Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Центральное викариатство (новости)

В среду Страстной седмицы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

 

4 апреля 2018 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы.

Его Святейшеству сослужили: епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря; епископ Люберецкий Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; духовенство г. Москвы.

Богослужение посетили помощник Президента Российской Федерации И.Е. Левитин; председатель Совета директоров компании «Меркатор холдинг» С.Ю. Николаев.

Песнопения Литургии исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя под управлением И.Б. Толкачева.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за усердное служение Святой Церкви к празднику Святой Пасхи 2018 года права ношения палицы были удостоены следующие клирики храмов Московской городской епархии и ставропигиальных монастырей:

  • протоиерей Михаил Авраменко, настоятель храма Похвалы Божией Матери в Зябликове г. Москвы;
  • протоиерей Николай Аникеев, клирик храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве г. Москвы;
  • протоиерей Максим Батурин, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской Слободе г. Москвы;
  • протоиерей Андрей Близнюк, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Кузнецах г. Москвы;
  • протоиерей Валерий Буерин, клирик храма бессрр. Космы и Дамиана на Маросейке г. Москвы;
  • протоиерей Тарасий Вдовин, клирик Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря;
  • протоиерей Владимир Гулин, клирик храма Воскресения Словущего на Арбате г. Москвы;
  • протоиерей Алексий Давиденко, клирик храма Вознесения Господня («Малое Вознесение») на Большой Никитской г. Москвы;
  • протоиерей Андрей Дерягин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ерине г. Москвы;
  • протоиерей Геннадий Егоров, клирик храма Иверской иконы Божией Матери при Иверской общине сестер милосердия г. Москвы;
  • протоиерей Алексий Митюшин, настоятель храма Живоначальной Троицы в Косине г. Москвы;
  • протоиерей Иоанн Ермилов, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове г. Москвы;
  • протоиерей Александр Зверев, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине г. Москвы;
  • протоиерей Сергий Звонарев, клирик храма Воскресения Словущего, Патриаршего подворья в Даниловской Слободе г. Москвы;
  • протоиерей Евгений Зуев, клирик храма Рождества Христова в Измайлове г. Москвы;
  • протоиерей Алексий Киселевич, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Кленове г. Москвы;
  • протоиерей Василий Клочков, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы;
  • протоиерей Виктор Крижановский, клирик Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы;
  • протоиерей Вячеслав Куликов, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Заяицком г. Москвы;
  • протоиерей Андрей Марущак, клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы;
  • протоиерей Андрей Михайлов, настоятель храма сщмч. Владимира в Южном Бутове г. Москвы;
  • протоиерей Александр Михеев, настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Рогожской Слободе г. Москвы;
  • протоиерей Валерий Мишин, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне г. Москвы;
  • протоиерей Леонид Наземнов, настоятель храма прп. Александра Свирского в Грайворонове г. Москвы;
  • протоиерей Михаил Немнонов, клирик храма блгв. кн. Михаила и Феодора Черниговских, г. Москвы;
  • протоиерей Игорь Неродюк, клирик храма Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы;
  • протоиерей Александр Никольский, настоятель храма Трех святителей в Раменках г. Москвы;
  • протоиерей Владимир Новицкий, настоятель храма свт. Николая Мирликийского у Соломенной сторожки г. Москвы;
  • протоиерей Георгий Ореханов, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Кузнецах г. Москвы;
  • протоиерей Илия Осиевский, клирик Покровского ставропигиального женского монастыря г. Москвы;
  • протоиерей Димитрий Рощин, настоятель храма свт. Николая Мирликийского на Трех горах г. Москвы;
  • протоиерей Виктор Сарана, клирик храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше г. Москвы;
  • протоиерей Владимир Сахаров, клирик храма равноапп. Константина и Елены в Митине г. Москвы;
  • протоиерей Лев Семенов, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Кузнецах г. Москвы;
  • протоиерей Константин Сопельников, настоятель храма Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы;
  • протоиерей Алексий Федулов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы на Городне г. Москвы;
  • протоиерей Павел Феоктистов, клирик храма Живоначальной Троицы в Листах г. Москвы;
  • протоиерей Серафим Хайруллин, клирик Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря;
  • протоиерей Павел Хондзинский, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Кузнецах г. Москвы;
  • протоиерей Максим Шевцов, настоятель храма пророка Илии в Обыденском переулке г. Москвы;
  • протоиерей Ярослав Шипов, клирик храмов Патриаршего подворья в Зарядье г. Москвы;
  • протоиерей Игорь Якимчук, настоятель храма Воскресения Словущего в Даниловской Слободе г. Москвы;
  • иеромонах Амвросий (Быков), насельник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря;
  • иеромонах Алексий (Завидонский), насельник Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы;
  • иеромонах Мелитон (Осипов), благочинный Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря;
  • иеромонах Ефрем (Поляк), насельник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря;
  • иеромонах Антоний (Ромадин), насельник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря;
  • иеромонах Феодосий (Сидоров), настоятель подворья Данилова ставропигиального мужского монастыря в с. Михеи Рязанской области;
  • иеромонах Адриан (Чаликов), клирик Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря;
  • иеромонах Герман (Чекунов), насельник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря;
  • иерей Михаил Бородин, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Товарищеве г. Москвы;
  • иерей Виталий Воробьев, клирик храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине г. Москвы;
  • иерей Александр Герего, настоятель храма прав. Симеона Верхотурского в Марьине г. Москвы;
  • иерей Димитрий Дворников, клирик храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове г. Москвы;
  • иерей Игорь Дорохов, клирик Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря;
  • иерей Вячеслав Дробышев, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках г. Москвы;
  • иерей Владимир Духович, настоятель храма свт. Алексия, митрополита Московского, в Рогожской Слободе г.Москвы;
  • иерей Николай Зорин, клирик храма прп. Серафима Саровского в Раеве г. Москвы;
  • иерей Георгий Каменев, клирик храма Богоявления Господня б. Богоявленского монастыря г. Москвы;
  • иерей Михаил Колюпанов, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Орлове г. Москвы;
  • иерей Павел Конотопов, клирик храма св. мц. Татианы при МГУ г. Москвы;
  • иерей Алексий Коршунов, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Пыжах г. Москвы;
  • иерей Антоний Лакирев, клирик храма Тихвинской иконы Божией матери в Троицке г. Москвы;
  • иерей Вениамин Логинов, клирик Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря;
  • иерей Георгий Михайлов, клирик храма Преображения Господня на Песках г. Москвы;
  • иерей Вячеслав Новосельцев, клирик храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгине г. Москвы;
  • иерей Петр Панов, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа в б. Свинорье г. Москвы;
  • иерей Андрей Постернак, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Кузнецах г. Москвы;
  • иерей Виктор Родин, клирик храма Рождества Христова в Измайлове г. Москвы;
  • иерей Максим Романов, клирик храма Воскресения Христова в Шереметьево Московской области;
  • иерей Георгий Узун, клирик храма вмч. Димитрия Солунского в пос. Восточный г. Москвы;
  • иерей Георгий Шаламберидзе, настоятель храма равноап. кн. Ольги в Солнцеве г. Москвы;
  • иерей Александр Щелкачев, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Кузнецах г. Москвы.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил монаха Диодора (Подоровского), насельника Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря, в сан иеродиакона.

Проповедь перед причастием произнес священник Роман Колесников, клирик храма Положения Ризы Пресвятой Богородицы в Леонове г. Москвы.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Среда Страстной седмицы посвящается воспоминанию о том, как некая женщина возлила на Господа драгоценное миро и как Его ближайший ученик Иуда в тот момент, когда все это происходило, когда он увидел, сколь драгоценная жидкость на его глазах теряет свою материальную стоимость, принял решение предать Господа.

Сребролюбие, которым был объят и пленен Иуда, является очень опасным грехом. По слову святого Иоанна Златоуста, сребролюбивый человек не только врага своего по заповеди Христовой любить не будет, но и друга своего любить не может. Сребролюбие есть опасная духовная болезнь, когда деньги, материальные ценности становятся главной целью в жизни. Человек пленяется возможностью обретать некую власть, расширять свои возможности, удовлетворять свои потребности. Ради этого он и стяжает деньги, но в какой-то момент, когда стяжание превращается в страсть, он уже не думает, как эти деньги потратить, — главной целью его жизнью становится приобретение материальных средств. Сребролюбивый человек не может иметь никаких идеалов, потому что сребролюбие заслоняет все возможные идеалы и ценности. В конце концов такой человек подпадает под полную власть диавола, который управляет им посредством денег.

Сами по себе деньги нравственно нейтральны, потому что они могут использоваться для любых целей, в том числе самых добрых. Мы знаем, как люди последние деньги приносят в храм, чтобы помочь бедным, или чтобы построить церковь, или чтобы участвовать в каких-то добрых делах. Но мы знаем и такие примеры, когда люди сверхбогатые, способные в силу своих возможностей помогать многим, никому не помогают.

Однажды я встретился с очень богатым человеком и сказал ему, что кому-то нужно помочь. Его ответ меня поразил: «Я никому не помогаю, это моя принципиальная позиция». И я понял, что передо мной человек, находящийся в тяжелейшей духовной болезни. Ведь сами по себе материальные ценности ценностью не являются. Ценностью может стать только то, что является производным от использования материальных ценностей. Но сребролюбивый человек не видит этой перспективы, он связывает получение денег только с собственным благополучием и попадает в ловушку, в полную зависимость от материальных средств.

Но хорошо известно, что человек богатый может в одночасье стать бедным, человек властный и могущественный может в одночасье потерять всякую власть. Все, что представляется людям великой силой, в мгновение может превратиться в слабость. И мы знаем, как часто в жизни богатых людей происходят такие драматические события. Все упование возлагается на деньги, на материальные средства, — и вдруг эти средства исчезают, перестают быть доступными для человека, и мир рушится, потому что ничего другого нет. А дальше очень часто наступает отчаяние, человек теряет ориентиры в жизни, становится циничным, способным на преступление, на предательство, попадает в тяжелейшее, гибельное состояние души.

Пример Иуды — очень яркое свидетельство о том, что может сделать с человеком сребролюбие, жадность, желание обладать материальными благами как высшей ценностью. Ведь Иуда был рядом с Самим Господом, он слышал Его слова, он видел Его чудеса. Иногда, общаясь с людьми нерелигиозными и говоря им о Боге, слышишь такой аргумент: вот если бы чудо совершилось, я бы поверил. Никогда не забуду, как еще очень молодым человеком я ехал в пригородной электричке под Ленинградом и кто-то, сев рядом со мной, спросил меня, кто я. Я ответил, что семинарист. Он страшно удивился и сказал: «Ты что, в Бога веришь?!» — «Да, верю, — говорю, — а вы?» — «Нет, я не верю. А вот если бы я сказал сейчас Богу: насыпь мне с неба горсть монет, и если бы это произошло, то я бы поверил». На что я ему ответил: «Ты бы и тогда не поверил, ты бы просто испугался, выронил эти монеты и выбежал из электрички, думая, что произошел какой-то фокус».

Вера не зависит от внешних обстоятельств и даже не зависит от чудес. Вера есть великий Божий дар. Вот почему никакие чудеса не удержали Иуду от предательства, как и сегодня посещение храма, внешние проявления религиозности могут не удержать нас (и часто не удерживают) от действий и слов, которые не соответствуют нашему христианскому званию; а в тяжкие времена могут и вовсе привести человека к отказу от Бога. Пример Иуды — это не просто пример предательства. Это пример предательства, которое по сути своей безумно, это предательство вопреки всякой логике, это предательство вопреки очевидному.

Как же просто споткнуться в жизни, отказаться от Господа и в этом смысле Его предать, не видя Его чудес, не слыша Его проповеди, не видя Его лика! Каждый верующий человек должен помнить, что посещение храма и внешние проявления религиозности не являются гарантией спасения, потому что в этом мире много соблазнов, которые могут и верующего оторвать от Бога. Поэтому сегодняшнее повествование не только об Иуде. Это повествование об очень многих, кто теряет веру, кто отворачивается от Бога, кто перестает ходить в храм только потому, что так сложились жизненные обстоятельства и изменилась система ценностей.

Поэтому, вспоминая предательство Иуды, каждый должен подумать и о самом себе: а готов ли он быть со Христом до конца своей жизни, и в радостях, и в скорбях? Не остановят ли его душевный порыв, его желание быть с Богом неожиданно свалившиеся на голову жизненные проблемы, которые покажутся несправедливыми, трудности, которые покажутся невыносимыми, болезни, которые могут выглядеть как страшные и даже неизлечимые? Перед лицом этих испытаний сохраним ли мы свою веру? И как важно ответить на этот вопрос утвердительно: да, сохраним! Потому что, кроме Иуды, были еще одиннадцать апостолов, десять из которых жизнь свою отдали за Господа и Спасителя и своею кровью утвердили веру православную в роде человеческом. Пусть пример святых апостолов будет для нас примером! Но пусть Иуда также будет служить примером того, как легко поскользнуться на ровной поверхности, как легко изменить свои взгляды на жизнь, если подлинные взгляды на жизнь, Богом благословенные и укорененные в нашей вере, вдруг станут чем-то второстепенным в нашей жизни.

Да поможет нам Господь сохранить веру и верность, особенно в преддверии замечательных дней, связанных с воспоминанием смерти и Воскресения Спасителя! Пусть в это особенное время Господь дарует нам силу молитвы, силу веры и силу любви! Аминь».

В алтаре Храма Христа Спасителя состоялась беседа Святейшего Патриарха Кирилла с награжденными клириками. Напутствуя духовенство, Предстоятель Русской Церкви сказал: «Радуюсь, когда возлагаю награды на московское духовенство. Радуюсь, когда смотрю на вас и понимаю, что вы — это те, кто несет ответственность за духовную жизнь города, а значит — за будущее нашей столицы. Помогай вам Бог в ваших трудах».

От лица награжденных Святейшего Владыку поблагодарил настоятель храма свт. Алексия Московского в Рогожской Слободе г. Москвы иерей Владимир Духович.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси