Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Центральное викариатство (новости)

В Великую Среду Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

 

 

12 апреля 2017 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

Его Святейшеству сослужили: епископ Подольский Тихон; епископ Богородский Антоний, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; духовенство г. Москвы.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя под управлением И.Б. Толкачева. Песнопение «Да исправится молитва моя» исполнил хор молодежного движения «Православные добровольцы» под управлением Анны Голик.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви к празднику Святой Пасхи ряд клириков храмов Московской городской епархии, Патриарших подворий, ставропигиальных приходов и монастырей были удостоены следующих богослужебно-иерархических наград:

права ношения палицы

  • протоиерей Виталий Баранов, клирик храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках;
  • протоиерей Димитрий Бердников, клирик храма Вознесения Господня («Большое Вознесение») у Никитских ворот;
  • протоиерей Михаил Бузько, клирик храма вмч. Георгия Победоносца в Коптево;
  • протоиерей Петр Винокуров, настоятель храма Архангела Михаила в Царицыне;
  • протоиерей Иоанн Власов, клирик храма бессрр. Космы и Дамиана в Шубине;
  • иеромонах Георгий (Мысовский), насельник Андреевского мужского монастыря;
  • протоиерей Виктор Гусев, клирик храма Державной иконы Божией Матери в Чертанове;
  • протоиерей Даниил Зарипов, настоятель храма апп. Петра и Павла, Патриаршего подворья в Тропареве;
  • иеромонах Иоанн (Корчуков), клирик Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря;
  • протоиерей Валерий Киреев, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе;
  • протоиерей Александр Кириллин, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище;
  • протоиерей Константин Кобелев, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Бирюлеве;
  • иеромонах Константин (Симон), насельник Высоко-Петровского мужского монастыря;
  • протоиерей Димитрий Конюхов, настоятель храма Сретения Господня в Бирюлеве;
  • протоиерей Владимир Леонов, настоятель храма прп. Андрея Рублева на Верхней Масловке;
  • протоиерей Алексий Малышев, клирик храма Живоначальной Троицы в Чертанове;
  • протоиерей Роман Марков, настоятель храма Преображения Господня в Старом Беляеве;
  • протоиерей Михаил Михайлов, клирик храма блгвв. кнн. Бориса и Глеба в Дегунине;
  • протоиерей Димитрий Можаев, клирик храма Иверской иконы Божией Матери на Всполье;
  • протоиерей Сергий Никифоров, клирик храма равноап. кн. Владимира в Старых Садех;
  • протоиерей Алексий Пшеничников, настоятель храма иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке;
  • протоиерей Александр Симаков, клирик Алексеевского женского монастыря;
  • протоиерей Виталий Ткачев, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Кувекине;
  • иеромонах Феодор (Юлаев), клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Московской духовной академии;
  • протоиерей Алексий Шишков, клирик храма Преображения Господня на Болвановке;

права ношения набедренника

  • иеромонах Авраам (Павлов), насельник Донского мужского монастыря;
  • иерей Владимир Алексеев, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке;
  • иерей Владимир Батов, клирик Иоанно-Предтеченского женского монастыря;
  • иерей Максим Бобров, настоятель храма вмч. Димитрия Солунского в пос. Восточный;
  • иерей Алексий Воронцов, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне;
  • иерей Евгений Дубовец, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском;
  • иерей Александр Карзан, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке;
  • иерей Олег Курчатов, клирик храма Живоначальной Троицы в Карачарове;
  • иерей Николай Михалушкин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне;
  • иеромонах Паисий (Коноваленко), насельник Воскресенского Ново-Иерусалимского мужского монастыря;
  • иерей Иоанн Паскевич, клирик храма Казанской иконы Божией Матери в Измайлове;
  • иерей Александр Привалов, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове;
  • иерей Илия Пятибрат, клирик храма вмц. Параскевы Пятницы в Качалове;
  • иерей Иоанн Раковский, клирик храма иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке;
  • иерей Борис Смирнов, клирик Зачатьевского женского монастыря;
  • иерей Владимир Федотов, клирик храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгине;
  • иерей Алексий Шутков, клирик храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках;

права ношения двойного ораря

  • диакон Андрей Алексейчук, клирик храма прп. Марона, пустынника Сирийского, в Старых Панех;
  • диакон Михаил Ермачев, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Московской духовной академии;
  • диакон Георгий Ключников, клирик храма вмч. Георгия Победоносца, Патриаршего подворья на Поклонной горе;
  • диакон Андрей Овчинников, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках;
  • диакон Павел Останин, клирик храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове;
  • иеродиакон Прокопий (Жамков), насельник Новоспасского мужского монастыря.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святого Духа в поселении Первомайское Троицкого административного округа г. Москвы (Одигитриевское благочиние викариатства Новых территорий г. Москвы).

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Великая Среда посвящена воспоминанию о вечери в доме Симона Прокаженного, о возлиянии на главу Спасителя драгоценного мира женщиной-блудницей и о предательстве Иуды. Этот день исполнен очень многих смыслов, но, может быть, сейчас следует обратить особое внимание на то, что произошло с Иудой, — под впечатлением от жертвенного поступка женщины, потратившей все свое состояние на приобретение драгоценного мира и возлившей его на главу Спасителя.

Этот поступок был несовместим с внутренним состоянием Иуды. Как известно, он был вор и запускал руку в общий ящик, где хранились деньги всех апостолов. Своих денег у них не было, а на общие нужды использовались деньги из кассы, которую Иуда носил при себе, похищая при этом часть средств.

Можно себе представить, как уязвлен был Иуда поступком женщины. Он был буквально смертельно ранен в сердце и разум, потому что главное дело его жизни ― стяжание, в том числе незаконным способом, — сводилось на нет этим поступком. Столкнулись несовместимые личности и несовместимые ценности. Поэтому Иуда идет и предает Спасителя за тридцать сребреников ― сумму куда меньшую, чем стоимость драгоценного мира. Иуда становится предателем, воспользовавшись доверием Спасите и учеников, чтобы получить деньги в обмен на свое предательство.

У слов «доверие» и «вера» есть общий корень. Когда мы верим в Бога, когда мы верим в порядочность и честность окружающих, это отношение включает разумное и сердечное начала. Вера всегда начинается с рассуждения, а иначе и быть не может. Человек не может поверить без всяких на то оснований, — основания ему дает разум. Это справедливо в отношении веры в Бога, но это справедливо и тогда, когда мы верим людям. Вере предшествует некий анализ, а затем она охватывает наше существо. Мы не просто рационально верим человеку — мы сердцем располагаемся к нему. А на следующем этапе отношений с человеком, которому мы поверили, появляется доверие.

Доверие ― это не просто состояние ума и чувств, это конкретные действия, на нем основанные. Когда мы доверяем человеку, мы можем сказать ему то, что не сказали бы другим. Когда мы доверяем человеку, мы можем взаимодействовать с ним, совершая дела, которые остереглись бы совершать с людьми незнакомыми. Когда есть доверие к человеку, мы можем открыть ему свои тайные мысли и чувства, мы можем доверить ему ценности, которые у нас хранятся. Доверие открывает нас полностью к другому человеку. А предательство ― это и есть использование доверия. Враг не может предать, потому что он враг, — ему никто не доверяет ни своих мыслей, ни ценностей, ни житейских планов. Предают всегда близкие, единомышленники, родственники, друзья, знакомые ― те, кому мы доверяем.

Иуда был по-человечески близок к Спасителю. Он был в кругу избранных, в числе Двенадцати. Он знал все. Он знал больше, чем те, кто следил за Спасителем по заданию первосвященников и книжников, чем соглядатаи, которые стремились уловить Спасителя на словах, а затем передать их власть имущим как доказательство того, что подозрения в отношении Спасителя справедливы. Он знал, что Спаситель делал и собирался делать. Собственно, на этом и была построена стратегия предательства ― указать первосвященникам, где лучше всего произвести арест, ведь этого нельзя было сделать у храма, в присутствии тех, кто помнил о воскрешении Лазаря. Это надо было сделать тайно, без лишних свидетелей, а затем оклеветать и обвинить Спасителя. Все так и произошло, и начало страданиям Спасителя положило именно предательство Иуды.

Предательство — грех страшный, потому что согрешающим эксплуатируются самые добрые к нему чувства и отношения. В предательстве торжествует зло, торжествует ложь, торжествует лицемерие, торжествует гордыня, торжествует коварство. Все эти страшные пороки концентрируются в действиях предателя. Предатель — всегда отрицательная личность, причем не только в глазах преданных, но и в глазах тех, кому предают. Предателей никогда не уважают, а нередко и устраняют как ненужных очевидцев. Вот почему самоубийство Иуды было всем на руку, словно и не было никакого предательства, не было никакого Иуды. Ушел человек из жизни, и никаких лишних проблем ни для первосвященников, ни для книжников, — они могли смело обвинять Спасителя, и никто будто и не знал, что ни в чем не повинный был предан ближайшим учеником.

Эта страшная история помогает нам понять, как греховно предательство, когда мы предаем Господа, в Которого верили, Который отвечал на наши молитвы. Мы предаем Его из-за неких жизненных обстоятельств, из-за того, что в какой-то момент нам кажется, что Он нам не помогает, а значит, Его и нет. А если Его нет, а я пребываю в скорби, то можно еще и перед людьми Его предать, сославшись якобы на свой опыт. Люди старшего поколения помнят, как в советское время находились предатели среди священнослужителей, которые публично снимали сан, а потом, будто отталкиваясь от своих знаний, своего опыта, убеждали людей в том, что Бога нет, что все это сказки, что все это сознательный обман. Ни один из этих предателей хорошо не кончил, и те, кто воспользовался их предательством, не испытывали к ним никакого уважения. Как и во время войны были предатели, и никто их не уважал, — их ненавидели те, кого они предали, и презирали те, кому они предали. Предатель всегда проигрывает в этой жизни и неминуемо наказывается адом после смерти.

Неслучайно история страданий Спасителя была связана с предательством, потому что и наши человеческие истории, истории скорбей очень многих связаны с предательством — предательством супругов, предательством детей, предательством друзей и коллег. Наверное, большинство людей на собственном опыте испытали, что такое предательство, а потому мы, люди веры, вразумляемые Божественными словесами, должны ясно понять, и не просто понять, а осуществить в своей жизни Божественный призыв не предавать ближнего. Этот призыв не был вербально сформулирован, но вся история предательства Иуды свидетельствует о нем. И да поможет нам Господь всегда оставаться верными Ему и Его Церкви, верными супругами, верными детьми, верными друзьями, чтобы верность была нашей добродетелью и чтобы никогда диавол не соблазнил нас на грех предательства. Аминь».

В алтаре Храма Христа Спасителя состоялась беседа Святейшего Патриарха Кирилла с награжденным духовенством. От лица награжденных Святейшего Владыку поблагодарил священник Александр Карзан, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, секретарь председателя Отдела внешних церковных связей.

Напутствуя духовенство, Предстоятель Русской Церкви сказал:

«Благодарю Вас за Ваши добрые слова! Всех вас, братия, еще раз сердечно поздравляю с наградами. Эти награды связаны не просто с выслугой лет, но действительно являются свидетельством признания ваших заслуг. Я всегда внимательно читаю биографии духовенства. Очень сожалею, что не всегда могу лично с вами встречаться. Вы вспомнили Смоленск. Там я знал не только каждого батюшку, но и каждую матушку. Говорю это к тому, что для меня личный опыт общения с духовенством всегда был очень важен.

Сейчас я знакомлюсь с вами во время хиротоний, которые совершаю над всеми священнослужителями, рукополагаемыми в Московской епархии с 2009 года. И, конечно, знакомлюсь с вашими личными делами, смотрю на ваши фотографии, а сейчас имею возможность лицом к лицу вас всех видеть. Хочу поблагодарить вас за ваши труды.

Я отмечаю несомненный рост уровня нашего духовенства. Большинство из вас очень хорошо проповедует, большинство из вас хорошо знают современную жизнь наших прихожан. Дай Бог, чтобы все эти знания, которые вы приобретаете и через обучение, и через опыт жизни, в полной мере служили целям вашего пастырского служения. И самое главное, что я хотел бы вам пожелать, чтобы никогда вы к этому служению не привыкали, чтобы не возникало чувство привычки, утомления и даже — через это — небрежение святыней.

Всякий раз, подходя к Престолу, помните, что вы прикасаетесь к Престолу Божию. Всякий раз, совершая Святую Евхаристию, помните, что через Вас совершается великая тайна освящения рода человеческого. Для того чтобы было так, нужно обязательно не оставлять своей личной молитвы, покаяния. Даже если не удается часто совершать исповедь или приходить на исповедь к духовнику, каждый день элемент покаяния должен быть в вашей молитве. Вы должны себя все время настраивать, эта струна вашего инструмента всегда должна быть натянута. Мы знаем, как в фортепиано, в любом другом струнном инструменте спускаются струны, ослабевают от частой игры, и чтобы их вновь настроить, обращаются к специалисту. Вы сами должны быть специалистами, настраивающими свои внутренние струны. Они всегда должны быть натянуты, всегда должны издавать правильный звук. Этого я хотел бы всем вам пожелать. Храни вас Господь».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси