25 апреля 2021 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря; епископ Мытищинский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; московское духовенство.
В храме присутствовали: председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С.А. Гаврилов; глава Одинцовского городского округа Московской области А.Р. Иванов.
Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).
Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз», «Спас» и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд перечисленных ниже клириков Московской городской епархии, ставропигиальных приходов и монастырей, синодальных отделов к празднику Святой Пасхи были удостоены богослужебно-иерархической награды — права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской песни»:
- протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма бесср. Космы и Дамиана на Маросейке г. Москвы;
- протоиерей Михаил Василенко, настоятель храма Живоначальной Троицы в Остафьеве г. Москвы;
- протоиерей Михаил Голубев, клирик храма Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршего подворья в Новокосине г. Москвы;
- протоиерей Алексий Казанчев, настоятель храма вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках г. Москвы;
- протоиерей Анатолий Кожа, настоятель храма вмц. Параскевы Пятницы в Качалове г. Москвы;
- протоиерей Елевферий Колодезный, настоятель храма блгв. князя Александра Невского в Пыхтине г. Москвы;
- протоиерей Димитрий Кувырталов, настоятель храма Архангела Михаила в Летове г. Москвы;
- протоиерей Александр Кузин, клирик храма бесср. Космы и Дамиана в Шубине г. Москвы;
- игумен Петр (Дергунов), насельник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря;
- протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве г. Москвы;
- протоиерей Виктор Сандар, настоятель храма прп. Сергия Радонежского на Рязанке г. Москвы;
- протоиерей Андрей Сапунов, настоятель храма Богоявления Господня в с. Богоявление г. Москвы;
- протоиерей Владимир Силовьев, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове г. Москвы;
- протоиерей Николай Симонов, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни г. Москвы;
- протоиерей Николай Соколов, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Толмачах г. Москвы;
- протоиерей Георгий Сорокин, настоятель храма Всех святых на Филевской пойме г. Москвы;
- протоиерей Александр Торопов, клирик храма прп. Пимена Великого в Новых Воротниках г. Москвы;
- протоиерей Александр Фарковец, настоятель храма Положения Ризы Господней на Донской г. Москвы;
- протоиерей Андрей Хохлов, настоятель храма ап. Иоанна Богослова на Бронной г. Москвы;
- протоиерей Владислав Цыпин, клирик храма Вознесения Господня у Никитских ворот г. Москвы;
- протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Пыжах г. Москвы;
- игумен Амвросий (Загорский), насельник Данилова ставропигиального мужского монастыря;
- протоиерей Александр Борисов, настоятель храма бесср. Космы и Дамиана в Шубине г. Москвы;
- протоиерей Алексий Буканов, настоятель храма прп. Серафима Саровского, Патриаршего подворья в Кунцеве г. Москвы;
- игумен Владимир (Мельников), насельник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря;
- протоиерей Вячеслав Горобец, клирик храма прав. Иоанна Кронштадтского в Жулебине г. Москвы;
- протоиерей Сергий Гуданов, настоятель храма Живоначальной Троицы в пос. Мосрентген г. Москвы;
- протоиерей Борис Даниленко, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Старом Ваганькове г. Москвы;
- протоиерей Георгий Изай, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине г. Москвы;
- игумен Иннокентий (Ольховой), эконом Данилова ставропигиального мужского монастыря;
- игумен Иоасаф (Полуянов), насельник Данилова ставропигиального мужского монастыря;
- протоиерей Николай Карасев, настоятель храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках г. Москвы;
- протоиерей Олег Клемышев, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках г. Москвы;
- протоиерей Олег Корытко, настоятель храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне г. Москвы;
- протоиерей Димитрий Медведев, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне г. Москвы;
- протоиерей Алексий Муравейник, настоятель храма прп. Симеона Столпника за Яузой г. Москвы;
- протоиерей Сергий Никитин, настоятель храма прп. Симеона Столпника на Поварской г. Москвы;
- игумен Николай (Часов), духовник Данилова ставропигиального мужского монастыря;
- протоиерей Михаил Осколков, настоятель храма свтт. Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке г. Москвы;
- игумен Петр (Пиголь), духовник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря;
- протоиерей Виталий Тогубицкий, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы;
- протоиерей Арсений Тотев, настоятель храма Живоначальной Троицы в Никитниках г. Москвы;
- игумен Феофан (Крюков), насельник Данилова ставропигиального мужского монастыря;
- протоиерей Леонид Царевский, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Пучкове г. Москвы.
На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции, а также о врачах: «Призри, Владыко Человеколюбче, на жертвенный подвиг врачей наших, посли им здравие непоколебимое, силу и крепость духа, мудрость к совершению трудов во благо народа нашего и сотвори чрез них исцеление страждущим рабом Твоим, прилежно молим Ти ся скоро услыши и помилуй».
После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан пресвитера диакона Димитрия Болычева, сотрудника Управления делами Московской Патриархии, преподавателя Московской духовной академии.
Проповедь перед причастием произнес священник Димитрий Сафонов, клирик храма прав. Иоанна Кронштадтского в Жулебине г. Москвы, секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям.
Святейший Владыка совершил славление празднику и обратился к верующим с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшний день исполнен многих больших смыслов, и давайте еще раз сосредоточимся на том, что до нас доносит Евангелие. Господь воскресил Лазаря, то есть явил миру Свою огромную силу. Никто никогда не мог воскресить покойника, который больше трех суток находился во гробе и начал тлеть. Никому не было дано такой силы — ни египетским врачам, которые мумифицировали умерших, ни другим восточным мудрецам, занимавшимся медициной, как и сейчас никому не дано вернуть к жизни труп, который начал разлагаться. Конечно, это было ясное свидетельство тогдашнему Израилю о том, что явился Некто, кто обладает Божественной силой. Кто же еще поможет Израилю осуществить самую заветную мечту? А она была связана с конкретной политической целью — освободиться от власти римлян, язычников, чьи когорты топтали Святую землю. Конечно, можно понять чувства израильтян — они видели в оккупации надругательство над их верой, их святынями, и вполне естественно стали воспринимать Того, кто воскресил покойника, как человека, обладающего огромной силой, способного освободить Израиль от порабощения. И когда Господь из Вифании смиренно, на ослике, направился в Иерусалим, то люди побросали свои одежды, постелили ветви деревьев и кричали «осанна Сыну Давидову!» А у евангелиста Лука, писавшего по-гречески, употребляется не еврейское слово «осанна», а греческое δόξα — «слава». Так встречали полководцев: «Слава! Ты победил смерть, а значит, Ты выведешь нас из этого страшного римского пленения!» Но Господь даже внешним видом хотел показать, что Он совсем не полководец и не организует когорты израильтян для победоносной борьбы с римлянами, Он отказывается от всех видимых знаков власти и смиренно, на ослике, входит в Иерусалим как паломник. И с чего Господь начинает Свою миссию в Иерусалиме? Он изгоняет торгующих из храма. У Него нет когорт, которые помогли бы Ему это сделать. Он один плеткой изгоняет из храма торгующих, потому что они Дом Божий превратили в вертеп, то есть в место обогащения. И Господь полностью развенчивает надежды израильтян, причем совершает это не случайно, а в преддверии Своих страданий и крестной смерти.
И вот о чем нам следует теперь подумать. Как Церковь Божия, Церковь Господа и Спасителя Иисуса Христа, мы должны жить так, как Он жил, — по крайней мере, стремиться к этому. Но на этом пути существует множество преград и соблазнов, в том числе соблазн властью. Мы знаем, что в какой-то части христианского мира этот соблазн оказался настолько велик, что власть Церкви стала отождествляться с властью государственной и даже превосходить ее. Не будем вспоминать сейчас хорошо известные примеры из духовной жизни Западной Европы, где церковная власть боролась со светской за первенство и в течение веков утверждалась мысль о том, что власть Церкви должна быть больше, чем власть светская.
В нашей отечественной истории, в новейшей истории, были события, в которых я принимал непосредственное участие. Старшее поколение помнит, какой реальный гражданский конфликт разворачивался вокруг Белого дома. Тогда ко мне — а я был постоянным членом Священного Синода и председателем Отдела внешних церковных связей, которому было поручено взаимодействие и с Правительством, и с общественными организациями, — пришла делегация депутатов с просьбой возглавить политическую борьбу. И я не нашел никаких слов, кроме того, чтобы сказать: Весь опыт Церкви Вселенской и Русской свидетельствует о том, что если Церковь становится частью политической борьбы, то у нее сразу появляются политические противники, а ведь среди них могут быть люди православные. Значит, Церковь, борясь за власть, непременно становится фактором разделения народа. И возникает вопрос: если Церковь, отождествив себя с той или иной политической силой, становится фактором политической борьбы, то разве может она оставаться и авторитетом, и домом, и духовной Матерью для всех? Да никогда! Потому что, подходя к храму, тот или иной человек самого себя спросит: «А здесь мои политические друзья или мои политические противники?» А вот сегодня никто не сможет самому себе задать этот вопрос, подходя к дверям православного храма, — они открыты для всех, для всего народа нашего.
Почему я говорю сегодня именно на эту тему? А потому что перед нами образ Спасителя, смиренно въезжающего в Иерусалим на ослике, Спасителя, Который отказался от того, чтобы демонстрировать Свою силу. А уж какую силу Он имел! Сколько чудес совершил! И люди знали об этом, а Он словно дистанцируется от всякой силы. Поэтому Церковь Христова должна следовать всему, чему научена Спасителем, и никогда не отождествлять себя ни с одной человеческой силой, потому что, если отождествим себя с одной, то станем противниками для другой. Церковь должна быть открыта как общее пространство для молитвы и покаяния, как место духовного совершенствования. И тогда она действительно обретет способность соединять людей поверх национальных, политических и прочих границ.
Образ Спасителя, входящего в Иерусалим на ослике в толпе паломников, никогда не должен исчезать из сознания всех нас — и архипастырей, и пастырей, да и всего нашего верующего народа. И если будет так, то Церковь никогда не перестанет быть силой, духовно объединяющей народ, силой, обладающей возможностью примирения даже в самых тяжелых обстоятельствах и в самые трудные времена. Церковь всегда останется родным домом для любого, кто желает и стремится ко спасению.
Наученные великой мудростью повествования о вхождении Господа и Спасителя в Иерусалим, будем иметь в своем уме и сердце образ смирения Сына Божиего. Когда я говорю «мы», я имею в виду всех — и церковную власть, и светскую, и духовенство, и мирян, и начальников больших и малых. Ведь исполнение начальственных функций, которые требуют порой ограничения свободы других, не должно сопровождаться личной гордыней и превозношением, — иначе власть становится тиранией. И дай Бог, чтобы образ Спасителя, входящего в Иерусалим, который даруется нам сегодняшним евангельским чтением, действительно помог многим найти правильное место в жизни и, что самое важное, открыть себе двери для вечного спасения. Аминь».
Затем Предстоятель вручил церковные награды:
- во внимание ко вкладу в развитие медицинского служения и в связи с 80-летием со дня рождения президент Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии Министерства здравоохранения РФ, член Президиума РАН, академик РАН, профессор, президент Российской ассоциации эндокринологов И.И. Дедов был удостоен ордена святителя Луки, исповедника, архиепископа Крымского, I степени;
- во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 60-летием со дня рождения А.А. Золкин был награжден орденом благоверного князя Даниила Московского II степени.
В завершение Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Очень радуюсь тому, что сегодня большое количество пресвитеров московских вместе со мной совершали Божественную литургию. Рад возможности возложить на вас соответствующие иерархические награды. Помогай Бог всем нам, слугам Божиим, в граде Москве достойно совершать свое служение. С праздником!».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси