Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Центральное викариатство (новости)

В праздник Входа Господня в Иерусалим Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Серафима (Пасанаева) во епископа Минусинского и Курагинского

 

28 апреля 2024 года, в Неделю 6-ю, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Серафима (Пасанаева), клирика Йошкар-Олинской епархии, во епископа Минусинского и Курагинского. Новорукоположенный иерарх, избранный к епископскому служению решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта с.г. (журнал № 13), стал правящим архиереем Минусинской епархии (Красноярская митрополия).

По прибытии в Храм Христа Спасителя Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Филарета, митрополита Московского.

За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон; митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн; епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий; епископ Норильский и Туруханский Агафангел; епископ Волжский и Сернурский Феофан; епископ Енисейский и Лесосибирский Игнатий; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Николай Балашов, советник Патриарха Московского и всея Руси; протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия; игумен Дорофей (Островский), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; протоиерей Анатолий Алефиров, благочинный Сергиевского церковного округа г. Москвы, настоятель храма мчч. Адриана и Наталии в Бабушкине г. Москвы; игумен Иннокентий (Нилов), секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря; протоиерей Владимир Дорош, руководитель административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора г. Красноярска; протоиерей Евгений Нещерет, секретарь Минусинской епархии, благочинный Минусинского церковного округа, настоятель Спасского кафедрального собора, настоятель Вознесенского собора г. Минусинска; протоиерей Алексий Евсеев, настоятель Смоленского собора г. Козьмодемьянска (Йошкар-Олинская епархия); иерей Александр Лоскутов, настоятель храма Рождества Христова г. Йошкар-Олы; клирики Йошкар-Олинской епархии и московское духовенство.

В храме присутствовали: председатель Либерально-демократической партии России, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий; первый заместитель министра культуры РФ С.Г. Обрывалин; ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова академик РАН В.А. Садовничий; ректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова, заместитель главы Всемирного русского народного собора А.В. Щипков; главный врач Городской клинической больницы № 67 имени Л.А. Ворохобова г. Москвы А.С. Шкода.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд клириков храмов Московской (городской) епархии, синодальных отделов, ставропигиальных приходов и монастырей были удостоены следующих богослужебно-иерархических наград:

сана архимандрита

  • игумен Дорофей (Островский), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

права служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до «Отче наш»

  • протоиерей Николай Балашов, советник Патриарха Московского и всея Руси, настоятель храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке г. Москвы;
  • протоиерей Максим Козлов, настоятель храма мучеников Михаила и Феодора Черниговских, чудотворцев, Патриаршего Черниговского подворья г. Москвы, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви;
  • протоиерей Анатолий Алефиров, благочинный Сергиевского церковного округа г. Москвы, настоятель храма мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине г. Москвы;
  • протоиерей Феодор Батарчуков, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы, Патриаршего подворья в Путинках г. Москвы;
  • протоиерей Димитрий Болтрукевич, настоятель Вознесенского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • игумен Всеволод (Варющенко), клирик храмов Патриаршего подворья в Зарядье г. Москвы;
  • протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы;
  • протоиерей Василий Воронцов, настоятель храма Преображения Господня в Тушине г. Москвы;
  • игумен Митрофан (Гудков), настоятель храма Державной иконы Божией Матери в Чертанове г. Москвы;
  • протоиерей Николай Диваков, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери, Патриаршего подворья в Алексеевском г. Москвы;
  • протоиерей Сергий Дынников, настоятель храма Новомучеников Подольских в Шишкином Лесу г. Москвы;
  • протоиерей Иоанн Зарецкий, клирик храма святителя Филиппа, митрополита Московского, в Мещанской Слободе г. Москвы;
  • игумен Григорий (Качалов), благочинный Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы;
  • протоиерей Владимир Макеев, настоятель храма равноапостольных Мефодия и Кирилла, Патриаршего подворья на Дубровке г. Москвы;
  • протоиерей Федор Рожик, настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской Слободе г. Москвы;
  • протоиерей Александр Салтыков, и.о. настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах г. Москвы;
  • протоиерей Владислав Свешников, почетный настоятель храма Трех святителей на Кулишках г. Москвы;
  • протоиерей Сергий Селезнев, благочинный Москворецкого церковного округа г. Москвы, настоятель храма Михаила Архангела в Овчинниках г. Москвы;
  • протоиерей Александр Сычев, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Дербеневе г. Москвы;
  • протоиерей Валентин Тимаков, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове г. Москвы;
  • протоиерей Борис Токарев, почетный настоятель храма Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса) в Кускове г. Москвы;
  • протоиерей Димитрий Толкачев, клирик храма Казанской иконы Божией Матери в Узком г. Москвы;
  • протоиерей Александр Филимонов, клирик храма апостолов Петра и Павла в Лефортове г. Москвы;
  • протоиерей Константин Харитошкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, Патриаршего подворья в Орехове-Борисове Южном г. Москвы;
  • протоиерей Георгий Чвилев, клирик храма пророка Божия Илии в Черкизове г. Москвы;
  • игумен Симеон (Шевцов), настоятель храма апостолов Петра и Павла в Новой Басманной Слободе г. Москвы;

сана протодиакона

  • диакон Димитрий Боград, клирик храма Михаила Архангела в Овчинниках г. Москвы;
  • диакон Владимир Исаков, клирик храма Рождества Христова в Измайлове г. Москвы;
  • диакон Михаил Ремизов, клирик храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы;
  • диакон Евгений Семенов, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Старом Ваганькове г. Москвы;
  • диакон Александр Стриевский, клирик храма Живоначальной Троицы, Патриаршего подворья в Косине г. Москвы.

Протоиерей Андрей Бондаренко, руководитель Службы протокола Патриарха Московского и всея Руси, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа в Перове г. Москвы, за усердное служение Церкви Божией был награжден правом ношения креста с украшениями.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Святейший Владыка прочитал молитву о Святой Руси.

Проповедь перед причастием произнес иерей Глеб Киселев, клирик храма преподобного Андрея Рублева в Раменках г. Москвы.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Минусинского и Курагинского Серафима на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Серафим!

Ныне премудрым промыслом Владыки неба и земли совершилась твоя личная Пятидесятница, и через возложение рук архипастырей ты принял дар Духа Святого, соделавшего тебя преемником апостолов. Только вдумайся в это! Никто не может сказать, что он преемник тех, кто две тысячи лет назад нес какое-либо служение, — ни гражданские, ни светские лица; а вот епископ Божий, призываемый к служению, является преемником тех, кто две тысячи лет лет назад был самовидцем Господа и Спасителя нашего. Трудно и ответственно епископское служение, но излияние даров Духа Святого споспешествует тому, чтобы мы, немощные люди, в меру своих сил и возможностей совершали это служение, ибо сила Христова в немощи совершается (2 Кор. 12:9). Итак, смирившись под крепкую руку Божию (1 Пет. 5:6) и уповая на щедрую помощь Вседержителя, надеюсь, ты сможешь достойно исполнять это великое служение — пасти Церковь Господа и Бога, которую Он стяжал Себе Кровию Своею (Деян. 20:28).

Тебе предстоит нести крест архипастырства на славной сибирской земле. И, прежде чем ты отправишься к своей пастве, внемли слову отеческого назидания, которое по долгу Предстоятеля преподам тебе ныне.

История Минусинской кафедры насчитывает уже более века. Хотя в тяжелые для Церкви годы она была упразднена, но сравнительно недавно снова была выделена из состава Красноярской епархии. Конечно, это было сделано для того, чтобы правящий архипастырь мог проявлять больше внимания и заботы о пастве, храмах и приходах. Мне доводилось бывать в тех регионах, и я не понаслышке могу судить и о людях, и о климате, и о масштабах территории. Но могу свидетельствовать, что в холодных и суровых сибирских краях я встречал немало горячих и открытых сердец, искренне ищущих правду Божию и любящих Церковь.

Запомни: наипервейшая и наиважнейшая задача твоего служения — это благовестие, проповедь Евангелия и Царствия Божия, пришедшего в силе (Мк. 9:1). Современному человеку среди постоянного информационного шума и множества ложных ценностей бывает очень сложно разобраться и не утонуть в этой бездонной пучине. Однако, по премудрому свидетельству святителя Феофила Антиохийского, для мореходов Бог предназначил в убежище острова, где можно спрятаться от бури, а для мира, обуреваемого грехом, даровал Святую Церковь, в которой соблюдается учение истины (см. Послание к Автолику 2, 14). Поэтому вместе с апостолом Павлом заклинаю тебя пред Господом нашим Иисусом Христом: проповедуй слово, настой во время и не во время, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2).

Но помни о том, что проповедь только тогда может иметь успех, если будет сопровождаться благим личным примером, если ты сам будешь показывать образец добрых дел (Тит. 2:7). Забота о страждущих, больных, пожилых, сиротах, обездоленных, заключенных — это наш христианский долг, но наипаче долг архиерейский.

Твой многолетний опыт помощи зависимым людям, несомненно, пригодится при организации социального служения в епархии. Обязательно привлекай к этому молодежь, так как именно через такую деятельность подрастающее поколение может научиться сочувствию и состраданию, убедиться в том, что доброе слово и дело действительно способны изменить мир к лучшему.

Доброделание, которое мы называем социальной работой, должно быть важной составляющей и в приходской жизни. Более того, такие совместные труды очень сплачивают людей, помогают им лучше узнать друг друга, собственно, образовать церковную общину. Всё это укрепляет общинный дух к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф. 4:12), то есть Церкви Божией. Это сможет ощутить и человек, далекий от Церкви, который зашел в храм только свечку поставить или просто посмотреть, что там происходит, но, почувствовав взаимную любовь, солидарность, общность людей, их внимание и заботу, он, возможно, решит задержаться в храме, захочет понять причины такого отношения друг к другу, а затем и приобщиться к источнику радости и благодати. А для того чтобы было так, приходящие в храм должны составлять христианскую общину, то есть общность людей, которые собираются, чтобы молиться, слушать слово Божие, но одновременно учиться добродетели.

Необходимо также активно развивать миссионерскую и просветительскую деятельность. Ведь нам, живущим в условиях доступности любой информации, может показаться, что почти все люди уже не раз слышали о Христе и те, у кого возникает интерес к Церкви, тут же могут самостоятельно найти исчерпывающие ответы на свои вопросы. Отчасти это верно, если говорить про рациональное изучение веры, но люди хотят видеть пример живой веры, а это порождает желание общаться с имеющими опыт церковной жизни. А потому каждый сознательный член прихода должен, по слову апостола Петра, быть всегда готовым всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3:15).

Заботясь об умножении паствы и ее духовном возрастании, помни, что этого невозможно достичь без совместной молитвы и регулярного причащения Святых Христовых Таин. А потому Евхаристия должна быть центром приходской жизни, ибо только это по-настоящему нас объединяет: один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10:17). Помни, что епископ — в первую очередь предстоятель литургической общины, и в этом служении ему не справиться без помощников. Посему искренне вникай в нужды и проблемы своих клириков, будь для них не грозным начальником, а любящим отцом и добрым примером в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере и в чистоте (1 Тим. 4:12).

За долгие годы служения и несения различных послушаний в Йошкар-Олинской епархии ты накопил немалый опыт, который пригодится тебе в решении многообразных вопросов, возникающих пред тобою на новом месте. Но порой от обилия трудностей тебе будет казаться, что эти задачи невыполнимы. Никогда не унывай и не смущайся, а с верой и надеждой обращайся ко Господу и всегда держи в уме Его слова: невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18:27).

Итак, препоясавшись истиною, облекшись в броню праведности и обувшись в готовность благовествовать (Еф. 6:14-15), прими жезл сей — символ дарованной тебе духовной власти — и благослови стоящий зде народ, молившийся во время твоей хиротонии о ниспослании тебе непорочного архиерейства. Аминь».

По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим свое первое архипастырское благословение.

Затем Святейший Патриарх Кирилл совершил славление празднику, после чего обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим праздником Входа Господня в Иерусалим!

Церковные праздники, которые мы празднуем и которые связаны с именем Господа и Спасителя, не имеют в своей основе реального празднования в то время, когда Господь жил. Все они проходили в тишине, а иногда и в скорбях. А если и во славе как Преображение на Фаворе, то ведь не сопровождались никаким народным празднованием. Народ как бы в стороне был от всего, что связано было даже с торжеством Спасителя. И только одно событие из Его земной жизни стало праздником для народа. Это то, которое мы сегодня отмечаем. Его торжественный вход в Иерусалим. И произошло это потому, что народ был поражен тем, что совершил Спаситель. Он воскресил из мертвых человека, который почти четверо суток был во гробе, то есть в пещере гробовой. И когда даже Господь приказал камень гробовой отодвинуть, то стоящие сказали: «Не надо. Уже четвертый день. Будет смрад». И мы знаем, что этот, как бы уже начавший подвергаться тлению человек, вышел из гроба живым. Но что могло больше потрясти сознание людей? Ничего. И, конечно, именно с тем, Кто мог из мертвых призвать к жизни человека, в сознании тогдашних жителей Иерусалима и связывалась надежда на то, что ведь этот Человек, наверное, и есть Мессия. Ну а кто же еще? Кто может воскресить покойника смердящего? И потому пошел навстречу Спасителю народ. Как сказано в Евангелии, срезали ветви пальм, бросали под ноги, постилали свои одежды. То есть встречали так, как встречали триумфаторов, то есть победителей, возвращавшихся после победы, боевой, воинской победы. Но обычно триумфаторы въезжали на белом коне, пурпурная была попона на лошади, много было золота, оружия. В общем, каждый триумфатор показывал, что он и есть победитель, избавитель народа, герой. Ну а Господь хотел показать совершенно другой образ спасителя, того, кто избавляет мир, реально избавляет мир, не добиваясь каких-то военных побед, а добиваясь самой важной победы над бедой человеческой, над несчастьем, над скорбями, болезнями и всем тем, что грех внес в человеческую природу. И Господь входит в Иерусалим, несмотря на то, что Его приветствуют как триумфатора, как простой паломник. Не на белом коне, а на ослике. Одним Своим видом показывая, что Он не принимает этих восторгов, что не это поклонение нужно Ему, не это поклонение нужно Богу. И знаем, что встреченный торжественно как чудотворец, как человек, совершивший то, что никто никогда из людей не совершал, Господь Иисус Христос, взойдя в Иерусалим, совсем скоро потерял всякое не то что почитание, но даже уважение со стороны иерусалимлян и в первую очередь со стороны духовных вождей народа израильского. А произошло это потому, что Господь явил иной образ Мессии, с которым Израиль не связывал никаких благополучений для себя. Ни избавления от римлян, ни господства над другими, ни богатства, ни что, может быть, самое главное — освобождение Иерусалима. Ничего этого в образе Спасителя не передавалось израильтянам, жителям Иерусалима. И потому, несомненно, вот этот вход в Иерусалим не был знаком того, что Господь отвечает на их земные, даже политические чаяния, и что Он принес совершенно другую миссию и другое слово людям.

Но именно это событие — вхождение Спасителя на ослике в Иерусалим как бедного паломника — и мы в преддверии праздника Святой Пасхи так торжественно вспоминаем, потому что знаем, что потом произошло. Мы знаем о страдании и смерти Спасителя, мы знаем о Его воскресении из мертвых, мы знаем о снисхождении Святого Духа на апостолов, а через них — на всю Церковь, и мы знаем, что если бы не было тех событий, то неизвестно, существовал ли бы мир. Потому что христианское слово преобразовало в том числе и политическое мышление многих, и философию жизни, и многое другое, что было положено в основу и международных отношений, и межличностных отношений, и так далее.

К сожалению, не все то, чему Господь учил, и что продолжает, повторяя Его слова, учить Церковь, принимается современными людьми. Как точно и в то время, ведь не все жители Иерусалима приняли. Кто-то принял, а кто-то нет. Кто-то за Христом пошел к Его кресту, а кто-то кричал «распни». Господь оставляет человеку свободу выбора. Но разумность выбора всегда основывается на осознании всего того, что в этот выбор вкладывается, каков его смысл. И вот Господь нам сказал, что если мы следуем Ему, то мы достигаем самой высокой цели жизни. Во-первых, мы обретаем духовный, интеллектуальный смысл этой жизни. Потому что если нет жизни вечной, жизнь лишается смысла… земная. Нет смысла в такой жизни, если нет жизни вечности. И когда у неверующих людей мы иногда спрашиваем: «Ну вот, вы умрете. А в чем смысл вашей жизни?» Обычно говорят: «В детях, в будущем». Странный ответ. А кто знает, что будет с детьми? Какими они будут? А кто знает, каким будет будущее? Но ты-то прожил, не сделав ничего для этого будущего, если ты жил без Бога. Все то, что ты сделал, имело смысл и значение для сегодняшнего дня или для ближайших дней человеческой истории, или даже лет человеческой истории. Но с окончанием физической жизни, с наступлением смерти теряется весь этот смысл нашего бытия здесь. Если мы отвергаем Бога, и если мы отвергаем вечность. Вот почему невозможно исторгнуть веру из сердец, из умов, из сознания людей. Ведь с верой христианской боролись римские императоры-язычники, а затем многие другие политики, включая и наше недавнее прошлое, когда поставлена была в нашей стране ужасная, просто обескураживающая цель — построить рай без Бога, общество справедливости, общего достатка, благополучия без Бога, а значит без духовной составляющей, которая только и способна подвигнуть человека на подлинный духовный подвиг.

Поэтому сегодняшний день, мои дорогие, сегодняшний праздник, вводит в нас воспоминания о страданиях Спасителя и одновременно помогает нам очень многое понять. Он помогает нам понять о том, в чем смысл нашей жизни, каково целеполагание, зачем мы живем, зачем мы должны в вере воспитывать наших детей, почему мы должны любить друг друга, Родину, народ наш. Все это открывается в тех великих словах, в той великой мудрости, которую открыл нам Господь, и смиренный вход Которого в Иерусалим мы все сегодня празднуем. Аминь. С праздником поздравляю вас».

Далее состоялось вручение церковных наград.

Во внимание к вкладу в сохранение традиционных ценностей в обществе и в связи с 85-летием со дня рождения ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий был удостоен ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени.

Во внимание к вкладу в развитие медицинского служения и в связи с 65-летием со дня рождения главный врач Городской клинической больницы № 67 имени Л.А. Ворохобова г. Москвы А.С. Шкода был удостоен ордена святителя Луки, исповедника, архиепископа Крымского, I степени.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси