3 апреля 2018 года, во вторник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы.
Его Святейшеству сослужили: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Красногорский Иринарх, председатель Синодального отдела по тюремному служению; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Вассиан (Змеев), настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии (Болгария); игумен Петр (Еремеев), наместник Высоко-Петровского монастыря; насельники Высоко-Петровской обители в священном сане; духовенство г. Москвы.
Богослужение посетили заместитель министра образования и науки Российской Федерации С.С. Кравцов, ректоры негосударственных высших учебных заведений города Москвы.
Песнопения Литургии исполнил хор Высоко-Петровского монастыря (регент — А.И. Любимов).
На малом входе указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за усердное служение Святой Церкви к празднику Святой Пасхи 2018 года права ношения наперсного креста золотого цвета были удостоены следующие клирики храмов Московской городской епархии и ставропигиальных монастырей:
- иерей Михаил Асмус, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе г. Москвы;
- иеромонах Ермоген (Бурыгин), насельник Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы;
- иеромонах Павел (Гелястанов), благочинный Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы;
- иерей Николай Головинов, клирик храма прп. Сергия Радонежского в Солнцеве г. Москвы;
- иеромонах Иоанн (Гуайта), клирик храма бессрр. Космы и Дамиана в Шубине г. Москвы;
- иерей Димитрий Данилов, клирик храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках г. Москвы;
- иерей Георгий Дехтярев, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Покровском г. Москвы;
- иерей Сергий Зверев, клирик храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах г. Москвы;
- иеромонах Феоктист (Игумнов), настоятель храма Рождества Христова в Митине г. Москвы;
- иерей Сергий Казаков, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Орехове-Борисове г. Москвы;
- иерей Мирон Кантеладзе, клирик храма вмч. Георгия Победоносца в Грузинах г. Москвы;
- иерей Павел Карев, клирик храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке г. Москвы;
- иерей Сергий Кашин, клирик храма Живоначальной Троицы в Остафьеве г. Москвы;
- иерей Иоанн Ковалев, клирик храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове;
- иерей Алексий Колоев, клирик храма Софии Премудрости Божией у Пушечного двора, что на Лубянке г. Москвы;
- иерей Тихон Кречетов, клирик Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москвы;
- иерей Максим Куимов, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе г. Москвы;
- иерей Геннадий Лапшин, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках г. Москвы;
- иерей Алексий Лымарев, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Толмачах г. Москвы;
- иерей Димитрий Мазанов, клирик храма прав. Иоанна Русского в Фили-Давыдкове г. Москвы;
- иерей Алексий Малютин, клирик храма Архистратига Михаила в Тропареве г. Москвы;
- иерей Виталий Манухов, клирик храма прп. Василия исповедника у Рогожской заставы г. Москвы;
- иерей Максим Мельниченко, настоятель храма свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, в Московском г. Москвы;
- иерей Павел Огрызков, клирик храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове г. Москвы;
- иерей Иоанн Омелянчук, настоятель храма сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца, в Зюзине г. Москвы;
- иерей Борис Осипов, клирик храма Троицы Живоначальной при НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского г. Москвы;
- иерей Кирилл Прохоров, клирик храма ап. Андрея Первозванного в Люблино г. Москвы;
- иерей Димитрий Сериков, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы;
- иерей Павел Симонов, настоятель храма св. блгв. кн. Димитрия Донского в Раеве г. Москвы;
- иерей Максим Синицын, клирик храма апп. Петра и Павла в Новой Басманной Слободе г. Москвы;
- иеромонах Антоний (Скорик), насельник Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы;
- иерей Димитрий Соколов, клирик храма иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке г. Москвы;
- иерей Максим Соловьев, настоятель храма Вознесения Господня в Сатино-Русском г. Москвы;
- иерей Игорь Спартесный, клирик храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках г. Москвы;
- иерей Андрей Строгов, клирик храма свт. Димитрия, митрополита Ростовского, в Очакове г. Москвы;
- иерей Владимир Суханов, клирик храма Живоначальной Троицы в Косине г. Москвы;
- иерей Илия Сычев, настоятель храма прп. Моисея Мурина в Южном Бутове г. Москвы;
- иерей Сергий Творогов, клирик храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле г. Москвы;
- иерей Константин Федулов, клирик храма прп. Пимена Великого в Новых Воротниках г. Москвы;
- иерей Тимофей Чайкин, клирик храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы;
- иерей Анатолий Чуряков, настоятель храма свт. Феодора Едесского в Уварове г. Москвы, переводчик ОВЦС МП;
- иерей Антоний Шелепов, клирик Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря;
- иерей Сергий Шиндаров, клирик храма свт. Николая Мирликийского на Рогожском кладбище г. Москвы;
- иерей Сергий Якименко, клирик храма вмц. Варвары и прп. Илии Муромца, Патриаршего подворья в п. Власихе Одинцовского района Московской области.
За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил монаха Симеона (Кузнецова), насельника Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря, в сан иеродиакона.
Проповедь перед причастием произнес игумен Петр (Пиголь), духовник Высоко-Петровского монастыря.
По окончании Литургии наместник Высоко-Петровского монастыря игумен Петр (Еремеев) поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с 49-й годовщиной монашеского пострига и преподнес Его Святейшеству монашеский параман. «Сегодня особый для Вас день: 49 лет назад Вы сознательно вступили на путь служения Церкви, приняв монашеский постриг, — с,казал отец Петр. — Просим Ваших молитв о нас в этот день, когда Вы обновляете свои монашеские обеты в молитве Богу, благодарите Его за этот данный Вам светлый путь Патриаршего служения».
Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня Великий Вторник, и Церковь предлагает нам Евангельское чтение, которое помогает прикоснуться к тайне Божиего суда (Мф. 24:36 ― 26:2).
Суд — это учреждение, которое призвано утверждать справедливость. Когда у людей не хватает сил, возможностей, разумения разрешить спор и выйти из конфликта, они нередко прибегают к помощи суда, чтобы некая третья сила, не вовлеченная в конфликт и вместе с тем достаточно компетентная, знающая законы, помогла преодолеть кризис в отношениях и найти справедливое решение проблемы, которая разделяет людей. Но мы знаем, что человеческий суд не является инстанцией, где абсолютом является справедливость, — прежде всего потому, что суд творят люди, подверженные искушениям и слабостям, порой не владеющие полной картиной происходящего. Наравне с совершенно справедливыми принимаются и такие решения, которые ранят людей, потому что через эти решения справедливость не утверждается в полной мере. Вообще всё, что происходит в роде человеческом, имеет лишь относительную ценность, относительное значение — в силу уязвимости человеческой природы, в силу слабости человека. И если посмотреть на всю человеческую историю, то как много несправедливого люди совершили за эти тысячелетия, сколько неискупленных грехов, неразрешенных конфликтов, сколько жертв несправедливости! Вся эта огромная масса несправедливости и проистекающего из несправедливости горя, несомненно, тяжким грузом лежит на человеческой истории. И если бы не было перспективы Божественного суда, то человеческая история превратилась бы в лучшем случае в бессмысленность, в торжество случайностей, а в худшем — в торжество несправедливости и зла, проистекающего от дурных намерений людей. Божественный суд — это то, что в полной мере восстановит справедливость в перспективе и ретроспективе всей человеческой истории. Ни один грех и ни одно преступление не скроются от этого суда, как и ни одна обида невинных людей. Ни одна слезинка, пролитая из-за несправедливых обвинений или иных человеческих ухищрений, не останется не оттертой на великом суде, который даст оценку не только каждому человеку, но и всей человеческой истории. И те, кто верит, что этот суд свершится, то есть верующие в Евангелие, во Христа Спасителя, в Его второе пришествие, должны особенно четко и критично оценивать свою жизнь, свои поступки, — ведь все, что может, по разным причинам, избежать осуждения в течение человеческой жизни, несомненно, будет осуждено Божественной справедливостью.
Но суд, о котором мы сегодня слышали в Евангельском чтении, — это не только суд страшный, но и суд Божественной любви. Христос, явивший людям как высочайшую ценность великую заповедь о любви, будет, несомненно, со справедливостью, но и с любовью судить всех нас. А до того, как мы предстанем пред судом Божиим, есть возможность через покаяние, через суд над самим собой, каковой часто бывает самым справедливым и самым жестким, через критическое отношение к своим мыслям, к своим деяниям, к своим чувствам, к своим отношениям с ближними, исправить нашу жизненную траекторию. Мы должны идти по жизни с учетом опыта, который накапливается у нас через искреннее покаяние и осуждение себя.
Пусть Господь каждому из нас даст возможность отрешиться от всяких условностей, научиться пред лицом Божиим и пред лицом своей собственной совести выносить самому себе беспристрастный суд, помогающий исправить наши стопы и направить их ко Господу.
Время Страстной седмицы — особое время. Каждый день помогает нам сконцентрироваться на очень важных истинах, которые наполняют величайшим содержанием человеческую жизнь, если мы открываем этим истинам свое сердце и свой разум. Постараемся не оставить эти святые дни вне нашего внимания, будем сопровождать их молитвой, размышлениями, приуготовлением себя к должному участию в великом торжестве — праздновании Светлого Христова Воскресения. И да поможет нам Господь в этом странствии на пути к свету Воскресения. Аминь».
Указом Святейшего Патриарха Кирилла игумен Петр (Еремеев) был удостоен юбилейной медали «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви».
Каждому насельнику обители Святейший Владыка передал сборник своих проповедей «В годину тяжкую Богом избранный…», посвященный 100-летию избрания святителя Тихона на Патриарший престол.
Затем состоялась беседа Его Святейшества с награжденными клириками. От лица награжденных со словами благодарности к Предстоятелю обратился священник Михаил Асмус. В ответном слове Святейший Патриарх, в частности, сказал: «Хотел бы еще раз сердечно поздравить всех отцов, которые получили сегодня эту награду, поблагодарить вас за ваше служение. Вы осуществляете главную пастырскую работу в городе Москве. Через вас люди приходят в храм Божий, через вас они воцерковляются или не приходят и не воцерковляются. У вас великая ответственность за спасение людей... Пусть Господь помогает вам так же достойно, как и доныне, нести подлинный крест служения Господу, в наше непростое время укрепляя людей в вере, в благочестии, в чистоте, давая им правильные ориентиры на жизненном пути. Пусть Господь хранит вас, всех тех, у кого есть семьи, — ваши семьи — матушек, детей; монашествующих пусть укрепит Господь в исполнении монашеских обетов, верности служению Господу, а всем нам вместе — дарует силы осуществлять такое ответственное служение — пастырское окормление Первопрестольного града».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси