связи с юбилеем со дня рождения сопредседатель Международной общественной организации «Союз православных женщин» Н.Б. Жукова была награждена орденом святой равноапостольной княгини Ольги I степени.
Во внимание к трудам на благо Церкви и в связи с 65-летием со дня рождения председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин был удостоен ордена святого благоверного князя Даниила Московского III степени.
Во внимание к трудам на благо Церкви и Отечества и в связи с 65-летием со дня рождения помощник Президента РФ И.Е. Левитин был удостоен ордена святого благоверного князя Даниила Московского III степени.
После богослужения в алтаре Храма Христа Спасителя состоялась беседа Святейшего Патриарха Кирилла с награжденными клириками, от лица которых со словами благодарности к Святейшему Владыке обратился протоиерей Георгий Климов, настоятель храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще, благочинный Троицкого округа Северо-Восточного викариатства г. Москвы.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси